|
|
Обзор подготовлен
Довольно скоро системы «Безопасного города» будут протестированы в «боевых условиях» - на универсиаде в Казани, затем в Сочи. Поэтому, отмечают эксперты, очень важно научиться делать подобные объекты однотипными, построенными на единых принципах. Тогда не будет и причин для ограничения масштабирования.
Развитие экономики – по определению вещь цикличная. Редкий бизнес может похвастать непрерывным ростом в течение хотя бы двух макроэкономических циклов. А если рассматривать высокотехнологичные компании, где скорости роста и упадка просто фантастические, то невольно можно посочувствовать топ-менеджерам, отвечающим за развитие инфраструктурной составляющей бизнеса.
Голубая мечта многих стратегов – иметь возможность затребовать у электросетевой компании дополнительные лимиты в случае роста производства и, наоборот, отозвать заявку в случае его спада. Недостаток собственных автомобилей или железнодорожных вагонов можно компенсировать за счет услуг транспортных агентств.
И, действительно, подобного рода аутсорсинг достаточно широко распространен в мире. Однако и там, и у нас встречаются отрасли экономики, где подобные вещи не могут быть полноценно реализованы, например, из-за требований законодательства, проблем с безопасностью или уникальностью бизнеса.
Как уже было показано в других материалах обзора, ИТ и информационная безопасность в ряде случае становятся или уже стали стратегическим активом бизнеса. И, вследствие этого, перенос в «облако» или на аутсорсинг ряда критически важных элементов ИТ-инфраструктуры не представляется возможным.
Неважно, по каким именно соображениям делается этот выбор. Важно то, как теперь планировать развитие этой инфраструктуры. И задача это далеко не тривиальная. Можно, конечно, растянуть развитие на годы. Можно купить всё сразу и вводить в эксплуатацию по мере надобности. Но тогда надо ответить на некий базовый набор вопросов.
Во-первых, оборудование имеет вполне определенный срок эксплуатации и морального устаревания. Во-вторых, пользуется кто-то или нет программным обеспечением – за лицензии платить необходимо. Если же инсталлирован open source, то где гарантии того, что в течение горизонта планирования, сообщества, поддерживающие развитие этого ПО, еще будут существовать?
В-третьих, где гарантии, что того или иного вендора не постигнет судьба павших в борьбе с кризисом SUN или Nortell? И, в-четвертых, и, в-пятых …
Набор рисков так велик и так индивидуален, что типовых рецептов практически не существует. Каждый кейс индивидуален и поучителен. В нескольких статьях цикла по развитию ИТ-инфраструктуры попробуем разобрать весьма показательные тому подтверждения.
Обратимся к государственному проекту «Безопасный город», который ведётся практически во всех регионах России. Во многом он основывается на системах видеонаблюдения и сбора информации, а также на решениях для её обработки, анализа и поддержки реагирования.
Из каких элементов состоит проект? Летом прошлого года группа компаний Verysell объявила о старте внедрения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в городе Кингисепп. До этого аналогичные решения были инсталлированы, в частности, в Выборге, Пскове и Мурманске.
На первом этапе была запущены система городского видеонаблюдения, интегрированная мультисервисная телекоммуникационная сеть, подсистема экстренной связи «гражданин-милиция», а также создан ЦОД, включая центр видеомониторинга. Далее планируется развитие системы с подключением большего числа объектов и наращиванием функционала в интересах служб ЖКХ, ГИБДД, МЧС и т.д.
Инфраструктура сегмента проекта «Безопасный город»
Источник: Сайт г. Балаково, 2010
По сути, государственный проект «Безопасный город» – это комплекс технических систем охраны (КТСО), ориентированный на выполнение задач технического обеспечения охранных мероприятий на территориально распределенных объектах, тем не менее, входящих в единую систему.
Александр Реформатский, главный инженер проектов ЦУП компании «Verysell Проекты», отмечает: «Прежде всего, любая современная система технических средств безопасности - это определенная совокупность программно-аппаратных средств, административных мер и, самое главное, – надежной и оперативной технологической системы взаимодействия всех ее составляющих».
Из данного определения следует, что, с одной стороны, важнейшей из подсистем КТСО является система передачи данных (с точки зрения среды передачи данных, протоколов, интерфейсов и т. д.). Не случайно при разработке крупных систем КТСО технические решения по сетям связи систем безопасности часто разрабатываются как отдельный раздел проекта.
Г-н Реформатский продолжает: «С другой стороны, разрабатывая КТСО, необходимо учитывать перспективы ее развития и расширения, а также интеграцию с другими подобными системами. Таким образом, на передний план выходит компетенция интегратора в области разработки КТСО, а точнее специалистов-разработчиков, которые при безусловном владении вопросами функционирования каждой из подсистем должны учитывать несколько факторов.
Во-первых, перспективы развития технических решений программно-аппаратной части применяемого оборудования (с точки зрения расширения функциональных возможностей) всей структуры системы. Это необходимо для исключения необоснованных затрат на переоборудование при расширении и интеграции системы, особенно при малобюджетном финансировании.
Во-вторых, возможность построения системы по принципу «от малого к большему» за счет объединения нескольких локальных систем в единую. На этом этапе разработки технических решений как раз важно учесть предполагаемый объем линий связи для дальнейшего развития».
Очевидно, важность продиктована тем, что прокладка линий связи и организация всей инфраструктуры передачи информации связана со значительными затратами на СМР. И, что более ощутимо, - с согласованием проектных решений и получением исходных данных от смежных структур, административных органов.
Эти мероприятия всегда являются сдерживающим фактором при реализации подобных проектов и с точки зрения сроков исполнения. И, как следствие, материальных затрат.
Последние события в аэропорту Домодедово еще раз показали, что безопасности много не бывает. Поэтому направление развития второго этапа проекта в Кингисеппе и других городах очевидно – подключение к системе дополнительных видеокамер и иных технических средств безопасности, баз данных силовых структур, ситуационных центров и т.д.
Однако каков должен быть фундамент ИКТ-инфраструктуры проектов подобного рода? Где и какие ограничения существуют? Какова роль человека и систем искусственного интеллекта? Ответы на эти и другие вопросы представители десятков (если не сотен) ИТ-компаний, участвующих в проекте, регулярно обсуждают на совещаниях.
Андрей Бадалов, член Экспертного совета комитета Государственной Думы РФ по безопасности, первый заместитель генерального директора компании "Российская корпорация средств связи" (РКСС) регулярно обращает внимание на функционал системы.
Он считает, «РКСС поддерживает и развивает направления, где, помимо систем мониторинга, создаются системы управления силами и средствами – системы реагирования. Пожалуй, этим наша концепция отличается от концепций многих других компаний, которые продолжают развивать только системы обработки видеоинформации».
Довольно скоро эти системы будут протестированы в «боевых условиях» - на универсиаде в Казани, затем в Сочи. Поэтому, отмечают эксперты, очень важно научиться делать городские системы безопасности построенными на единых принципах. Это упростит освоение, эксплуатацию и позволит быстро тиражировать положительный опыт эксплуатации в других местах.
Как отмечалось, основа системы - видео. Но и с ним не так всё просто. Зачастую требуются полосы в 10 Мбит/c от точки до точки – где же такие скорости взять вдали от мегаполисов? Как альтернатива, предлагается использовать интеллектуальные видеокамеры. Благодаря встроенному микроконтроллеру появляется возможность настройки самой камеры на решение сложных конкретных задач, за которые в традиционных системах отвечал видеосервер.
Что же вернемся к вопросу – а стоит ли строить инфраструктуру впрок. В рассматриваемом случае ответ однозначен: стоит! Но как? В следующем материале попробуем разобраться в случаях, когда технологии отработаны, а главными ограничителями являются элементы бизнес-планирования.
Вадим Ференец