|
|
Обзор подготовлен
Ожидается, что концепция Enterprise 2.0 в ближайшее время будет активно развиваться и станет обязательной составляющей работы компаний. Технически ее внедрение уже имеет под собой крепкую почву. Упрощают задачу возможности работы в "облаках" и поэтапного внедрения.
В числе инструментов, необходимых любому бизнесу для повышения эффективности, программное обеспечение – в числе основных. Но если говорить об использовании социального ПО, возникают определенные вопросы. Можно ли с его помощью сделать работу сотрудников более эффективной? Именно на этот вопрос отвечает концепция Enterprise 2.0, которая получает все большее распространение. Во всех ли случаях инструменты Enterprise 2.0 будут работать?
Стоит напомнить, какой смысл вкладывается в термин Enterprise 2.0. Сам автор понятия Эндрю Макафи, ведущий научный сотрудник Центра цифрового бизнеса Слоуновской школы менеджмента МТИ, определяет его как применение инструментов и философии Web 2.0 для целей бизнеса. Как он считает, сотрудникам нужны простые в использовании способы коммуникации, подобные тем, которые они используют в повседневной жизни и при общении в интернете. Это блоги, микроблоги, форумы, вики, системы тэгов, видеоконференции и другие возможности для совместной и удаленной работы.
Что теряют компании, не использующие Enterprise 2.0? Согласно исследованию TDWI, только отсутствие системы управления контентом может привести к потере от 10 до 20% доходов компании. Причины убытков — нарушение бизнес-процессов и увеличение затрат времени на повторную обработку информации.
Другой пример - в 2010 году компанией Forrester проведено исследование одного из продуктов для поддержки Enterprise 2.0 - Microsoft SharePoint 2010. Установлено, что с учетом рисков окупаемость подобного решения - 12 месяцев, а возврат инвестиций для типовой компании составляет 108%.
За счет чего Enterprise 2.0 превращается в преимущество?
Использование концепции |
Что получает компания |
Отношения сотрудник-сотрудник. Взаимодействие, создание, накопление и передача знаний | Сотрудники превращаются в источник творческих идей. Группа находит решения сильнее, чем самое сильное индивидуальное решение. Экономия времени и средств за счет удаленной работы. Уменьшение времени на подготовку и обработку документов при совместной работе. Таланты удерживаются в компании благодаря созданию особой рабочей среды, в которой возрастают возможности для самореализации сотрудников и растет удовольствие от работы. Лучшие решения всегда на виду. Возможность обратиться за советом или информацией сразу к большому числу пользователей (сотрудников), автоматически создавать команды и рабочие группы, видеть наилучшие практические примеры коллег и учиться на обширном чужом опыте. Ценные знания сохраняются в компании даже при уходе сотрудников и постоянно приумножаются. |
Отношения руководитель-сотрудник. Взаимодействие и управление | Быстрый поиск решений и идей, необходимых руководству, с помощью сотрудников. Экономия времени на всех процессах, требующих обсуждения - от создания продукта до вывода на рынок. Удобство постановки и контроля исполнения задач. |
Внешние отношения (компания-клиенты и партнеры) |
Более точная реакция на запросы рынка за счет получения обратной связи. Эффективное взаимодействие с партнерами, уменьшение времени на реализацию совместных проектов |
Источник: CNews Analytics, 2011
По словам автора концепции, существует множество успешных примеров ее внедрения. В интервью Computerworld он рассказывает о решении, которое используется ВВС. Компания организовала для своих сотрудников корпоративный форум. Это позволило решить проблему поиска нужных документов (с помощью обмена ссылками), а также предоставило сотрудникам возможность обмена знаниями.
Хороший пример другим компаниям показывает IBM, которая на себе проверяет все новые концепции, связанные с социальным ПО. По мнению Дмитрия Романова, директора по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи", это наиболее показательный пример использования социального ПО в крупной транснациональной компании, где работают сотни тысяч человек. Другой пример - внедрение концепции в одном из крупнейших банков мира - HSBC. Там использовалось решение Lotus Connections, которое позволяет расширить возможности внутреннего портала, превратив его в полноценную социальную сеть. В этой сети сотрудники охотно делятся своим опытом с коллегами, ведут блоги, дискуссии, обсуждают проекты. Материалы на портале являются продуктом совместной работы сотрудников, их коллективным творчеством, что отвечает основным идеям концепции Enterprise 2.0.
Примеры решений Enterprise 2.0
Компания и решение | Инструменты, используемые для реализации концепции |
IBM Lotus Connections | Блоги, микроблогги, дискуссии, сообщества, совместное ведение задач, совместный доступ к файлам, библиотеки документов, фотогалереи, сервис базы знаний. форумы, веб-конференции, средства быстрого общения и проведения конференций и совместной работы в удаленном режиме (Lotus Sametime Webconference), CMS-системы, опросы, анкетирование |
Oracle WebCenter Suite 11g | Внутренние и внешние порталы и веб-сайты, сервисы социальных сетей и коллективной работы, интегрированные с корпоративными приложениями. |
Jive SBS 3.0 | Инструменты коллективной работы - сетевые обсуждения, опросы, блоги, вики-сайты, возможности для совместного редактирования. |
Мicrosoft SharePoint 2010 | Инструменты для реализации корпоративных социальных сетей, механизмы взаимодействия между пользователями при групповом взаимодействии. Имеется возможность установки SharePoint в "облака". |
1С-Битрикс: Корпоративный портал | Применяются инструменты для создания социальных сетей, сервисы мгновенных сообщений, быстрого поиска, облака тегов, форумы, блоги, возможности для взаимодействия с сотрудников с клиентами и партнерами. Документ менеджмент, таск-менеджмент, тайм-менеджмент, внутренняя социальная сеть и рабочие группы, CRM, обмен мгновенными сообщениями и присутствие. |
Мегаплан "Совместная работа" | Организация коллективной работы, файловое хранилище, доступное отовсюду, возможность ставит задачи и контролировать их исполнение, работать совместно и удаленно. Решение для небольших компаний до 200 человек. |
Cisco Quad | Корпоративная социальная сеть с возможностями видеосвязи. |
Alfresco | open source-решение для управления контентом предприятия. |
Yammer 2.0 | Социальная сеть для бизнеса (корпоративный аналог Facebook). |
TeamWox | Управление предприятием на основе групповой работы. Совместная работа с документами. Контроль рабочего времени, система назначения ответственных лиц. Предназначена для малых и средних предприятий (до 1000 человек), возможна поставка в режиме SaaS. |
Источник: CNews Analytics, 2011
Если говорить про российский опыт, то стоит упомянуть проект в компании "Лукойл", где технологии Enterprise 2.0 применялись для создания корпоративной системы управления знаниями. Об этом CNews рассказал Дмитрий Долгов, руководитель пресс-службы "Лукойл": "Концепция Enterprise 2.0 рассматривается в компании как элемент корпоративной системы управления знаниями и реализуется в части создания корпоративных сетевых групп. Их нельзя назвать привычным термином "социальные сети", т.к. формируемые группы нацелены, главным образом, на решение производственных задач: внедрение лучших практик и стандартов, экспертную поддержку ключевых процессов, оценку инновационных идей с точки зрения их практического применения.
Такие группы созданы в различных подразделениях "Лукойл" и объединяют сотрудников центрального аппарата и дочерних обществ. Сети (или сетевые группы) служат мощным средством коммуникаций сотрудников, где каждый участник может задать вопрос наиболее подготовленным экспертам и гарантировано получить своевременный ответ.
Самым сложным моментом в практическом внедрении системы управления знаниями было именно объединение сотрудников на постоянной основе так, чтобы это стало частью их повседневной работы. Если добавить географическую распределенность компании, работающей не только на территории России, но и по всему миру, что подразумевает разность часовых поясов, можно понять, что эффективность обмена знаниями зависит от многих факторов. Важную роль играет и грамотно выстроенная система мотивации, над которой пока еще идет работа: сейчас деятельность части сетей почти полностью строится на добровольном и взаимовыгодном объединении сотрудников."
Однако подобных примеров в нашей стране пока не так много, и принципы Enterprise 2.0 почти не используются в работе в корпоративных порталов большинства российских компаний. Что мешает этому?
Появляется все больше технических и организационных решений, упрощающих внедрение Enterprise 2.0. Предлагаются и "облачные" решения, которые можно получать по подписке, в том числе оплачивая по факту использования (pay as you do). Некоторые проприетарные продукты можно взять в аренду, установить пробную бесплатную версию. Имеются и Open Source-решения.
Среди организационных решений можно выделить возможность поэтапного внедрения, которое практикуется уже многими поставщиками ПО и считается наиболее эффективным способом освоения Enterprise 2.0. Несмотря на все это, компании не торопятся использовать концепцию в своей работе. В чем причина?
Одна из главных проблем в том, что наличие инструментов Enterprise 2.0 совсем не означает их использование. Об этой проблеме упоминает и Эндрю Макафи, говоря, что большинству крупных компаний по всему миру известно о существовании концепции, однако они пока не знают, как ее можно применять. Ведь речь идет о формировании кардинально иного, нового взгляда на командную работу. И здесь нужна четкая постановка задачи.
Так, организации нередко приходят к использованию Enterprise 2.0 после понимания того, насколько важно сохранить накопленные знания и опыт, сделать их доступными для всех сотрудников. Именно поэтому при введении инструментов Enterprise 2.0 успех определяется не техническими средствами, а степенью понимания топ-менеджерами своего бизнеса и тенденций его развития.
Это подтверждает Дмитрий Романов, директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи": "Необходимо понимать, что Enterprise 2.0 — это, прежде всего, концепция изменения бизнеса, стратегии, всей парадигмы деятельности компании, а не только и не столько внедрение каких-либо информационных систем и технологий. Это вопрос, прежде всего, связанный с осознанием менеджментом компании и всеми сотрудниками тех изменений, которые должны произойти в работе с информацией, в работе с инновационными идеями, в работе со знаниями. И только после этого можно говорить о внедрении конкретных технологий".
По его мнению, корпоративная культура — это то, что обладает наиболее сильной инерцией и меняется достаточно тяжело. Привычки, предпочтения людей, сложившиеся информационные взаимосвязи перестраиваются большей кровью, с немалыми усилиями.
Поэтому важно правильно выбрать наиболее подходящие инструменты для поддержки концепции. Если деятельность творческая, и ей занимается множество людей, то полезными окажутся социальные сети, базы знаний, технологии вики и им подобные. Если же деятельность нацелена в основном на работу отдельных независимых экспертов и носит какой-то повторяемый (воспроизводимый) характер, то тут могут быть решения класса Case management, которые сейчас также активно развиваются. Фактически выбор тех или иных технологий зависит от специфики деятельности организации, а также от конкретных людей или ролей в деятельности этой организации.
"Что касается России, избравшей инновационный путь развития, то без перехода к Enterprise 2.0 большинства российских организаций наша страна просто не имеет будущего", - уверен Дмитрий Романов.
К слову, если говорить о российских условиях, то большинство опрошенных CNews экспертов утверждает, что никаких существенных особенностей, которые могут повлиять на продвижение Enterprise 2.0 в России, нет. Так считает и Сергей Рыжиков, генеральный директор "1С-Битрикс": "Потребности бизнеса в эффективности, в снижении издержек одинаковы во всех странах. Основная проблема - это сотрудники 1.0. - в руководстве, и сотрудники 2.0 – в новом поколении. Для руководителей компаний концепция Предприятие 2.0. иногда кажется новой и не совсем понятной. Но после преодоления внутренних опасений, они становятся приверженцами идеи и реализации с использованием веб-интерфейсов".
Организация, решившая использовать социальное ПО для решения своих задач, может сразу не внедрять сложные системы. Для начала достаточно будет сайта и корпоративного портала для совместной работы. Возникающие в дальнейшем потребности можно реализовывать постепенно. Например, компания "1С-Битрикс" идет именно таким путем. Продукты "1С-Битрикс: Управление сайтом" и "1С-Битрикс: Корпоративный портал" соответствуют разным уровням проникновения ИТ-технологий в бизнес-процессы. Однако и общих решений на все случаи быть не может. И руководителями должно двигать не желание получить готовый рецепт на все случаи жизни, а мысли о решении конкретных проблем. Только в этом случае можно ждать эффекта.
Андрей Акулов, специалист по решениям Lotus, IBM в России и СНГ, рассказывает: "На пути к реализации Enterprise 2.0, наши заказчики начинают с внедрения внутреннего портала и с построения сервисов совместной работы. Это блоги, дискуссии, командная работа, библиотеки документов, фотогалереи. Для компаний, которые прошли начальный этап, становится интересным построение социальной сети для своего бизнеса с помощью продуктов Lotus Connections. Здесь возможности для взаимодействия сотрудников расширяются, реализуются такие задачи, как поиск экспертизы, построение базы знаний, обсуждение проектов и т.д. Платформа Lotus Notes включает в себя возможности интеграции с такими продуктами, как Lotus Connections, Lotus QuickR, что дает возможность для совместной работы над документами, создания и редактирования библиотек документов".
Для компаний, которые прошли начальный этап, становится интересным построение социальной сети для своего бизнеса с помощью продуктов Lotus Connections. Здесь возможности для взаимодействия сотрудников расширяются, реализуются такие задачи, как поиск экспертизы, построение базы знаний, обсуждение проектов и т.д. Платформа Lotus Notes включает в себя возможности интеграции с такими продуктами, как Lotus Connections, Lotus QuickR, что дает возможность для совместной работы над документами, создания и редактирования библиотек документов.
По его словам, основной остается задача построения корпоративной социальной сети. В эту сеть можно вовлекать не только сотрудников компании, но также партнеров и клиентов. Таким образом, решается задача упрощения поиска знаний. Так, системы для обсуждения проектов по мере накопления знаний, объединения коллективного опыта становятся самообучающимися. Новые сотрудники, начинающие работать с аналогичными проектами, имеют возможность быстрее решить свои вопросы.
"Что касается России, то никаких особенностей в этом плане нет, - продолжает Андрей Акулов. - Люди у нас готовы работать на новом уровне, делать свою ежедневную работу эффективнее и интереснее. А это уже многое для реализации концепции Enterprise 2.0. Остается только предложить сотрудникам российских компаний удобные инструменты для реализации их задач".
Большинство из опрошенных CNews экспертов говорят о том, что концепция Enterprise 2.0 будет активно развиваться и в будущем станет обязательной составляющей работы компаний. Именно значительный инновационный потенциал Enterprise 2.0 заставит многих задуматься над этим. Тем более, что большинство экспертов сходится во мнении, что в России нет никаких особенностей, способных этому серьезно воспрепятствовать.
Технически внедрение концепции уже имеет под собой крепкую почву. Существует масса доступных решений, в том числе бесплатных, решений, использующих свободное ПО. Упрощает задачу возможность работы в "облаках" и поэтапное внедрение концепции, т.е. подключение модулей по мере необходимости решения новых задач. Именно от уровня понимания этих задач зависит выбор правильных инструментов Enterprise 2.0.
Леонид Ефимов