|
|
Обзор подготовлен
Экономические потрясения заставили многие компании пересмотреть структуру своих расходов и сфокусироваться на более рациональном использовании средств. В первую очередь, предприятия стали сокращать финансирование непрофильных видов деятельности, к которым зачастую относили содержание и развитие собственной ИТ-инфраструктуры. На этой волне вошли в моду такие термины как "консолидация", "виртуализация" и "облачные вычисления". Но если первые два понятия были в целом положительно приняты бизнесом, то облачные вычисления для многих руководителей до сих пор остаются чем-то абстрактным и пугающим.
Наиболее привычное и распространенное определение облачных вычислений звучит как "предоставление конечным пользователям удаленного динамического доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям (включая операционные системы и инфраструктуру) через интернет". Обычно именно упоминание слова "интернет" отпугивает руководителей, создавая ощущение незащищенности их информационных активов. Стоит заменить фразу "через интернет" на "из любого места", подразумевая, в том числе, и сеть предприятия. Как правило, в крупных и средних организациях ключевые бизнес-приложения уже консолидированы в пределах единого дата-центра или центрального офиса, доступ к которым возможен как из локальной сети, так и из удаленных офисов. Это тоже "облако", просто оно небольшое и собственное - так называемое, частное (private).
Типов "облаков", по большому счету, всего два – частные и общедоступные. К общедоступным относятся проприетарные платформенные "облака" крупных ИТ-игроков (Google, Microsoft, IBM, HP, Amazon и т.п.) и "облака" услуг, предлагаемых различными независимыми провайдерами (как правило, поставщиками услуг связи и широкополосного доступа). Частные "облака" управляются собственными ИТ-службами и предоставляют услуги для внутреннего использования и для использования клиентами и партнерами.
С точки зрения конечного пользователя нет большой разницы, из какого "облака" получена услуга – из частного или общедоступного. Если смотреть со стороны владельца информационных ресурсов, то здесь необходимо искать разумный баланс между удобством и затратами. Создание частного "облака" позволит компании самостоятельно формировать каталог услуг и их качественные показатели, полностью контролировать информационные активы. Но при этом организация должна будет нести соответствующие эксплуатационные расходы (на персонал, оборудование, ПО и т.п.). Использование общедоступных "облаков" позволит предприятию сократить расходы на обслуживание и содержание ИТ-инфраструктуры, но при этом спектр услуг будет ограничен возможностями провайдера.
Модель построения облачной инфраструктуры
Источник: f5.com, 2011
По статистике, на 80% времени приходится использование не более 20% всех приложений предприятия. Остальные 80% приложений используются периодически и далеко не всеми сотрудниками. Тем не менее, компаниям приходится приобретать лицензии на данное ПО, сопровождать его, платить за поддержку и т.п. В то время как для конечного пользователя не имеет значения, откуда именно запущено требуемое приложение – с рабочей станции, внутреннего сервера или из интернета. Так почему бы не получать услуги редко используемых приложений из общедоступных "облаков"? Можно, например, выбрать подходящий тарифный план (в данном примере мы говорим об уровне SaaS), предусматривающий плату только за фактическое использование приложения.
Пока Россию можно называть "облачной страной" исключительно с точки зрения ее климата. В развитии облачных вычислений наша страна пока не преуспела. Тем не менее, относить "облака" к числу бесперспективных для России направлений было бы преждевременно и ошибочно. Как раз наоборот: именно у нас "облачные вычисления" могут оказаться востребованными как нигде в мире, и тому есть несколько предпосылок.
Фактор географической распределенности, по логике вещей, должен стать основным катализатором процессов перехода к "облакам". Ведь именно в условиях территориальной разобщенности минимизация затрат на предоставление ИТ-сервисов приобретает все большее значение. Строительство крупных ЦОДов и создание на их базе "облаков услуг" приведет к росту предложения на этом рынке, что сделает облачные вычисления более доступными и экономически выгодными как для бизнеса, так и для частных пользователей.
Не менее важную роль должна сыграть активизация интеграционных процессов в обществе. Сейчас предпринимаются определенные усилия по повышению доступности институтов государства и их услуг для граждан страны. Инструментами таких интеграционных процессов должны служить информационные порталы, создаваемых по принципу "единых окон". Они могут стать единой точкой доступа для информационного обмена между государственными структурами и потребителями их услуг. Для функционирования подобных информационных систем в распределенной среде необходимо создать распределенную и адаптивную среду исполнения, роль которой могут взять на себя облака для вертикально интегрированных структур (правительства, здравоохранения, налоговой и таможенных служб и т.п.).
Вместе с тем, существует ряд объективных и субъективных факторов, которые препятствуют внедрению облачных вычислений в России. Так, в настоящее время услуги широкополосного доступа в интернет развиты лишь в крупных мегаполисах, где сосредоточены основные управляющие структуры предприятий. При этом основные бизнес-активы нередко располагаются в регионах с неразвитой телеком-инфраструктурой, что вынуждает собственников формировать ИТ-активы на местах и препятствует созданию даже частных облаков в пределах единого хозяйствующего субъекта.
Другой сдерживающий фактор – это психологическая неготовность топ-менеджмента к использованию облачных сервисов. Основные опасения руководителей связаны с возможностью утечки данных при вынесении их за пределы своей сети, в том числе и при передаче их по открытым каналам внутри собственных облаков. Также риски утечки значительно возрастают для предприятий, чья хозяйственная деятельность не совсем прозрачна (двойная бухгалтерия, частичное использование нелицензионного ПО). Отсутствие контроля физического доступа к информационным активам, по мнению руководителей, увеличивает шансы использования их конкурентами или государственными надзорными органами.
Многих руководителей настораживает отсутствие требуемого качества услуг. Рынок облачных вычислений в России находится в начальной стадии формирования. В первую очередь, провайдерами этих услуг должны выступать поставщики услуг связи, однако пока они не очень в этом заинтересованы. Во-первых, они не готовы обеспечить требуемый уровень качества услуги (SLA), во-вторых – не горят желанием "перебрасывать" инвестиции в развитие сектора несформированного спроса. Отсутствие должного правового поля, в рамках которого могут быть урегулированы спорные ситуации касательно качества, также является сдерживающим фактором для формирования "облачного" рынка.
Часто сдерживающим фактором при переходе к облакам (в том числе - и к частным) является противодействие со стороны собственного ИТ-департамента. Сотрудники опасаются сокращения или снижения зарплат вследствие уменьшения потребности в их услугах - при передаче информационных активов на внешнее обслуживание или сокращении физических объектов в зоне их ответственности.
Поскольку облачные вычисления находятся лишь на стадии формирования (и с точки зрения технологий, и с точки зрения сервисов), то пока нет однозначных рецептов перехода к их использованию. Поэтому решение о том, какие сервисы "выносить в облака", а к каким сохранить традиционный подход, должно приниматься индивидуально. Это решение может зависеть от сферы бизнеса, типа используемого ПО, законодательства и т.п. Однако, по мнению экспертов Digital Design, сегодня в России крайне нежелательно выносить в общедоступное облако системы учета; ресурсы, содержащие персональные данные (и обрабатывающие их ИС); информацию, содержащие коммерческую тайну и конфиденциальную информацию; внутренние программные решения, разработанные с учетом специфики предприятия.
Востребованность сервисов конечными пользователями
Источник: Saasblogs.com, 2011
Нередко возникает вопрос, в какой стадии зрелости должна находиться компания и ее ИТ-инфраструктура, чтобы использовать облачные вычисления. Ответ прост – в любой. Ведь основная цель перехода к облачным вычислениям – это увеличение скорости доступа к услуге с минимальными управленческими усилиями. Небольшим компаниям облака позволяют минимизировать расходы на приобретение оборудования, лицензий, зарплату ИТ-персонала, а крупным и средним – дают возможность повысить надежность информационных активов и качество взаимодействия с клиентами и партнерами.
Переход к облачным вычислениям для устоявшейся ИТ-инфраструктуры, на первый взгляд, может быть сопряжен со значительными финансовыми затратами и рисками. Однако путь к "облаку" может быть поэтапным. И тогда появится возможность оценить пошаговый эффект и выработать дальнейшую стратегию.
Если предприятия имеет географически распределенную структуру с информационными активами, представленными на разных территориальных площадках, то первым шагом на пути к "облаку" будет консолидация, минимизация точек сосредоточения информационных ресурсов. Хорошим вариантом может стать создание единого ЦОДа на базе головного предприятия или центрального офиса (в идеале необходимо подумать и о создании резервного ЦОДа для обеспечения катастрофоустойчивости). Консолидация ресурсов в пределах единого центра позволит повысить надежность информационных систем, обеспечит более высокий уровень безопасности и снизит расходы на обслуживание компонентов ИТ-инфраструктуры в филиалах.
Следующим шагом может стать переход на энергоэффективные технологии. Использование виртуализации (причем не только серверов, но и рабочих мест, приложений и дискового пространства), помимо прямой экономии на стоимости оборудования, ПО и эксплуатационных расходов, позволит абстрагировать бизнес-приложения и данные от физической среды исполнения. При этом уже будут созданы предпосылки для легкого переноса информационных активов (как внутри ИТ-инфраструктуры предприятия, так и за ее пределами) и их передачи под внешнее управление.
Отказ от физической модели представления ИТ позволяет бизнесу перейти к сервисно-ориентированному управлению, то есть к у правлению не отдельными компонентами ИТ-инфраструктуры, а бизнес-сервисами. В этой модели ключевое значение приобретает стандартизация требований к качеству услуги (SLA), на основе которых возникает возможность выбора поставщика ИТ-услуг. Им может стать как внутренняя ИТ-служба, так и внешний провайдер услуг. При наличии SLA можно легко переносить или делить сервисы между провайдерами, что и позволяет сформировать облако услуг.
Рассмотренный путь к облакам не является единственным, возможно различные вариации. В любом случае - пройден ли этот путь до конца или компания решит остановиться на каком-либо шаге - на каждом из этапов она сможет извлечь для себя как экономические, так и качественные выгоды.
Алексей Семенов