|
|
Обзор подготовлен
Рынок видеоконференцсвязи является одним из наиболее активно развивающихся в России. Если до последнего времени основными его потребителями были госведомства, банки и крупные компании топливно-энергетического комплекса, то теперь к возможностям ВКС все чаще присматриваются представители среднего и малого бизнеса. Этому во многом способствует усовершенствование и удешевление технологий передачи видеоизображения, а также снижение стоимости аренды качественных каналов связи.
В 2010 г. объем рынка видеоконференцсвязи (ВКС) в мире превысил 3,5 млрд долл. В России по разным оценкам, в том числе по данным Wainhouse Research, он составил 40-60 млн долл. Программные системы занимают 23% всего рынка, и сегмент ПО растет быстрее рынка ВКС в целом.
По данным экспертного опроса, проведенного журналом "Сети и системы связи" в 2010 г., рынок ВКС до самого последнего времени являлся одним из наиболее быстро развивающихся в России – его ежегодный рост составлял 30-40%. После неизбежного спада 2009 г. он достаточно интенсивно восстанавливается. Этому способствуют снижение стоимости аренды качественных каналов связи, наличие эффективных видеокодеков, возможность шифрования информации, а также постоянно растущее качество изображения. Кроме того, использование систем видеоконференцсвязи постепенно переходит из разряда модного и престижного развлечения в категорию эффективного инструмента коммуникации, чему во многом способствовали крупномасштабные внедрения в государственном секторе, например, в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Проведение судебных заседаний в режиме видеоконференцсвязи в арбитражных судах РФ
Источник: Арбитражный суд Алтайского края
Очевидно, что в стране такой территориальной протяженности как Россия основной интерес к системам видеоконференцсвязи должен исходить от организаций, имеющих разветвленную филиальную сеть. Действительно, по мнению экспертов, около 20% продаж систем ВКС осуществляется в Москве и 80% — в регионах.
Видеоконференцсвязь наиболее востребована органами государственной власти, а также крупными банками, страховыми компаниями и предприятиями топливно-энергетического комплекса, имеющими региональные отделения и представительства за рубежом. Активно продвигаются такие решения и в области здравоохранения (телемедицина), однако пока они не получили массового распространения по большей части по причине нехватки средств у российских лечебных учреждений.
Среди технологических инноваций отрасли нельзя не отметить переход к технологиям высокой четкости (HD), широкое внедрение современных видеокодеков (H.264), поддержку протокола SIP, появление возможности проводить мобильные видеоконференции в сети 3G и использование технологии TelePresence. Все более растет спрос на интегрированные решения, объединяющие видеоконференцсвязь с системами поддержки совместной работы, системами контроля присутствия и др.
Ожидается, что в 2011 г. во всем мире, в том числе и в нашей стране, существенно возрастет спрос на IP-телефонию – она становится все более популярной среди руководителей средних и крупных компаний благодаря эффективности и возможности быстрого возврата инвестиций. Параллельно с ней будет развиваться и видеотелефония. На сегодня российские эксперты оценивают темпы роста этого рынка как 20-25% в год.
Решения на базе IP-технологий ориентированы, в значительной степени, на сектор СМБ, и представляют собой промежуточный этап между профессиональной ВКС и бесплатными сервисами типа Skype. Они значительно дешевле аппаратных комплексов ВКС, и являются частью систем унифицированных коммуникаций, стоимость на которые постоянно снижается.
Если говорить о развитии приложений для организации видеоконференций в рамках унифицированных коммуникаций, то здесь представлены крупнейшие вендоры, такие как Alcatel-Lucent, Avaya, Huawei, Microsoft, Siemens Enterprise Communications и др.
Однако, по мнению экспертов, видеотелефония не сможет полностью вытеснить ВКС, по крайней мере, в ближайшее время. "Я полагаю, что как отдельное направление специальное программное обеспечение управления конференциями будет существовать на рынке ограниченное время и позже сольется с общим офисным пакетом. Например, как дополнение к календарю в клиенте электронной почты, - считает Георгий Санадзе, технический директор Avaya в России и странах СНГ. - В отдаленной перспективе видеотелефония может стать альтернативой ВКС. Но сегодня она больше ориентирована на сегмент "демократичного видео", с недорогими камерами и мониторами, в то время как системы видеоконференцсвязи позиционируются как платформы Hi-End класса. Но время работает на видеотелефоны - растут размеры экранов, падает цена кодирующих устройств и все больше возможностей и функций, ранее присущих только ВКС, становятся доступны в телефонии".
"Приложения для организации ВКС будут активно развиваться. При этом двусторонняя видеотелефония, однозначно, не является альтернативой ВКС. Правильнее сказать, что унифицированные коммуникации интегрируются с видеоконференцсвязью, и это - единый комплекс инструментов, позволяющих снижать затраты и повышать удобство коммуникаций, а значит и эффективность работы сотрудников, - утверждает Владимир Ткачев, технический директор Siemens Enterprise Communications в России и СНГ. - При этом надо понимать, что отдельно взятая система ВКС не будет столь эффективна, как ВКС в рамках унифицированных коммуникаций. Например, когда все стали использовать мобильные телефоны за рулем, пострадали удобство и безопасность вождения. А когда мобильная связь стала интегрированной с электронной "начинкой" машины, и стало возможно, не отвлекаясь, разговаривать по громкой связи - тогда мобильная связь в автомобиле стала действительно полезной для водителя. То же самое с ВКС - отдельно взятая система труднее принимается пользователями и несет меньше преимуществ, чем в связке с уже привычными инструментами коммуникаций".
Если еще недавно внедрение ВКС было прерогативой богатых организаций, то сегодня стоимость таких решений окупается в течение 6-12 мес только за счет экономии на командировочных расходах. Кроме того, такие системы позволяют проводить оперативные совещания и принимать согласованные решения практически в режиме реального времени, что, по-видимому, и подстегнуло интерес к ним в период финансовой нестабильности.
Среди производителей систем видеоконференцсвязи на отечественном рынке широко представлены мировые лидеры Polycom, Tandberg, а также Sony, Aethra, Emblaze-VCON, LifeSize, Radvision, AddPac, Scotty. Операторские услуги ВКС на российском рынке предлагают несколько крупных компаний: "Ростелеком", "Комстар-ОТС", Orange Business Services, "ВымпелКом" и другие.
В середине 2010 г. стало известно о том, что в Skype появится новая функция Group Video Calling, которая позволит организовывать видеоконференции с числом участников до 5 человек. В начале 2011 г. компания ввела платный Premium план, главной особенностью которого стала групповая видеосвязь на 10 человек. Групповые видеоконференции также стали доступны в бизнес-версии Skype. Мобильные пользователи Skype тоже получили возможность участвовать в групповых видеоконференциях, но без приема/передачи видео.
Очевидно, что новое предложение компании станет очень привлекательным для частных пользователей. Что касается сектора СМБ, то, несмотря на то, что SaaS-решения для ВКС являются одними из самых востребованных на рынке, новое предложение Skype заставит пользователей серьезно задуматься, во-первых, о том, насколько оно безопасно, а во-вторых, о том, насколько им необходимы более широкие возможности ВКС – модерация конференции, вывод презентаций, электронных таблиц и т.п.
В любом случае инициатива Skype станет стимулом для операторов развивать сервисы интернет-видеоконференций в массовом сегменте – от предприятий среднего и малого бизнеса до частных пользователей.
Широкий спектр предложений по организации видеоконференцсвязи ставит заказчиков перед непростой проблемой - что выбрать, программное или аппаратное решение?
Основное преимущество программного решения - низкая стоимость. Для его внедрения достаточно иметь компьютер с выходом в интернет. Однако кодирование и декодирование видео в этом случае происходит тоже программным путем, что приводит к сужению полосы пропускания и снижению качества картинки. Кроме того, программные решения часто несовместимы со стандартной системой ВКС.
Программное обеспечение не способно гарантировать высокое качество связи при передаче по сети интернет, поэтому, если такое качество необходимо обеспечить, придется позаботиться о качестве каналов связи, что приводит к дополнительным расходам. В тоже время, программные решения представляются единственно возможным вариантом для мобильных сотрудников.
Аппаратное решение изначально требует от заказчика немалых вложений в оборудование. Однако только при перекодировании видео специальным чипом можно добиться высокого качества изображения. Кроме того, аппаратные решения более универсальны (они позволяют использовать оборудование любого производителя, поддерживающего открытые стандарты) и более комфортны для пользователя.
В процессе эксплуатации аппаратные решения позволяют значительно сэкономить на ресурсе канала связи, естественно, в том случае, если заказчик не собирается пользоваться публичным интернетом.
Возможно, со временем существенная ценовая и качественная разница между программными и аппаратными решениями исчезнет. Но на данном этапе компромиссный вариант может быть найден путем интеграции в рамках одного проекта обоих вариантов, позволяющей руководителям организации получать высококачественную связь и полный набор всевозможных сервисов, а рядовым сотрудникам – возможность участвовать в совещаниях, не покидая своего рабочего места.
Наталья Рудычева / CNews Analytics