Обозрение подготовлено

версия для печати
Коммуникации жаждут объединения

Коммуникации жаждут объединения

Мировые лидеры ИТ-индустрии — телекоммуникационные и софтверные гиганты — наращивают усилия для создания систем унифицированных коммуникаций. Потребность в объединении различных видов связи в едином решении давно назрела, однако она до сих пор еще никем не реализована.

Эксперты Infonetics Research отмечают два основных признака систем унифицированных (или объединенных, интегрированных, универсальных) коммуникаций (Unified Communications, UC). Это поддержка различных способов связи и видов сообщений (телефония, электронная почта, службы обмена сообщениями, видеоконференцсвязь и др.) в универсальном коммуникаторе с функцией контроля присутствия (presence), которая позволяет отслеживать состояние абонентов в списке контактов и выбирать наиболее удобный способ связи с ними.

Рыночный спрос на такие системы отражается в конкретных цифрах. Например, исследовательская фирма Infonetics Research отмечает рост в этом сегменте (на 21% — до $363 млн в 2006 году) и уверена, что он сохранится, по крайней мере, до 2010 года. Положительная динамика рынка обусловлена не только активными усилиями вендоров, но и логичным стремлением самих предприятий к постепенному избавлению от изолированных коммуникационных систем. Ведь последние неэффективны с точки зрения конечных пользователей (им, например, приходится иметь несколько адресных книг — на ПК, КПК/смартфоне и пр., что требует периодической синхронизации данных на разных устройствах) и затратны для компаний, которым приходится поддерживать множество сетевых платформ. Согласно исследованию Alcatel-Lucent, в котором прияли участие более 2 тыс. специалистов, 20% сотрудников получают более 100 электронных писем в день, 30% — имеют, по крайней мере, 5 средств коммуникаций, включая электронную почту, фиксированный и мобильный телефон, голосовую почту и службы мгновенных сообщений (IM). И все это «хозяйство» очень часто не может быть доступно пользователю в полной мере в любой момент времени, а значит, существует реальная угроза пропуска важного звонка или сообщения.

Для избежания этой опасности, цена которой может быть весьма высока, и предназначены в первую очередь системы UC, хотя их возможности гораздо шире. Но, несмотря на то, что они охватывают все больше приложений и устройств, «обрастают» новыми функциями и поддерживают различные среды передачи данных, уже одно только использование единого почтового ящика для всех типов сообщений (Unified Messaging, UM) существенно повышает эффективность работы сотрудников. Так, по данным Cahners/In-Stat, последние экономят с помощью UM примерно полчаса в день.

По версии Infonetics Research в сегменте унифицированных сообщений по итогам 2006 года лидирует компания Avaya. Ей удалось обойти своих основных конкурентов — Nortel, Cisco и Alcatel-Lucent. В сегменте универсальных коммуникаторов наибольшую долю мирового рынка занимает Alcatel-Lucent; далее следуют Siemens and Avaya.

Gartner в своем недавнем «магическом квадранте» поставила в число лидеров UС-рынка Microsoft, Nortel и Alcatel-Lucent. Компании Cisco, IBM и Avaya значатся в категории «новаторы» и обладают, по мнению аналитиков, высокой способностью к реализации намеченных идей.

«Магический квадрант» для объединенных коммуникаций, 2007

'Магический квадрант' для объединенных коммуникаций, 2007

Источник: Gartner, август 2007

В целом рынок UC остается, по мнению аналитиков Gartner, на ранней стадии своего развития. В частности, слишком медленно идет принятие конвергентных решений. Так, по данным Business Communications Review, около половины опрошенных компаний в США не знают, будут ли вообще приобретать те или иные приложения универсальных коммуникаций, а 8-17% вообще не планируют такую покупку. 

Востребованность приложений универсальных коммуникаций (UC)

Востребованность приложений универсальных коммуникаций (UC)

Источник: Business Communications Review, 2007

Основные причины недостаточно динамичного развития, по мнению экспертов Gartner, связаны с рядом технических и организационных трудностей. Так, еще не до конца осмыслены некоторые новые сервисы, например, такие как контроль присутствия (presence), не совсем очевидны преимущества внедрения систем UC. Кроме того, многие продукты все еще находятся на ранней стадии своего развития и обладают недостаточно полной функциональностью. Наконец, рост рынка UC сдерживает консерватизм самих предприятий, которые уже вложили большие инвестиции в существующие телекоммуникационные системы и не спешат делать новые вложения в новую инфраструктуру. Да и сами решения часто оказываются довольно сложными при внедрении, что требует дополнительных затрат для привлечения квалифицированных специалистов.

Несмотря на все эти трудности, в Gartner ожидают, что уже с 2008 года унифицированные коммуникации будут более востребованы рынком, и развитие UC пойдет по нарастающей. Впрочем, уже сейчас унифицированные коммуникации берут на вооружение не только коммерческие компании, но и государственные структуры. Так, школьные учителя в ряде американских штатов используют решения Ciscо для записи персональных сообщений, выбора того или иного адресата из готового списка и отправки сообщений родителям с помощью компьютера или IP-телефона.

Гиганты ставят на UC

Стратегия Unified Communications была анонсирована Cisco Systems еще в 1999 году. Тогда планировалось, что она позволит провайдерам предложить услуги на базе серверов Cisco AS5x00 и ПО различных фирм-участников. В частности, сервис по отправке факсимильных сообщений через интернет, пользоваться голосовой и электронной почтой, а также факсами через единый почтовый ящик. Двумя годами позже, в 2001 году, компания 3Com представила решение 3Com NBX Unified Communications с универсальным доступом к голосовым, факсимильным сообщениям и электронной почте через различные коммуникационные устройства.

Еще на ранних этапах появления концепции UC стало очевидно, что развивать это направление в рамках решений отдельных поставщиков — занятие бесперспективное, и основная стратегия разработчиков стала базироваться на партнерстве с другими участниками ИТ-рынка. Пожалуй, наибольших успехов здесь удалось достичь мировому софтверному гиганту Microsoft. Корпорация приступила к реализации программы «Унифицированные коммуникации» летом прошлого года, а к настоящему времени ей удалось привлечь на свою сторону дюжину компаний-лидеров телекоммуникационной отрасли, контролирующих примерно 90% всего мирового рынка.

Напомним, что компании Alcatel-Lucent, Avaya, Cisco Systems, Ericsson, Genesys Telecommunications Laboratories, Mitel Networks, NEC, Nortel Networks, Siemens Enterprise Communications, AudioCodes, Dialogic и Quintum Technologies объявили о расширении поддержки объединенных коммуникаций Microsoft за счет использования в своих продуктах спецификации взаимодействия для Microsoft Office Communications Server 2007. Ожидается, что достигаемый таким образом высокий уровень интеграции обеспечит возможность развертывания платформы объединенных коммуникаций заказчиками на основе программного обеспечения, при этом экономически эффективно объединяя сети передачи данных и голоса. Office Communications Server 2007 обеспечивает голосовую связь через интернет (VoIP-соединение), рассылку уведомлений о присутствии, обмен мгновенными сообщениями и средства проведения конференций без нарушения совместимости с существующими и планируемыми телефонными системами.

Результатом другого партнерства — между IBM и Cisco должна стать новая платформа для разработки клиентских приложений с поддержкой унифицированных коммуникаций и групповой работы. Как надеются разработчики, это решение Unified Communications and Collaboration Client Platform (UC2 Client Platform), основанное на открытых технологиях Eclipse и OSGi, ускорит процесс создания приложений, позволив разработчикам легко включать в свои решения обширный набор функций для поддержки коммуникаций и групповой работы.

Avaya, в свою очередь, объявила о соглашении с Google. Партнерство предполагает интеграцию решения Avaya IP Office для предприятий малого и среднего бизнеса и веб-сервисов Google Apps, включающих электронную почту, систему обмена мгновенными сообщениями Google Talk, календарь и услуги веб-публикаций для корпоративных пользователей. Особенностью данных сервисов является то, что программное и аппаратное обеспечение не требует установки на компьютер и поддержки, так как все размещено на серверах Google. Среди сервисов Google Apps: обмен контактной информацией, функции мониторинга сетевого статуса пользователей; единый входящий почтовый ящик для голосовой и электронной почты, мгновенных сообщений и мгновенных факсов; соединение с абонентом в любой точке сети и пр.

Первый интегрированный продукт Google/Avaya намечен к выпуску в конце этого года. А в 3-м квартале 2007 года планируется выпуск первой версии унифицированного коммуникационного решения Avaya для ноутбуков ThinkPad от компании Lenovo. В рамках партнерства двух компаний в ноутбуки, с одной стороны, будут интегрированы новые IP-решения и унифицированные коммуникационные инструменты Avaya, с другой — технологии биометрической и парольной защиты Lenovo. По словам разработчиков, это обеспечит пользователей, отправляющих и получающих телефонные вызовы через ноутбук, современным уровнем безопасности, практичности и качества услуг.

Nortel и Microsoft, тем временем, разработали совместный план, который отражает их общее видение будущего унифицированных коммуникаций. В этой области компании планировали интегрировать свои разработки, в частности, единые оболочки «рабочий стол» и «программный телефон» для VoIP, электронной почты, средств мгновенного обмена сообщениями и индикации статуса присутствия с новым продуктом — Nortel Communication Server 2100. Перспективный план на 2008 год и далее, предполагает миграцию бизнес-коммуникаций на программную основу, предназначенную для предоставления высококачественных услуг связи и уменьшения общей стоимости владения.

Несмотря на объявленные партнерства, между их участниками время от времени случаются разногласия. Так, в начале этого года Microsoft обвинила Alcatel-Lucent в нарушении патентных прав в отношении трех продуктов системы унифицированных коммуникаций — Microsoft Communicator, Communications Server и Exchange Server.

Стратегии поставщиков

Gartner выделяет три основных подхода к разработке и продвижению UC-решений. Во-первых, обеспечение большей функциональности в отдельном решении. Примеры: Multimedia Communication Server (MCS) 5100 от компании Nortel, OpenScape от Siemens и Interactive Intelligence's Customer Interaction Center (CIC) от Interactive Intelligence и др.

Во-вторых, связывание широкого набора отдельных коммуникационных функций посредством сервисов совместного пользования (shared), таких как контроль присутствия (presence), администрирование, справочники (адресные книги) и пр. Примеры: решения Cisco и Microsoft.

В-третьих, предложение общего (межплатформенного) ПО, которое может быть использовано в различных коммуникационных приложениях сторонних производителей. Примеры: решения IBM и Oracle.

Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки. Так, в рамках первой стратегии упрощается продвижение решения на уровне департамента и рабочей группы; оно полезно в пилотных и экспериментальных проектах, поскольку общие расходы оказываются относительно низкими. Второй подход предпочтителен для тех компаний, которые уже имеют обязательства по отношению к вендору, обеспечивающего поступление инвестиций в инфраструктуру за счет кредитов. Наконец, последняя стратегия наиболее эффективна в случае построения коммуникационных решений, которые встроены в широкий набор веб-сервисов или в среду бизнес-приложений.

Другим важным отличием решений поставщиков является степень открытости приложений, их соответствие стандартам и возможность интеграции в коммуникационные продукты сторонних разработчиков. Некоторые решения предназначены главным образом для расширения уже существующих систем того же поставщика, другие обеспечивают возможность работы во множественных средах. Есть решения, например, от компании AVST, которые специально разработаны как составляющие более широкого портфеля.

В качестве примера «стандартизированного» решения можно привести программный пакет Alcatel OmniTouch Unified Communications, которым оснащена платформа Alcatel OmniPCX Enterprise. Она использует технологии XML, SOAP, SIP и Voice XML, которые позволяют создавать веб-сервисы или основанные на стандартах приложения, обеспечивающие связность и совместимость с другими веб-приложениями.

За основу UC выбрана технология VoIP, которая хорошо сочетается с другими приложениями, использующими различные форматы передачи данных в IP-сетях. Впрочем, сегодня стало ясно, что «революционного» перехода к IP не произошло, и в течение еще достаточно длительного переходного периода будут преобладать гибридные решения, обеспечивающие плавный переход от традиционной к IP-телефонии. Такой подход поддерживается ведущими поставщиками УАТС — Alcatel-Lucent, Avaya, Nortel и Siemens Communications.

В любом случае, очевидно, что единого оптимального подхода, который полностью удовлетворяет потребности предприятий в коммуникациях, не существует. И все же вендорам следует стараться обеспечивать лучшую совместимость своих решений с системами других поставщиков (как правило, в больших компаниях имеется «зоопарк» оборудования от различных производителей), а самим организациям следует учитывать не только текущие потребности в телекоммуникациях, а прогнозировать их на более долгосрочную перспективу.

Российские реалии и перспективы

Первый опыт продаж систем UC на российском рынке был не очень неудачным. Так, по данным OCS, за прошедшие шесть лет в России дистрибьютором было продано не более десятка систем 3Com NBX Unified Communications. Более чем скромные результаты, по-видимому, связаны  в первую очередь с тем, что вендор вкладывал слишком мало ресурсов в их продвижение. Эту ошибку учли конкуренты. Так, компания Cisco совместно со своим золотым партнером — "Крок" запустила с 10 сентября 2007 г. в ряде крупнейших российских городов программу «Тест-драйв IP-телефонии и офисных технологий». Основная цель этой инициативы — популяризация современных IP-технологий среди предприятий среднего бизнеса, в частности решения Cisco Unified Communications. Напомним, что система унифицированных коммуникаций, основанная на сервис-ориентированной сетевой архитектуре (SONA), была представлена Cisco в марте 2006 года.

В апреле 2007 года в Россию и СНГ начались поставки интеллектуальных систем для бизнес-коммуникаций (Smart Business Communication System, SBCS), в которые устройство Unified Communications 500 Series входит отдельным блоком. Оно обладает функциональностью передачи речи и сообщений, поддерживает функции передачи голоса, видео и данных, а также функции безопасности и беспроводной связи. Кроме того, оно интегрировано с существующими настольными приложениями (календарь, e-mail, CRM).

Конкурент Cisco — компания Avaya весной 2007 года анонсировала ряд новых решений в области обеспечения мобильности корпоративного пользователя, в частности, Avaya one-X Dual Mode и Avaya IP-DECT. Новинки стали частью реализации концепции интеллектуальных коммуникаций и вполне вписываются в определение UC. В частности, решение Avaya One-X Dual Mode для смартфонов Nokia E-Series поддерживает технологии Wi-Fi и SIP-клиента и обеспечивает пользователям универсальный доступ к функциям коммуникационного сервера с многофункционального мобильного устройства независимо от типа транспортной среды. А недавно Avaya выпустила новую линейку IP-телефонов Avaya one-X Deskphone Value Edition, которые оснащены журналом учета вызовов Call Logs, встроенной телефонной книгой Contact Directories и мобильными опциями. Так, например, Extension to Cellular позволяет пользователям в любой момент переключать аппарат с офисного на мобильный режим связи и обратно.

В целом спрос на разнообразные функции UC в России невелик. Это объясняется как инерционностью и консерватизмом самого рынка (местные заказчики до сих пор отдают предпочтение традиционным системам телефонии), так и сложностью задачи объединения множества разнородных устройств и типов связи в едином решении. При этом эта проблема требует не только решения технических задач, но и серьезной перестройки бизнес-процессов, создания новой корпоративной коммуникационной культуры. Можно предположить, что усилия гигантов ИТ-рынка не пройдут даром, и в итоге унифицированные коммуникации будут востребованы и в России.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS