|
|
Практика подтверждает теориюЭкономика промышленных предприятий способствует тому, чтобы теоретически выделяемые факторы информатизации не расходились с практикой. Львиная доля промышленников начинает использование ИТ лишь в той ситуации, когда затраты на их внедрение могут принести выгоду. Однако при том, что в промышленности объективно существует спрос на информационные технологии, к сожалению, далеко не всегда он оказывается платёжеспособным Конечно, до сих пор не редки случаи, когда информационные технологии внедряют как дань моде или в условиях, в которых эффективнее было бы применить организационное или техническое решение. Но, как правило, промышленные предприятия прибегают к автоматизации по объективным причинам, которые могут иметь как внутреннее (организационные или производственные проблемы), так и внешнее (конкуренция) происхождение. Основными целями В то же время, сегодня в целях повышения эффективности управления, принято сразу переходить к автоматизации бизнес-процессов, минуя этап их организационной оптимизации или совмещая его с автоматизацией. При этом пример концерна «Тойота» и внедрённой там концепции «бережливого производства» наглядно показывает, что существует реальная возможность кардинальной оптимизации деятельности и управления без «тотальной» автоматизации Принято считать, что, «перешагивая» через этап организационной оптимизации, предприятия экономят время и сразу переходят в разряд «современных». В целом это верно, если не учитывать, что в таком случае предприятие несёт затраты одновременно и на организационную перестройку и на внедрение информационных технологий. При этом в очень многих случаях основной эффект приносит именно организационная перестройка Российские промышленники переориентируются на интенсивное развитие Как отмечают многие эксперты, российский промышленный сектор сегодня находится в непростых условиях. Отмечаемый в последние годы рост производства, в основном, отражает результаты восстановления промышленных предприятий, а не их дальнейшего развития. Исключением здесь, как известно, является топливно-энергетический комплекс, который до сих пор потребляет основную долю всех инвестиций в промышленность. Таким образом, сегодня отрасль выходит на свою «рабочую мощность», которую она способна развить на существующей материальной базе. В то же время, для многих предприятий на уровне сбыта сформировался порочный круг: для выпуска качественной и надёжной, конкурентоспособной продукции и дальнейшего развития производства необходимы большие объёмы продаж, а для обеспечения объёмов продаж необходима конкурентоспособная продукция. Разорвать этот круг не всегда возможно без посторонней помощи — государственной поддержки и частных инвестиций. Например, отечественное автомобилестроение, судя по всему, в ближайшее время вырваться из замкнутого круга не сможет (за исключением «нишевых» игроков). Неизвестна судьба отечественного приборостроения, лёгкой промышленности и ещё целого ряда отраслей. Ситуация усугубляется тем, что на государственном уровне не оказывается существенной поддержки отечественным промышленным предприятиям и практически не используются протекционистские меры (которые с вступлением в ВТО вообще станут невозможны). Отечественным предприятиям, которым удалось выжить к настоящему времени, предоставляется возможность конкурировать с зарубежными производителями как на внешнем, так и на внутреннем рынке, и самостоятельно искать инвесторов, готовых вложить значительные финансовые средства в техническое перевооружение. В этой ситуации значительная часть машиностроительных предприятий (деятельность которых, в Использование возможностей информационных технологий в промышленности сегодня обусловлено как необходимостью интенсивного развития производства, так и сложностью современных технологических процессов и оборудования. Оставшаяся в наследство от СССР взаимозависимость многих предприятий друг от друга требует применения современных инструментов планирования закупок сырья, производства и поставок готовой продукции и полуфабрикатов. Объединение групп предприятий в холдинги требует создания единого информационного пространства. Конкуренция с зарубежными производителями на внутреннем и внешних рынках обязывает к применению современных технологий, средств проектирования и производства изделий и т.д. Таким образом, в отечественной промышленности объективно существует спрос на информационные технологии, но, к сожалению, он далеко не всегда оказывается платёжеспособным. Это создаёт другой порочный круг: чтобы быть конкурентоспособным и инвестиционно-привлекательным, предприятие должно использовать современное оборудование и информационные технологии, а для того, чтобы изыскать средства на их внедрение, оно должно быть конкурентоспособным и Предприятиям ТЭК и металлургической отрасли удалось решить эту проблему, решают её сейчас и машиностроительные гиганты (такие как НПК «Иркут», «Объединенные машиностроительные заводы», КАМАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ, АХК «Сухой» и др.). Однако значительное число мелких и средних промышленных предприятий сегодня не обладает средствами на структурную перестройку, техническое перевооружение и автоматизацию. Нередко они обладают Сергей Середа / CNews Analytics |