Алексей Леонтьев: ТЭК не однороден и даже здесь еще много вопросов с введением ИТ-политик
Интервью CNews.ru дал Алексей Леонтьев, управляющий партнер компании «Verysell Проекты».
CNews.ru: Некоторые эксперты ожидают бума информатизации промышленных предприятий России. Каково ваше отношение к этим прогнозам? Стоит ли рассчитывать на значительный рост спроса на ИТ со стороны промышленников в ближайшие годы?
Алексей Леонтьев: Наши оценки весьма оптимистичны. Мы полагаем, что при наличии известных факторов, которые совокупно называются «благоприятная экономическая ситуация в стране», спрос на ИТ-технологии со стороны промышленных предприятий претерпит серьезную положительную динамику. Мы ожидаем качественное и количественное изменение показателей в этом секторе в течение ближайших трех-пяти лет.
CNews.ru: Можно ли говорить о том, что ТЭК, лидер промышленной информатизации, уже прошел этап первичной информатизации и основная ИТ-инфраструктура уже создана, или по современным меркам это все еще не так?
Алексей Леонтьев: ТЭК — действительно лидер промышленной автоматизации и, оглядываясь на наш опыт работы в этой сфере, могу сказать, что и 5-8 лет назад авангард нашей промышленности понимал важность и необходимость интеграции ИТ-технологий в бизнес-процессы. Сейчас вопросам внедрения информационных технологий на предприятиях ТЭК нами уделяется особое внимание хотя бы потому, что качественно изменились требования со стороны клиента — от решения текущих, пусть даже самых сложных задач мы все больше переходим к обсуждению и решению задач концептуального уровня, касающихся развития информационной среды предприятия на ближайшие 5-10 лет.
Что касается прохождения этапа первичной автоматизации. Мы с вами должны понимать, что за лаконичным названием «предприятия ТЭК» кроется гигантский промышленный мегаполис. Безусловно, развитие этих предприятий с точки зрения создания ИТ-инфраструктуры не может быть однородным, и здесь еще придется решать достаточно много вопросов с введением ИТ-политик и, как следствие, с введением корпоративных стандартов на внедряемые компоненты инфраструктуры.
CNews.ru: Как бы вы определили специфику информатизации в бизнесе нефтегазовых компаний?
Алексей Леонтьев: Происходящие изменения в структуре бизнеса ряда нефтегазовых компаний в последнее время — укрупнение компаний, усложнение технологической цепочки (охватывающей стадии разведки, добычи, транспортировки, переработки, изготовления конечного продукта, реализации конечным потребителям) — внесли свою специфику в вопросы информатизации. В компаниях этой области прослеживается тенденция интенсивного развития нескольких направлений ИТ. Первое из них — внедрение, развитие ERP-систем. Сложные существующие технологические цепочки (от разведки сырья до реализации продукта), жесткие условия конкуренции привели к тому, что все компании стали искать пути повышения эффективности ИС через внедрение и использование различных ERP-систем.
Внедрение ERP-систем как business critical system, в свою очередь, привело к росту пристального внимания заказчиков к вопросам комплексной надежности не только программно-аппаратных комплексов, но и всей ИС. Так, по некоторым оценкам, требования ряда компаний этого сегмента рынка к надежности подобных систем таковы, что время простоя в год (или недоступности сервиса для пользователей) не должно превышать 1 часа.
Следующее направление — внедрение решений, связанных с вопросами комплексной информационной безопасности. Укрупнение компаний, слияние ИС этих компаний, усложнение бизнес-процессов, конкуренция и, как следствие, существенное увеличение информационных потоков требуют пристального внимания к вопросам политик информационной безопасности компаний.
Укрупнение компаний приводит к существенному росту самих ИС, их усложнению — становятся особенно актуальными вопросы управляемости существующих ИС и, как следствие, повышения эффективности ИС как составной части бизнеса компании.
Также (что не может не радовать) именно в этой области промышленности стало уделяться больше внимания вопросам эргономики в ИТ-области.
CNews.ru: Если разделить все ИТ-проекты в промышленности, выполненные в России в период с 1998 по 2003 год, на успешные и сомнительные в плане успеха, каково будет их соотношение, на ваш взгляд? Можно ли говорить, что в последние годы успешных проектов стало больше?
Алексей Леонтьев: Да, бесспорно, можно говорить о том, что не только успешных проектов стало больше, но и существенно изменилось их качество — они стали более привязанными к бизнес-процессам компании. Заказчики научились не только считать деньги, но у них появилось понимание того, что эффективность бизнеса впрямую зависит от эффективности существующих ИС. Это во многом определят «качественность», если можно так сказать, реализуемых проектов и предъявляемых к ним требований. Заказчики теперь хотят понимать, что дадут им реализуемые интеграторами проекты с точки зрения развития бизнеса, стоимости владения ИС, быстроты отдачи вложений. Эра «освоения» финансов на уровне поставок компьютеров, реализации сетей и т.д. уже канула в Лету. Любой более-менее интересный для нас проект охватывает практически все уровни ИС: от телекоммуникационной инфраструктуры компании, до бизнес-приложений, включая и эффективную реорганизацию работы ИТ-подразделений компаний.
CNews.ru: Многие промышленные предприятия России продолжают развитие информационных систем собственной разработки. Насколько перспективна такая стратегия, на ваш взгляд?
Алексей Леонтьев: К такой «стратегии» я отношусь весьма сдержанно. Более того, мне казалось, что сам вопрос — «Нужно ли по-прежнему заниматься поддержкой доморощенных разработок?» был актуален году в 95-м. Удивляюсь, что к этому приходится возвращаться. Есть определенные факторы, «заставляющие» предприятия идти по пути поддержки собственных разработок. Это, прежде всего, экономический фактор, ощущение, что цена такой разработки существенно ниже «фирменного» продукта. Есть сугубо производственный фактор, понимая под этим необходимость «придумать» адекватную загрузку ИТ-отделу предприятия. Есть другие факторы. Вопрос, повторюсь, не слишком актуален, поэтому не буду на нем долго останавливаться. Важно, на мой взгляд, понимать три вещи. Первое — качество такого продукта может быть весьма низким, если в процессе разработки не соблюдались соответствующие стандарты. Второе — крайне трудно такой продукт сделать действительно продуктом, т.е. решением или технологией, способной жить самостоятельно, без своих создателей. Отчуждаемость собственных разработок — одна из наиболее серьезных проблем, с которой сталкиваются предприятия, пытающиеся идти по этому тернистому пути.
И третье — такие продукты не проходят испытания «рынком» (в условиях жесткой конкурентной борьбы), соответственно, если можно так сказать, они «не живучи». Процессы их доводки зачастую перерастают саму потребность, и к моменту ввода в эксплуатацию продукт часто морально устаревает, что требует очередной итерации финансирования его переработки или адаптации.
CNews.ru: Какой объем выручки Verysell по итогам 2002 пришелся на проекты и поставки в промышленном секторе? Как, по вашим оценкам, этот показатель изменится в 2003 году?
Алексей Леонтьев: Роль промышленного сектора в бизнесе нашей компании трудно переоценить. Доля выручки от продаж промышленным предприятиям в общем объеме бизнеса компании снизилась с 70% в первом полугодии 2002 года до 60% в первом полугодии текущего года. Причина тому — усиление наших позиций в других секторах (в частности, в телекоме). Тем не менее, продажи промышленным предприятиям претерпели следующие изменения: нефтегазовый комплекс — 21%, промышленные предприятия — 53%, энергетика — 72%. Речь идет, конечно, об увеличении продаж в этих секторах. Цифры говорят сами за себя.
CNews.ru: «Универсальный интегратор». Как вы относитесь к этому понятию? Может ли компания успешно провести сложный проект в любой отрасли или все же специализация на рынке интеграции сохраняется? Какова стратегия Verysell в этом вопросе?
Алексей Леонтьев: Накопленный за последние годы богатый опыт в области интеграции позволяет нам позиционировать себя, уже не столько как именно интеграционную, а как компанию, предоставляющую услуги ИС-консалтинга (услуги уровня экспертизы). Это накладывает жесткое обязательство — оказание ИТ-услуг заказчикам на очень высоком профессиональном уровне. Что, в свою очередь, предопределяет некоторую специализацию компаний. Достичь высокого «универсального» профессионализма практически во всех ИТ-областях крайне сложно, если не невозможно. Поэтому очевидно будет и дальше иметь место наметившаяся в последние годы тенденция специализации компаний в соответствии с выбранной стратегией развития каждой компании. Под специализацией мы понимаем стремление компании достичь высокого качества предоставления ИТ-услуг в некоторых фокусных направлениях, в которых компания обладает уровнем экспертизы. Именно такой путь мы выбрали для себя.
CNews.ru: В интеграторскую компанию «Обинко» входит несколько компаний. В чем преимущества такой структуры при реализации ИТ-проектов?
Алексей Леонтьев: В интеграторскую компанию «Обинко» действительно входило несколько предприятий, но такая структура сложилась, прежде всего, исторически. В 2000 году было принято решение о создании «Обинко» на базе существующих компаний — системных интеграторов RPI, «Verysell Проекты», «Винтегро». Позже была консолидирована компания «Обинко Технологии». Такая структура не могла быть достаточно эффективна, и было принято решение о реорганизации компании. В настоящее время реорганизация фактически закончена. Мы теперь выступаем единой командой под торговой маркой «Verysell Проекты» с внутренней структурой, построенной по «классической» матричной модели, с фокусировкой на ключевых отраслях экономики, с мощным техническим центром, способным решать задачи, о которых мы сегодня говорим.
CNews.ru: Одним из крупнейших проектов, реализованных вашей компанией, стало создание информационной системы для подразделения РАО ЕЭС. Какие задачи ставились перед проектом?
Алексей Леонтьев: Наша компания давно сотрудничает с различными подразделениями РАО ЕЭС, реализуя проекты по реконструкции и развитию различных элементов вычислительных систем, на базе которых строятся, в том числе, и системы диспетчерского управления. Надо отметить, что диспетчерские службы, занимающиеся контролем и распределением электроэнергии, являются одними из ключевых в этой организации.
Главная задача, ставившаяся перед реализованным нашей компанией проектом,
— перевод системы диспетчерского управления на современные высоконадежные программно-аппаратные решения от различных ведущих производителей. Главное требование заказчика, учитывая круглосуточный режим работы службы, — модернизация существующих компонент ИС без их отключения. Что и было успешно реализовано нами.
CNews.ru: Какие технологии и решения, на ваш взгляд, будут востребованы промышленными предприятиями в ближайшие годы? Какова стратегия развития бизнеса интеграции Verysell на ближайшие несколько лет? Какую роль в ней занимают вертикальные промышленные рынки?
Алексей Леонтьев: Несмотря на то, что делать прогнозы — дело неблагодарное, мы все-таки считаем, что востребованы будут, в первую очередь, решения и технологии, позволяющие существенно повысить эффективность ИС, отдачу от вложений (ROI), отвечающие бизнес-задачам компаний-заказчиков. Рядом ведущих производителей, партнерами которых мы являемся, предлагаются законченные решения (практически под ключ), ориентированные на конкретную отрасль. К таким решениям можно отнести решения для банковского сектора, решения для компаний, занимающихся геологоразведкой, и других. Зачастую заказчикам крайне сложно разобраться в огромном спектре предлагаемых решений и выбрать именно то, что наиболее полно отвечает их задачам. Таким образом, если говорить о стратегии развития интеграторского бизнеса компании «Verysell Проекты» в среднесрочной перспективе, то наша задача, как компании, предоставляющей услуги ИТ-консалтинга, — на основе экспертного анализа современных решений, с одной стороны, и понимания специфики бизнеса заказчика, с другой, предложить заказчику решение, наиболее полно отвечающее его требованиям.