|
|
Обзор подготовлен |
|
Максим Ковалев: Сегодня мы видим переход к архитектурам с наличием дублирующих и резервных центров
На вопросы CNews отвечает Максим Ковалев, начальник отдела вычислительных систем компании INLINE Technologies.
CNews: По вашим наблюдениям, спрос на какого рода инфраструктурные решения вырос особенно заметно за последний год?
Максим Ковалев: В 2005 году продолжилась тенденция отказа от коробочных решений на фоне востребованности комплексных решений, включающих проектирование комплексов для выполнения конкретных задач, их построение «под ключ» и последующее сопровождение. При этом даже предприятия и организации с хорошо развитой ИТ-службой все больше ориентируются на поддержку принятых в эксплуатацию комплексов и все больше сосредоточиваются на выполнении оперативных задач, а функции проектировщика и генерального подрядчика поручают профессиональной в области системной интеграции компании.
Архитектура наиболее востребованных инфраструктурных решений разнообразна и зависит от конкретных бизнес-задач заказчика. При этом все большее количество предприятий и организаций проявляет интерес к решениям, позволяющим повысить уровень готовности предоставляемых сервисов и исключить единую точку отказа, к решениям по построению резервных центров хранения и обработки данных, а также к технической поддержке построенных решений и к полному аутсорсингу ИТ-инфраструктуры. Кроме того, заказчики уделяют пристальное внимание общеинженерному обеспечению: гарантированному питанию, кондиционированию, проектированию и строительству СКС.
Таким образом, системный интегратор, который сегодня хочет успешно работать на рынке решений для корпоративных клиентов, должен обладать и глубокой экспертизой в области разработки технических решений с применением современных технологий, и опытом управления комплексными проектами с участием собственных специалистов и субподрядчиков.
CNews: Какие факторы определяют, на ваш взгляд, выбор предприятием стратегии консолидации или разделения вычислительных ресурсов и ресурсов систем хранения для различных бизнес-задач?
Максим Ковалев: Идея консолидации вычислительных ресурсов, то есть объединения в рамках одного физического сервера нескольких логических, насчитывает несколько десятилетий. Уже в вычислительных машинах IBM 360/370 и их советских аналогах — машинах серии ЕС ЭВМ существовала возможность предоставления пользователю собственной виртуальной машины, функционально эквивалентной реальной ЭВМ. При этом различные виртуальные машины были логически независимы друг от друга.
По мере развития технологий производства компьютеров развивались и программно-аппаратные средства консолидации вычислительных ресурсов. Сейчас наличие средств консолидации является практически стандартом при производстве серверов класса предприятия и класса вычислительного центра, а для серверов класса департамента и рабочих групп предлагаются различные программные средства, реализующие функцию консолидации.
К выгодам от применения консолидации вычислительных ресурсов в крупной организации относятся, например, эффективное использование ресурсов процессоров и оперативной памяти, повышение уровня готовности сервисов, повышение гибкости вычислительной системы, уменьшение количества обслуживающего персонала, снижение сложности вычислительного комплекса в целом. В то же время необходимо отметить, что стоимость вычислительных ресурсов в серверах класса предприятия или вычислительного центра существенно выше, чем в серверах класса департамента или рабочих групп. Безусловно, серверы класса предприятия обладают улучшенными возможностями по повышению готовности, они даже могут быть сделаны по технологии «без единой точки отказа», однако стоимость базовой модели таких серверов достаточно высока и для их обслуживания необходимы высококвалифицированные специалисты. Снижение совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership, TCO) за счет сокращения затрат на системных администраторов является достаточно спорным фактором в России — у нас цена персонала сравнительно низка, а разница в цене квалифицированного системного администратора крупных Unix-серверов и администратора серверов с ОС Windows значительна.
Аналогичная ситуация со стоимостью систем хранения различных классов: при наличии лучшей производительности и лучшего набора сервисов по управлению хранением данных в дисковых массивах класса предприятия стоимость хранения единицы информации на них выше, чем на дисковых массивах класса рабочих групп. Следует также отметить, что программное обеспечение, реализующее функцию консолидации серверов, в большинстве случаев не является бесплатным. И стоимость этого ПО, а также стоимость его технического обслуживания следует учитывать, рассчитывая TCO.
При выборе стратегии построения вычислительных систем в первую очередь необходимо определить, какие задачи требуют серверов и систем хранения высокого класса. Например, если предприятие собирается внедрять ERP-систему, для которой необходим сервер баз данных с несколькими десятками гигабайт оперативной памяти, это определяет появление в ИТ-инфраструктуре предприятия сервера высокого класса. То же самое с системами хранения: наличие потребности в хранении больших объемов данных, скажем, более 50 терабайт, и высоких требований к скорости доступа к ним обосновывает использование в ИТ-инфраструктуре дискового массива высокого класса. Другой пример: предприятию, помимо необходимости построения сервера баз данных, требуется обеспечить сбор аналитических отчетов, который дает неравномерную нагрузку на систему. В данной ситуации наиболее эффективно использовать консолидацию вычислительных ресурсов. Сервер высокого класса при этом делится на два логических сервера с заданным распределением ресурсов между ними. При возрастании требований к ресурсам со стороны задачи сбора аналитических отчетов, например в конце квартала или года, ресурсы между логическими серверами перераспределяются, что обеспечивает быстрый сбор отчетов. По окончании периода высокой нагрузки происходит обратное перераспределение ресурсов.
Еще пример: потребность в вычислительных средствах высокого класса отсутствует. В этом случае консолидация задач и, как следствие, появление в ИТ-инфраструктуре, например, сервера класса предприятия может привести к неоправданному росту затрат. Путь к снижению затрат здесь лежит в области внедрения современных программных средств диагностики и управления, что позволит повысить эффективность обслуживания таких средств и минимизировать время простоя сервисов. Современные вычислительные средства даже класса рабочих групп либо уже включают в свою конфигурацию средства удаленного управления и диагностики, либо позволяют заказать их в качестве дополнительной опции. Эти средства позволяют создать единую консоль управления и диагностики с возможностью немедленного информирования о критических событиях. Наличие систем резервного копирования, которые можно также реализовать на недорогих аппаратных и программных средствах, позволяет при сбоях быстро произвести замену сервера целиком. Стратегия разделения вычислительных ресурсов привлекательна для предприятий, не требующих большой ИТ-инфраструктуры. По оценкам IDC, доля серверов стоимостью до 6000 долл. выросла в общем объеме продаж с 30,5 до 38,2%, что может свидетельствовать о выборе потребителями стратегии разделения вычислительных ресурсов.
CNews: Какие решения в области построения резервных центров хранения и обработки данных наиболее востребованы сегодня отечественным бизнесом, из вашей практики?
Максим Ковалев: В настоящее время мы видим переход от архитектур с единым центром хранения и обработки данных к архитектурам с наличием дублирующих и резервных центров. Понимание необходимости повышения надежности и доступности данных и сервисов теперь есть не только на уровне ИТ-специалистов предприятий, но и на уровне руководителей. Действительно, значение различных электронных систем учета и управления предприятием повышается, следовательно, повышается стоимость хранимых в них данных и повышается стоимость простоя таких систем для бизнеса предприятия. По оценкам Gartner, 43% компаний, потерявших корпоративные данные, не смогли продолжить свою деятельность.
Создание резервных центров хранения и обработки данных имеет финансовую и техническую стороны. Если с технической стороны в настоящее время проблемы в основном решены и существует множество опробованных решений, которые предлагают вендоры, то финансовая сторона остается главным фактором, препятствующим повсеместному внедрению резервных центров хранения и обработки данных. При их создании дорого все: и строительство серверного помещения, и прокладка высокоскоростных каналов связи или аренда таких каналов, и модернизация вычислительных средств для обеспечения возможности синхронизации данных между разными центрами обработки.
Опыт INLINE Technologies показывает, что у крупных промышленных предприятий есть желание строить дублирующие центры хранения и обработки данных. При такой архитектуре структура основного и резервного центров хранения обработки данных практически идентична. В этих решениях центры обработки данных связаны высокоскоростными каналами связи, позволяющими объединять локальные вычислительные сети (Local Area Network, LAN) и сети хранения данных (Storage Area Network, SAN) разных центров в единую сеть LAN и, соответственно, в единую сеть SAN. Применение кластерных технологий и технологий синхронизации данных позволяет сократить время недоступности сервисов в случае катастрофы до нескольких минут и минимизировать потери данных: будут утеряны только данные незавершенных транзакций. При высокой стоимости корпоративных данных и высокой стоимости простоя построение дублирующих центров хранения и обработки данных является наиболее эффективной стратегией.
Компании с небольшим ИТ-бюджетом, даже при осознании необходимости повышения надежности хранения корпоративной информации, не могут позволить себе создание дублирующих центров хранения и обработки данных. Исходя из опыта INLINE Technologies, можно сказать, что такие компании интересуются решениями по созданию резервных копий данных на удаленных площадках. Данная стратегия позволяет компаниям надежно сохранять корпоративные данные при минимальных затратах. Если компания уже имеет несколько офисов, то на базе этой структуры можно создать резервный центр хранения данных. С точки зрения аппаратных средств такой центр состоит из сервера и системы хранения данных. Система хранения данных предназначена для хранения резервных копий данных основного центра, и к ней, соответственно, предъявляются невысокие требования по производительности. Такая система хранения может быть реализована даже на внутренних дисках сервера, главное требование к ней — обеспечить необходимый объем хранения и исключить ручные операции по обслуживанию. Современные программные средства создания резервных копий и асинхронной репликации данных позволяют использовать для передачи данных между площадками каналы связи с невысокой пропускной способностью. В качестве таких каналов могут использоваться каналы подключения офисов к интернету. Так как современные аппаратные средства способны работать в широком диапазоне температур и влажности, то для единичного сервера необязательно строить специальное серверное помещение.
Еще одно решение по резервному хранению данных, к которому проявляют интерес и крупные, и небольшие компании, – это хранение резервных копий данных на площадках и аппаратных средствах провайдера услуг связи. Решение оказывается выгодным и для предприятия, и для провайдера: предприятие не вкладывает средства в создание собственной инфраструктуры резервного центра, а платит только за предоставляемую услугу, а провайдер может сам выбирать оптимальное решение по архитектуре средств предоставления услуги и планировать развитие этих средств с учетом размещения на них данных разных клиентов и разных задач, то есть применить стратегию консолидации. Такое решение по резервному хранению данных может являться основным решением по резервированию для небольших компаний и дополнением к решению по построению дублирующих центров для крупных компаний.
CNews: Насколько быстро, из вашего опыта, удается восстановить данные в случае сбоя систем?
Максим Ковалев: Скорость восстановления данных в случае сбоя напрямую зависит от выбранного решения. При наличии дублирующего центра хранения и обработки данных полное восстановление доступности корпоративных сервисов может быть осуществлено за несколько минут. При использовании только системы резервного копирования — за несколько часов, а может быть, несколько дней. Чем выше требования, предъявляемые к минимальному простою корпоративных систем, тем дороже применяемые решения при построении ИТ-инфраструктуры. Для восстановления доступности сервисов через несколько минут после сбоя при построении вычислительных комплексов должны использоваться технологии кластеризации и создания синхронных копий данных. Понижение требований к сроку восстановления доступности сервисов после сбоя существенно удешевляет стоимость применяемых решений..
При использовании простых систем резервного копирования на магнитных лентах срок полного восстановления единичного сервера может быть рассчитан исходя из длительности следующих процессов: инсталляция на сервер операционной системы; инсталляция клиентской части программного продукта, обеспечивающего резервное копирование и восстановление; восстановление с резервных копий хранимых данных. Последний, как правило, является наиболее длительным. Скорость этого процесса определяется объемом восстанавливаемых данных, скоростью чтения устройств хранения резервных копий, пропускной способностью ЛВС, загруженностью сервера резервного копирования и восстановления. Следует отметить, что процесс полного восстановления данных с резервных копий требует трудозатрат квалифицированных системных администраторов. Существенное сокращение сложности, а следовательно, и времени этого процесса можно обеспечить путем внедрения в ИТ-инфраструктуру модулей программных продуктов резервного копирования, обеспечивающих автоматическое создание планов аварийного восстановления, и применяемых для восстановления носителей. При использовании таких модулей аварийное восстановление сервера производится через загрузку его со специального носителя, при этом будет автоматически запущена процедура полного восстановления данных.
Хочу отметить, что одним из условий успешного восстановления данных после сбоя является периодическая проверка резервных копий и сценариев восстановления данных с этих копий. Для такой проверки могут быть использованы аппаратные средства, входящие в комплекс средств тестирования и отладки.
CNews: Отмечаете ли вы рост спроса на системы резервного копирования в секторе СМБ?
Максим Ковалев: Опыт работы INLINE Technologies в секторе СМБ показывает, что в настоящее время интерес к системах резервного копирования здесь растет. Если пять лет назад резервное копирование данных не воспринималось как важная задача для поддержки ИТ-инфраструктуры, то сейчас понимание важности создания копий корпоративных данных есть и у ИТ-служб, и у руководства компаний. Так как небольшие компании не могут позволить себе дорогие решения по повышению надежности хранения данных, то их выбор стратегии создания резервных копий данных определяется в первую очередь стоимостью решения.
Один из путей для них — аренда сервисов у провайдеров услуг. К наиболее востребованным сервисам относятся хостинг веб-серверов и хостинг электронной почты. При такой стратегии компания заключает соглашение об уровне предоставляемых услуг, в котором может быть прописано время восстановления доступности сервисов после сбоя.
Производители ПО предлагают программные продукты, позволяющие контролировать качество предоставляемых услуг. Применение таких продуктов окупается при наличии крупной ИТ-инфраструктуры и разнообразии предлагаемых сервисов, например, у провайдера. При этом у клиентов провайдера могут быть интерфейсы к этим программным продуктам, позволяющие контролировать, насколько хорошо он исполняет свои обязательства.
Другой путь повысить надежность хранения данных — создать собственную архитектуру резервного копирования. Поскольку для предприятий СМБ определяющим фактором является стоимость решения, они практически не применяют стандартные решения по использованию ленточных библиотек с несколькими приводами. В основном есть спрос на решения, предусматривающие резервное хранение данных на жестких дисках или на недорогих ленточных устройствах. Следует отметить, что производители ПО резервного копирования выпускают специальные сравнительно дешевые программные продукты, что позволяет использовать их в секторе СМБ. В этих продуктах отсутствует ряд функциональных возможностей, востребованных крупными предприятиями, однако для небольших компаний эти продукты подходят и по возможностям, и по цене.
Своим заказчикам в секторе СМБ мы предлагаем продукт Symantec Backup Exec. Его функционал отвечает требованиям большинства средних и малых предприятий, при этом функционал можно расширить, купив и активировав дополнительные лицензии.
CNews: Насколько активно отечественные компании привлекают внешних специалистов для оказания услуг по сопровождению ИТ-инфраструктуры? В чем вы видите плюсы и минусы подобных аутсорсинговых проектов для заказчиков?
Максим Ковалев: По оценкам IDC, аутсорсинг — наиболее динамичная составляющая российского рынка ИТ-услуг, но при этом быстрый рост объема этих услуг определяется скорее невысоким уровнем развития, чем реальным спросом. Таким образом, не следует ожидать, что сектор аутсорсинговых услуг станет в ближайший период ведущей силой российского рынка ИТ-услуг. Тем не менее, в настоящее время отмечается значительный рост интереса к аутсорсинговым проектам. INLINE Technologies, заказчиками которой являются крупные российские провайдеры услуг связи, предлагает инфраструктурные решения для обеспечения аутсорсинга различных сервисов, таких, как файловый сервис, сервис каталогов, сервис электронной почты и многих других. INLINE Technologies, кроме этого, и сама предоставляет аутсорсинговые услуги по сопровождению ИТ-инфраструктуры. Предоставление таких услуг является закономерным продолжением сервисных контрактов, заключенных с нашими заказчиками.
Для заказчиков выгоды от аутсорсинга состоят в первую очередь в оптимизации расходов на содержание собственной ИТ-службы, а в случае размещения сервисов на инфраструктуре провайдера услуг — и в оптимизации расходов на свою инфраструктуру. В соглашении об уровне предоставляемых услуг заказчик может указать качественные параметры предоставляемых сервисов: время отклика на запрос к различным серверам, максимальное время недоступности сервисов в указанный период времени (например, год) и другое. При использовании инфраструктуры провайдера заказчику нет нужды строить собственные серверные помещения, требования к которым являются достаточно жесткими при большом количестве оборудования в них. Заказчику также нет необходимости содержать системных администраторов для обеспечения круглосуточной доступности сервисов, а также высококвалифицированных инженеров. Аутсорсинг снимает и необходимость самостоятельно взаимодействовать с сервисной службой вендора, вести профилактические мероприятия по обслуживанию оборудования и ПО. Аутсорсинг позволяет заказчику иметь единую точку обращения при возникновении любых проблем — устранение проблемы и понимание взаимосвязей между различными проблемами ложится на провайдера услуг.
Однако имеется ряд факторов, сдерживающих развитие рынка аутсорсинговых услуг. В первую очередь к ним можно отнести вопросы защиты конфиденциальной информации заказчика. В настоящее время далеко не каждое предприятие готово предоставить доступ к корпоративным данным сторонним администраторам. Еще одним фактором является цена на каналы связи и необходимость резервирования этих каналов при аутсорсинге критически важных для предприятия сервисов.
Опыт INLINE Technologies показывает, что пока высокоуровневые сервисы, например хостинг ERP-системы, практически не развиты на российском рынке. Наиболее востребованы на сегодняшний день услуги по размещению собственного оборудования предприятия на площадках провайдера и хостинг простых сервисов, таких, как веб-сервис и электронная почта. Также востребованы услуги по сопровождению ИТ-инфраструктуры предприятия силами системного интегратора, и проявляется интерес к хранению резервных копий на инфраструктуре провайдера услуг.
CNews: Какие крупные инфраструктурные проекты были реализованы INLINE Technologies за последний год?
Максим Ковалев: Хочу отметить, что INLINE Technologies имеет большой опыт разработки и внедрения сложных проектов по созданию инфраструктурных решений. Одним из наиболее значимых для нашей компании в этом году стал комплексный проект по построению корпоративной информационной системы МХК «ЕвроХим», включающий построение корпоративной системы передачи данных и корпоративной системы хранения и обработки данных. Проект охватывает московский офис, заводы МХК «ЕвроХим» и осуществляется в тесном сотрудничестве с компаниями Cisco Systems, IBM и Microsoft.
Корпоративная информационная система в московском офисе МХК «ЕвроХим» запущена в промышленную эксплуатацию, а в рамках развития проекта проводятся работы по повышению доступности корпоративных сервисов.
Успешно завершен проект по поставке и внедрению кластера высокой производительности IBM Cluster 1350 на базе процессоров Intel Xeon EMT64 и Linux для ФГУП «Севморнефтегеофизика» (г. Мурманск). Данный комплекс позволил в 25 раз увеличить вычислительные ресурсы компании с возможностью наращивания его мощности при возрастании объемов обрабатываемых данных и таким образом решать наиболее сложные задачи сейсморазведки.
CNews: Спасибо.
|
|