|
|
Обзор подготовлен |
|
Борис Бобровников: Снижения затрат на ИТ ожидать не стоит, однако эффективность инвестиций должна расти
CNews: Как вы оцениваете динамику развития рынка сетевой и системной интеграции в России за последние годы? Какие факторы оказывают на него влияние сегодня?
Борис Бобровников: Темпы роста ИТ-рынка очень высоки в сравнении с другими отраслями российской экономики, при этом сегменты услуг по сетевой и системной интеграции растут еще быстрее. Говоря о факторах, оказывающих влияние на развитие рынка этих услуг, стоит иметь в виду, что высокотехнологичные решения востребованы в первую очередь крупными, а за ними и средними компаниями. И те, и другие, развиваются, растут, как следствие, усложняются задачи, стоящие перед ними, повышается сложность вводящихся в эксплуатацию информационных систем. Все это даёт системным интеграторам возможность реализовывать более масштабные комплексные проекты. Плюс к тому, все, что реализуется сейчас, и уже было реализовано ранее, необходимо поддерживать.
По нашим оценкам, эти тенденции сохранятся в ближайшем будущем. И доля ИТ-услуг в общем бюджете российских компаний будет расти, плавно приближаясь к значению доли в странах с высоким уровнем развития ИТ. Соотношение между «железом», работами и услугами станет у нас таким же, как на Западе, примерно через 10-15 лет.
CNews: Почему, на ваш взгляд, в России до сих пор поставки «железа» доминируют над поставками ПО? С чем связана подобная несбалансированность структуры отечественного рынка ИТ?
Борис Бобровников: Говорить о сбалансированности рынка не совсем корректно. Если пропорции рынка сложились таким образом, значит, для этого были определенные предпосылки. У нас не только ИТ-инфраструктуры, но и сами участники экономики находятся в процессе формирования либо реформирования последние 10-12 лет.
И все-таки, любой заказчик заинтересован в том, чтобы получить комплексное решение, которое будет включать и «железо», и лицензии на программные продукты, и работу интегратора. Но доля работ и услуг на рынке, действительно, небольшая. Во-первых, традиционно труд людей в России недооценивается по сравнению с Европой или США. Во-вторых, большое количество заказчиков продолжает тратить ресурсы на то, чтобы выполнять ту работу, которую они могли бы отдать на аутсорсинг. Это нормальное, с моей точки зрения, состояние развивающегося рынка, каковым является Россия.
CNews: По мнению некоторых экспертов, в отдельных отраслях, например, в телекоме или финансовом секторе, российские компании тратят на ИТ большую долю от своего бюджета, чем компании развитых стран. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Борис Бобровников: Если мы кого-то опережаем, значит, это закономерно. Если же от кого-то отстаем, это тоже закономерно. Вполне логично, когда западный банк, существующий давно и хотя бы лет 15-20 развивающий свою ИТ-инфраструктуру, тратит на это меньшую долю своего бюджета, чем тратит российский банк, строящий инфраструктуру параллельно с экспансией на 1/6 часть суши. Понятно также, что финансирование ИТ для российского образования из нашего госбюджета может быть несколько меньше, чем государственное финансирование ИТ в американском образовании, например (не значит хуже, кстати). Не будем забывать, сейчас мы наблюдаем реформирование здравоохранения, образования. Пока протекают подобные процессы, эти отрасли не подлежат мгновенной информатизации, на них уйдут десятилетия.
Одним из необходимых условий информатизации является наличие устоявшихся бизнес-процессов. Если та или другая область деятельности не подвергается информатизации, значит, она еще не созрела для этого. В этом случае автоматизировать процессы не только бессмысленно, но и вредно. Сегодня вы поставите в такой организации ERP, завтра будете вынуждены подчинить процессы организации этой системе, а послезавтра бизнес умрет.
CNews: Как изменились за последнее время методы построения ИТ-инфраструктур для отечественных предприятий? Можно ли утверждать, что в их основе, как правило, лежат решения, основывающиеся на практике западных вендоров?
Борис Бобровников: Безусловно, в основе всегда лежит опыт западных вендоров, поскольку практически все компоненты современных инфраструктурных решений предлагаются мировыми лидерами и их партнерами. Говоря же о методах, здесь все достаточно просто. Необходимо рассмотреть все возможные способы решения конкретной задачи и оценить их бюджет, затем выбрать наиболее подходящее с точки зрения финансовых и временных затрат. Такой подход давно сложился, и в нем нечего менять.
CNews: Видите ли вы сегодня нишу для российских разработчиков инфраструктурных решений?
Борис Бобровников: С одной стороны, не стоит изобретать велосипед, но с другой, необходимо найти точку приложения своих сил. Скорее всего, такой точкой является системная интеграция. Какими бы ни были технологии ведущих мировых лидеров, все они нуждаются в той или иной адаптации и настройке. По большому счету системная интеграция — оптимальный бизнес для российских ИТ-компаний. Мне кажется, эффективнее работать в сотрудничестве с мировыми лидерами и использовать общепризнанные решения, чем тратить огромные деньги и время на разработку собственных продуктов. Хотя я ни в коей мере не отрицаю собственные разработки — там, где это необходимо, разумеется.
CNews: Какие инфраструктурные решения становятся сейчас обязательным стандартом в российском бизнесе?
Борис Бобровников: Стандартов нет, поскольку в каждом случае все зависит от целей и размеров компании. Сегодня на рынке существуют группы решений, ориентированных как на крупный бизнес, так и на средний.
Крупные компании заинтересованы в построении центров обработки данных, позволяющих обеспечить требуемые условия обработки, хранения и доступности информации. Также есть интерес к телекоммуникационным системам, к системам мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой. Есть, конечно, отраслевые решения, специфичные сервисы и бизнес-приложения. Но спрос на них, в любом случае, сопровождается требованием обеспечения сохранности, целостности и конфиденциальности информации.
CNews: Какие методы снижения затрат на управление ИТ-инфраструктурой поставщики готовы сегодня предложить?
Борис Бобровников: Затраты на ИТ неуклонно растут, объясняется это все большим их проникновением в бизнес современных компаний. Пути снижения затрат предлагают все: производители, интеграторы, собственные ИТ-специалисты. Постоянно появляющиеся новые технологии позволяют с большей степенью эффективности использовать вложенные средства: максимально полно использовать уже имеющееся оборудование, учитывать перспективы дальнейшего развития проекта, повышать эффективность решений и снижать затраты в долгосрочной перспективе. Наиболее важный показатель, на рост которого направлены все современные решения, это эффективность инвестиций в ИТ, и она постепенно увеличивается.
CNews: Какая доля рынка приходится сегодня, по вашим данным, на сегмент интеллектуального строительства? Насколько вообще подобные проекты востребованы в России?
Борис Бобровников: Наиболее близкими к понятию «интеллектуальный офис» по совокупности критериев являются новые офисы класса «А». Однако критерии присвоения «классовости» зданиям довольно расплывчаты, класс «А» может быть присвоен и благодаря выгодному местоположению, использованию высококачественных отделочных материалов, архитектуре и пр. В то же время, офисы класса «В», находясь на некотором удалении от центра, могут быть насыщены системами, которые делают офис «интеллектуальным».
Сегодня на рынке нет точной информации по объемам этого сегмента рынка. По ощущениям, 30-40% оборудования и услуг для «интеллектуальных зданий» реализуется в Москве и 30–40% — в Санкт-Петербурге, 15-20% — по России.Однако интеллектуальное строительство занимает сегодня единицы процентов от всего объема строительства.
CNews: Как изменяются требования к подобным системам, предъявляемые заказчиками разных отраслей?
Борис Бобровников: Поскольку офисы компаний из разных отраслей не отличаются друг от друга кардинально, то говорить о какой-то отраслевой направленности решений не приходится. Исключением является банковский сектор, но в этом случае речь идет скорее о специализированных системах безопасности. Что касается изменений требований заказчика во времени — конечно, оно происходит. Десять лет назад мало кто задумывался о внедрении систем бесперебойного и гарантированного электроснабжения. Рост строительной отрасли и увеличение доли крупных офисных объектов вызвало спрос на технологии, позволяющие упростить эксплуатацию инженерных систем, снизить зависимость от человеческого фактора. Современные системы интеллектуального здания позволяют управлять всеми инженерными системами для создания безопасных и комфортных условий работы.
CNews: Как вы оцениваете динамику рынка систем хранения данных в России? Насколько устойчива сложившаяся здесь расстановка сил, на ваш взгляд? Как вы оцениваете конкурентные возможности отечественных решений этого класса?
Борис Бобровников: Рынок систем хранения данных растет очень быстрыми темпами. По нашей оценке, это самый быстроразвивающийся из всех сегментов рынка инфраструктурных ИТ-решений в России — он увеличивается примерно на 50% ежегодно. Причем прирост идет как на уровне массовых low-end, так и на уровне более дорогих mid-range и hi-end систем. Наши заказчики, да и вообще все крупные компании стараются строить свои системы хранения данных таким образом, чтобы обеспечить их плавное дальнейшее развитие и получить максимальный эффект от последующего внедрения самых современных технологий.
Западные вендоры уделяют пристальное внимание российскому рынку систем хранения данных. Самыми активными являются IBM, EMC, Hitachi Data Systems и HP. Вряд ли другие производители в ближайшее время смогут пошатнуть позиции какой-либо из перечисленных компаний даже в сегменте бюджетных решений. Что же касается соотношения рыночных долей этих компаний, то на этот счет существуют разные аналитические оценки. Главное, что все названные игроки недавно выпустили на рынок множество новых продуктов, что свидетельствует об их твердом намерении по крайней мере не сокращать свою долю как на мировом, так и на российском рынке систем хранения данных.
Тем не менее, российские производители тоже проявляют активность, развиваются. Недавно один из них анонсировал выпуск сетевых систем хранения данных собственного производства. Оценить их шансы на успех непросто. По ряду причин сейчас мы используем только решения ведущих производителей — наших зарубежных партнеров. Сохранность данных имеет критическое значение, поэтому имеет смысл отдавать предпочтение зарекомендовавшим себя, проверенным продуктам.
CNews: Насколько полно, по вашим данным, российские заказчики используют функционал установленных систем видеоконференцсвязи?
Борис Бобровников: Видеоконференцсвязь стала рабочим инструментом для многих наших заказчиков, и в большинстве своем компании используют системы ВКС максимально эффективно. Более того, требования пользователей в процессе эксплуатации систем ВКС растут, и нам приходится модернизировать системы, добавляя новый функционал и новые точки.
Технологии ВКС очень перспективны. Затраты на построение системы ВКС окупаются в течение двух-трех лет, иногда и меньше, за счет экономии на командировках сотрудников, организации встреч. Кроме совещаний с сотрудниками, находящимися в удаленных офисах, ВКС позволяет проводить деловые совещания руководителей, дистанционное обучение сотрудников, демонстрацию и совместное обсуждение во время сеансов видеосвязи презентаций и любых документов. Вообще, как оценить отсутствие руководителя на рабочем месте? С внедрением ВКС есть уверенность, что часть командировок сократится. Стоит отметить увеличение количества запросов на территориально-распределенные системы ВКС, объединяющие десятки точек по стране и даже за ее пределами.
CNews: Какие крупные инфраструктурные проекты были реализованы КРОК за последнее время?
Борис Бобровников: Приведу лишь несколько наиболее интересных проектов из разных сфер деятельности компании. К настоящему моменту завершился первый этап работ в рамках проекта, который мы реализуем для промышленной группы «МАИР». Мы уже построили мультисервисную IP-сеть, объединившую 20 объектов на территории России, а следующим этапом будет объединение 500 объектов в 5 европейских странах.
Для Центральной избирательной комиссии РФ КРОК совместно с «ЭОС» внедрил комплекс программ автоматизации документооборота, разработанный на базе системы «ДЕЛО», который был интегрирован в Государственную автоматизированную систему «Выборы».
Сложнейший и интереснейший проект по созданию масштабного вычислительного комплекса КРОК реализовал совместно с компаниями IBM и Intel для НПО «Сатурн». Мы произвели запуск суперкомпьютера в НПО «Сатурн», который стал самым высокопроизводительным вычислительным кластером среди имеющихся у промышленных предприятиях России и других стран СНГ. Также в августе мы завершили комплексный проект по созданию системы обнаружения вирусной активности и защиты от спама для крупнейшего оператора телекоммуникационных услуг ОАО «Уралсвязьинформ».
Буквально недавно завершили территориально распределенные проекты по созданию систем видеоконференцсвязи для «Базового Элемента» и Группы СУАЛ.
CNews: Какие масштабные инфраструктурные проекты КРОК ведет сегодня в госсекторе?
Борис Бобровников: Мы много работаем с судебной системой. Идет интересный проект для Высшего арбитражного суда — оборудование зданий арбитражных судов комплексом из 15 взаимосвязанных инженерных и информационных систем. Он начался еще в 2002 году, когда КРОК спроектировал комплекс инженерных систем для здания ВАС РФ в Москве. В 2003 году был разработан проект повторного применения, технические решения которого были приняты за основу для всех строящихся и реконструируемых зданий арбитражных судов России. Сейчас ведутся работы по проектированию и монтажу в регионах. Также в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в 89 регионах России КРОК внедряет и обслуживает аппаратно-программные звукозаписывающие комплексы для автоматизации залов судебных заседаний. Есть ряд проектов, связанных с закрытыми системами для силовых структур. Непрерывно ведется работа по Росстату, бывшему Госкомстату, который занимался переписью населения и готовит ряд других переписей в нашей стране. Буквально на днях мы выиграли тендер на реализацию комплексного проекта по разработке, внедрению и сопровождению автоматизированной системы обработки материалов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. Государственный сектор в этом году внедряет ИТ более активно в сравнении с прошлым годом, когда административная реформа серьезно затормозила реализацию планов ИТ-внедрений во многих организациях.
CNews: В каких направлениях КРОК ведет программные разработки?
Борис Бобровников: КРОК разрабатывает программное обеспечение в случае, если это требуется нашему заказчику, для которого мы обычно ведем другие проекты, в том числе инфраструктурные. В первую очередь это касается индивидуальных задач, которые не могут быть реализованы путем использования серийных продуктов. Это чаще всего уникальные разработки для тех же госзаказчиков, таких как автоматизация единого государственного экзамена, судебного делопроизводства, процессов сбора, обработки и анализа статистической отчетности, автоматизация выборных процессов, вообще автоматизированной обработки больших объемов информации в проектах федерального масштаба. Наш коллектив разработчиков, свыше 150 человек, занимаются проектами и для коммерческих структур, например, таких как «Соник Дуо», Высшая школа экономики.
CNews: Спасибо.
|
|