|
|
Обзор подготовлен |
|
Валерий Липкин: «Удельный вес» решений, принимаемых в пользу комплексных проектов, заметно увеличился
На вопросы CNews отвечает Валерий Липкин, президент компании ВСС.
CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, определяют развитие рынка сетевой и системной интеграции в России сегодня?
Валерий Липкин: Среди ключевых факторов, определяющих сегодня динамику и темпы развития рынка ИТ-услуг для корпоративных заказчиков, необходимо выделить: во-первых, возрастающую зависимость показателей эффективности решения бизнес-задач от инвестиционной целесообразности использованных информационных технологий. Во-вторых, формирование класса новых бизнес-услуг, базирующихся на инновационных ИТ-решениях. В-третьих, повышение масштабности и сложности (и, как следствие, стоимости) используемых компонентов корпоративных информационных систем (КИС). В-четвертых, массовый переход крупных заказчиков на непрерывную модель ведения бизнеса, которая для многих отраслей — таких, как телеком, финансы, торговля, промышленность, энергетика — уже перестала быть только элементом конкурентоспособности организации, перейдя в категорию факторов обеспечения жизнеспособности бизнеса.
CNews: Как изменились за последнее время методы построения ИТ-инфраструктур для отечественных предприятий?
Валерий Липкин: На основании многолетней практики работы BCC с представителями различных отраслей могу судить о том, что основные изменения в методах построения ИТ-инфраструктур связаны с появлением нового — стартового — звена в проектной цепочке: аудита бизнеса заказчика и его ИС. Также сказываются факторы изменения задач и ожиданий, связанных с эффективностью выбранного решения, и соизмеримости успешности ИТ-проекта с бизнес результатами.
Итак, аудит. Его наличие свидетельствует о зрелости заказчика, как потребителя ИТ, о его ответственности перед самим собой и своими потребителями за качественный уровень деятельности. Результативность проекта и уровень затрат на его реализацию во многом зависят от того, насколько квалифицированно, своевременно и объективно будет выполнен аудит. Это очевидно и не требует доказательств, поэтому к аудиту необходимо привлекать профессиональную команду, состоящую, с одной стороны, из специалистов заказчика, которые располагают глубокими знаниями потребностей бизнеса и специфики работы конкретной организации. С другой стороны, в проекте должны участвовать специалисты опытной ИТ-компании, которые знают тенденции ИТ-рынка, понимают отраслевые и региональные особенности использования ИТ-решений, владеют уникальными компетенциями и ноу-хау в области ИТ.
Критерии качества и масштаб преобразований могут различаться. Но сама методология, последовательность шагов в своей основе будет одинаковой: аудит исходной бизнес-ситуации и состояния ИС заказчика — формулирование концептуальных потребностей бизнеса и задач на ближайшую перспективу — разработка критериев отбора ИТ-решений, соответствующих поставленным целям и задачам — поиск решений, наиболее оптимально удовлетворяющих выбранным стратегическим критериям — более детальный анализ решений на предмет их соответствия текущим задачам — тестирование — проект — мониторинг. До недавних пор эта цепочка в большинстве случаев ограничивалась тремя последними звеньями, причем определяющим моментом были, прежде всего, технические характеристики намеченной к внедрению системы и ее распространенность в отрасли, а затем уже вопрос, какие именно задачи бизнеса можно решить, используя имеющийся функционал.
Ранее процедура оценки соизмеримости с бизнес-результатами сводилась, в основном, к проверке функционирования заявленных разработчиком возможностей решения. Теперь заказчика больше интересует гарантированный бизнес-результат плюс минимизации рисков. Результатом может быть повышение эффективности бизнес-процессов или ожидания связанные с реализацией бизнес-задач, следующих из выбранной стратегии развития организации. Обращаясь в центр компетенций, он стремится снизить проектные риски и, по возможности, заручиться гарантиями со стороны вендоров и исполнителя проекта, имеющего необходимый пакет технологических решений и отраслевой опыт.
CNews: Отмечаете ли вы сохранение «перевеса» ИТ-инвестиций отечественных заказчиков в пользу аппаратных средств?
Валерий Липкин: Да, такой дисбаланс всё еще присутствует. Хотя, по сравнению с более ранним периодом, «удельный вес» решений, принимаемых в пользу комплексных проектов, заметно увеличился. Это свидетельствует о возрастании числа предприятий, предпочитающих сосредоточиться на решении тех вопросов, которые непосредственно относятся к области их компетенций. Они отдают себе отчет в том, что, получив в свое распоряжение комплексное решение, не только избавятся от трудоемких забот по интеграции и сервисному сопровождению необходимой им техники и бизнес-приложений, но и повысят практическую ценность используемого решения и информационной системы в целом.
Те же, кто всё еще предпочитает самостоятельно решать вопрос о приобретении и запуске необходимого оборудования и программного обеспечения, "экономя" на услугах профессиональных интеграторов и консультантов, нередко сталкиваются с обратным эффектом. Упущенные из виду детали индивидуальной ситуации заказчика и/или нюансы в области внедрения и сопровождения выбранных информационных систем могут повлечь за собой ресурсоемкие работы и существенное превышение "сэкономленного" бюджета, не говоря уже о времени и трудозатратах персонала. При этом качественные характеристики проекта на выходе не всегда будут оптимальными для конкретного заказчика.
CNews: В чем вы видите основные сложности проектов по построению ЦОД?
Валерий Липкин: Центры обработки данных являются как раз теми объектами, при создании которых обязательно надо привлекать профессиональных системных интеграторов и консультантов, обладающих соответствующей экспертизой. В идеале это должна быть слаженная команда, в состав которой входят компетентные специалисты по серверным технологиям, системам хранения, коммутации и маршрутизации, балансировки нагрузки, обеспечения отказоустойчивости и информационной безопасности. Помимо этого, в проекте необходимо участие высококвалифицированного персонала, владеющего опытом проектирования и создания инженерно-аппаратных комплексов и телекоммуникационной инфраструктуры.
Наша компания в полной мере осознает всю степень ответственности при реализации проектов по построению ЦОД. ВСС предпочитает подключаться к выполнению таких проектов, на самых первых этапах полностью используя технологические наработки всех департаментов компании и опыт собственных центров компетенции.
Долгое время Call-центры были доступны только крупным, либо весьма состоятельным компаниям, чья деятельность предполагала работу с очень большим числом клиентов. К их числу, в первую очередь, следует отнести банки и страховые компании, для которых Сall-центр уже давно стал необходимым элементом работы. Другие заказчики редко могли себе позволить эти дорогостоящие системы, к тому же нередко обладающее избыточным функционалом, что тоже соответствующим образом сказывалось на ценовой характеристике.
Сегодня можно говорить о коренном изменении ситуации, обусловленной выводом на рынок нового поколения решений данного класса — с их появлением цена перестала быть серьезным препятствием для использования ЦОВ в бизнесе предприятий малого и среднего бизнеса. В качестве примера таких систем можно привести Cisco Call Manager Express (CME), которую BCC успешно использует в своих проектах. Это решение является оптимальным инструментом для создания полнофункциональной системы взаимодействия с клиентами: оно объединяет в себе функции АТС, сервера коммуникаций, центра обработки вызовов и т.д. Помимо этого к достоинствам Cisco Call Manager Express и аналогичных ей решений следует отнести быстроту и легкость внедрения, оптимальное сочетание функциональности и качества, способность наращивать систему по мере развития бизнеса заказчика.
На правах признанного эксперта в области создания телекоммуникационной инфраструктуры разного масштаба и разной отраслевой принадлежности, мы в самое ближайшее время ожидаем активный рост спроса на решения этого класса.
CNews: Какие тенденции в области создания территориально-распределенных сетей передачи данных вы могли бы отметить?
Валерий Липкин: В этом секторе рынка также наблюдаются серьезные перемены. Суть их в том, что если до недавних пор ИТ-служба предприятия вынуждена была решать вопросы создания и обслуживания СПД организации своими силами, то теперь многие крупные операторы связи берут эту нагрузку на себя, предоставляя заказчикам услуги на основе IP VPN. Такая смена акцентов позволяет заказчику избежать значительных инвестиций в дорогостоящую инфраструктуру как на этапе ее строительства, так и на этапе эксплуатации. Персонал ИТ-служб получает возможность сосредоточиться не на обслуживании сети, а на ключевых для себя работах и областях компетенции. Теперь их основной задачей является контроль качества сервиса по обслуживанию СПД, оказываемого оператором связи, а также обеспечение должного уровня планирования, распределения и контроля затрат.
Еще одним моментом, отражающим перемены в области использования корпоративных сетей связи, является растущий спрос на системы видеоконференцсвязи, которые еще недавно были дорогим удовольствием. Тенденция к массовости использования видеоконференцсвязи объясняется заметным снижением сложности в настройке и эксплуатации систем такого класса.
CNews: Какие еще изменения в области создания и эксплуатации корпоративных сетей связи нашли отражение в бизнесе вашей компании?
Валерий Липкин: На примере нашей компании хорошо можно проследить эволюцию систем телефонизации организаций — я имею в виду не столько усовершенствование конкретных решений от поколения к поколению, сколько эволюцию на уровне типов решений.
Изначально в нашем пакете решений в области телефонии присутствовали главным образом классические цифровые УПАТС, которые остаются востребованными и по сей день. Затем, следуя за растущими потребностями наших заказчиков, мы начали активно использовать в своих проектах комплексные универсальные решения для телефонии на базе протокола IP. Теперь при разработке проектов по организации единого информационного пространства для передачи голосового трафика и данных мы всё чаще предлагаем решения, основанные на беспроводных технологиях. Один из таких проектов был реализован нами в уходящем году для крупного западного заказчика, имеющего в России свой завод.
CNews: Какие еще инфраструктурные направления присутствуют в пакете ваших услуг?
Валерий Липкин: Существенное место в работе компании изначально занимают инжиниринговые проекты, что позволяет BCC прочно удерживать лидирующие позиции в данном сегменте рынка. Начиная с 1994 года, сотрудниками департамента инжиниринга выполнено более 1000 проектов различного уровня сложности.
Автоматизация зданий и технологических производственных процессов, структурированные кабельные системы, электрощитовое оборудование, технические системы безопасности — весь этот комплекс работ присутствует в проектах по созданию инженерной инфраструктуры на объектах заказчика.
В течение 2005 года компания предприняла ряд серьезных шагов по повышению своих компетенций в области автоматизации зданий и промышленных объектов. За это время наши специалисты в области создания интеллектуальных зданий прошли дополнительное обучение по программе сертификации шведской компании Regin, которая сегодня активно продвигает в России свои комплексные решения в области автоматизации зданий. Продуктивно развиваются переговоры о заключении партнерских контрактов с компаниями TAC и Jonson Control, а также с другими поставщиками комплексных решений данного класса. При этом мы продолжаем успешно использовать разработки нашего ключевого стратегического вендора — компании Siemens. Целью этих усилий является расширение числа и масштаба проектов уровня интеллектуальное здания, в том числе реализуемых в рамках отраслевых пакетов услуг совместно с департаментом системной интеграции и нашими партнерами из числа операторов связи.
CNews: Какие крупные инфраструктурные проекты были реализованы компанией ВСС за последний год?
Валерий Липкин: В уходящем году наш экспертный портфель пополнился проектами, выполненными для таких компаний, как «Северсталь», Юнимилк, ОАО «Петро», Элкотек, Северо-Западный Телеком, Южная телекоммуникационная компания. Сегодня в процессе реализации — проект для банка «Токио-Мицубиси».
CNews: Спасибо.
|
|