|
|
Обзор подготовлен
Практически у всех «облачных» технологий западные корни. Для того, чтобы не потерять преимущества cloud и не оказаться заложником «владельцев» технологий, необходимо адаптировать «облако» к российским реалиям. Чтобы это сделать, необходимо изучить западный опыт.
Информационные технологии (ИТ) вкупе с развитой телекоммуникационной составляющей становятся, а в некоторых отраслях экономики уже стали, частью бизнеса и государственного управления. А раз так, то к ИТ стали применимы нормы отраслевого законодательного регулирования – с одной стороны, и требования бизнеса в части минимизации стоимости владения (TCO) ИТ-инфраструктурой при расширении функционала информационный систем – с другой.
Как говорил один из классиков, количество переходит в качество. При этом под количеством в данном контексте следует понимать уровень проникновения ИТ в бизнес- и технологические процессы экономики. А под качеством – то, как именно обеспечивается потребность в этих самых ИТ. По всем признакам, технологии cloud computing – яркий пример такого качественного перехода.
Разновидности «облаков» - от частного к публичному
Источник: NEC, 2010
Упомянутый закон диалектики гласит, что эволюция, в том числе и взаимоотношений ИТ и бизнеса, - процесс ступенчатый. А именно - пока не накопится некая критическая масса потребностей и возможностей их реализации, нет и массового рынка для этих технологий. А обсуждение рисков и преимуществ cloud computing («облаков») – просто идеальная лабораторная среда для анализа. Итак, приступим…
Начнем с поисков заказчиков подхода cloud computing. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, кому выгоден тот факт, что данные миллионов пользователей обрабатываются и хранятся в ЦОДах с неизвестным для них конкретным местоположением.
Ричард Столлман (Richard Matthew Stallman), основатель движения свободного ПО, проекта GNU, Фонда свободных программ и Лиги за свободу программирования, в интервью изданию Guardian открыто заявил о своем мнении по этому поводу. Он считает: «чтобы получить доступ к вашим локальным данным, полиция обязана предъявить ордер на обыск. Но если данные хранятся на сервере какой-то компании, стражи порядка считают их, не предъявляя вообще никаких документов, в том числе и представителям этой компании».
Господин Столлман указывает и на другую причину любви государства к «облакам» – зависимость провайдеров cloud computing от регуляторов. В качестве примера приводится недавний инцидент, когда Amazon заблокировала ресурс Wikileaks на своем облачном сервисе EC2 под предлогом того, что были нарушены некие условия.
Итак, интерес правительств некоторых стран к «облакам» понятен, как понятен и негатив, испытываемый в других странах по этому поводу. В качестве примера можно привести «китайский файерволл», блокирование Ираном более 5 млн сайтов. В прошлом году польским полицейским было запрещено посещать социальную сеть Nasza-klasa.pl. Этой зимой похожие вещи творились в странах революционного Магриба.
Искушенные читатели могут сказать, что данные этих сервисов передавались по интернет, но существуют и иные виды телекоммуникаций. Да, это действительно так. Но позвольте пикантный вопрос – а где физически находятся сервера и СХД? Не зря ведь сказано – кто владеет информацией, тот правит миром.
Не будем откладывать на потом естественный вопрос тех же пытливых читателей: «А как же сами госорганы тех же США пользуются SaaS и т.д.?» Вот, например, совсем свежий скандальный тендер МВД США на разработку единой системы электронной коммуникации на базе Microsoft BPOS для 88 тыс. сотрудников, которая должна заменить 13 систем, используемых сейчас в различных офисах ведомства. Ранее на BPOS перешли Министерство образования и Министерство энергетики США.
Ответу на вопрос об экономической целесообразности проектов подобного рода будет посвящена отдельная статья. Что касается обеспечения информационной безопасности, ответим цитатой из пресс-релиза Bloomberg, датированным февралем 2011г. В частности, там сообщается о том, что «Министерство обороны США планирует в 2012 году потратить $500 млн на исследования в области информационной безопасности, в т.ч. в сфере облачных вычислений и обработки зашифрованных данных».
В то же время, Министерство обороны сотрудничает с Министерством внутренней безопасности США, что позволит обеспечить равный уровень защищенности как для сетей военного назначения, так и для сетей финансовых систем и систем энергоснабжения.
«Обеспечение безопасности военных сетей будет немного стоить, если перестанут работать линии электропередач и другие учреждения правительства», – сообщил заместитель министра обороны Уильям Линн (William Lynn). Одновременно Пентагон создает системы «коллективной защиты» с участием союзников и гражданских организаций, позволяющие осуществлять мониторинг компьютерных сетей и уведомлять друг друга об информационных угрозах.
Вот такой вот пресс-релиз. Небольшой, а сколько пищи для размышлений он дает. На этом фоне такие методы борьбы, как отлучение российских чиновников от Skype или Google Docs выглядят просто жалко.
Понятно, что такие колоссальные инвестиции в ИБ в эпоху «облаков» под силу далеко не каждой стране. Но в США, похоже, то самое количество, определяемое политической и экономической эффективностью, переросло в качество.
А что же другие страны, в частности, Россия. Что-то без сомнения делается, например, в запретительном плане. Но будущее, похоже, за интеграционными проектами с европейскими партнерами (и не только по рассматриваемой теме).
К таким выводам может привести анализ совсем недавнего выступления в Лондоне министра иностранных дел Сергея Лаврова. Там он призвал европейских коллег превратить модернизацию России в «общеевропейский проект», т.к. «объединение взаимных экономических возможностей и потребностей, сейчас реальнее, чем раньше». Учитывая перечень российских национальных приоритетов по развитию экономики, параллели прослеживаются однозначные.
Кроме того напрашивается вывод, что отечественным политикам уже стали очевидны преимущества «облаков» (как частных, так и общедоступных) для крупного российского бизнеса, который во многом, контролируется этими же политиками. Что же касается малого и среднего бизнеса, то его представители уже давно и успешно проторили «дорогу в облака».
Прогноз глобальной выручки провайдеров «облачных» услуг до 2017 года,(млрд. долларов)
Источник: Gartner, 2010
Существенным плюсом cloud является быстрота развертывания приложений и других услуг. Существует возможность предоставлять сервисы по запросу, что способствует снижению расходов. Кроме того, уменьшается сложность информационных систем, а также повышается их масштабируемость и доступность. А Managed Services способны резко сократить штат ИТ-специалистов, обслуживающих оставшееся у клиента оборудование. Однако, очень часто на этой дороге стоит шлагбаум из какого-либо нормативного акта.
Константин Чернокожин, начальник отдела инфраструктурных решений компании Oberon, отмечает: «Бизнес стоит на пороге новой парадигмы. Ведь что такое «облако»? Это, прежде всего, удобство. Пользователь может не думать о «железе», «софте». Вместо этого он, работает с сервисом, напрямую взаимодействует с информацией. Значение последней возрастает в разы, однако увеличиваются риски».
Информация физически отделена от пользователя, он не знает, где она обрабатывается, хранится, не может ее контролировать.
Эксперт развивает мысль: «Отмечу, что практически у всех «облачных» технологий западные корни. Для того, чтобы не потерять преимущества cloud и не оказаться заложником «владельцев» технологий, необходимо адаптировать «облако» к российским реалиям, встроить эту концепцию в законодательное поле или создать собственные аналоги. По крайней мере, для нужд государственных учреждений и организаций».
Что же, стоит еще раз напомнить о том, что информация – это не просто наборы битов или байтов. Это и средство политики, и основа бизнеса, и среда для общения миллионов пользователей.
В этой связи, в гонке по переходу к этой в большинстве случаев экономически выгодной модели предоставления ИТ-услуг победят уже не просто крупные компании, а страны, повернувшиеся к «облакам» лицом. Ну а их всемирная экспансия - это вопрос времени.
Но не стоит думать, что риски и преимущества ограничиваются только описанными выше факторами. Если говорить о бизнесе в целом, то что хорошо ему, то должно быть хорошо и его клиентам. В случае с «облаками» не всё так просто.
Вадим Ференец