|
|
Обзор подготовлен
Приват-банкинг (private banking или как еще называют эту услугу за рубежом – wealth management) – это управление частными капиталами: банкир предлагает свои услуги частному лицу и осуществляет операции, сохраняющие и увеличивающие его счет. В России это относительно молодой вид бизнеса и именно его выбрал АКБ «Международный финансовый клуб» в качестве основного направления деятельности, полностью изменив стратегию развития банка. Столь радикальные перемены повлекли за собой необходимость замены автоматизированных систем банка. О том, каким образом эта задача была решена, рассказали Владимир Бескровный, директор департамента ИТ, и Татьяна Новак, директор департамента оформления операций АКБ «МФК».
Владимир Бескровный,
директор департамента ИТ
CNews: Как бы вы охарактеризовали динамику развития АКБ «МФК» в последние годы?
Владимир Бескровный: АКБ «Международный финансовый клуб» существует с декабря 1993 года, когда был создан АПР-Банк. Изначально этот банк обслуживал небольшую группу связанных с ним компаний: он имел достаточно скромный оборот, но стабильный доход. В сентябре 2008 года группа ОНЭКСИМ объявила о покупке 100 % акций банка и планах создать на его базе финансовый институт, который под новым брендом займет лидирующие позиции на отечественном рынке.
В марте 2009 года изменилась концепция работы банка, а АПР-Банк был официально переименован в ОАО АКБ «Международный финансовый клуб». В мае 2009 г. открылось Территориальное управление банка, а год спустя – Представительство банка в Санкт-Петербурге.
Задавая новое направление работы банка «МФК», мы ориентировались на привлечение корпоративных и состоятельных частных клиентов для предоставления полного спектра услуг приват-банкинга.
CNews: Какие информационные технологии используются в вашем банке? В чем особенности организации работы банка с технической стороны?
Владимир Бескровный: Когда мы определились со стратегией, перед нами встала задача модернизировать ИТ-инфраструктуру. Старая система вполне удовлетворяла требованиям АПР-Банка по тем объемам операций, которые он выполнял. Но это была учетная бухгалтерская система с автоматизированным обслуживанием кредитных карточек, нам же теперь понадобилась современная АБС, ориентированная на клиентов и продукт. В краткие сроки мы провели исследование рынка банковских систем и очень быстро определились с выбором: в качестве основной системы мы остановились на решении другого производителя, но для автоматизации депозитарного учета, а также учета операций с ценными бумагами и производными инструментами мы привлекли компанию R-Style Softlab, как специалиста с большим опытом.
Фактически, мы создали новую ИТ-инфраструктуру с нуля, а прежнюю банковскую систему перевели в архивный режим, предварительно перенеся из нее часть данных. Однако мы можем предоставлять по запросу клиента или регулирующих органов отчеты за старые даты, как этого требует законодательство РФ. Вообще, за 2009-2010 гг. в банке произошел настоящий прорыв в сфере автоматизации: ей подверглось около 90 % всех процессов.
Говоря о технических особенностях работы банка, следует упомянуть мобильность нашего офиса. Нам часто приходилось переезжать с места на место, но благодаря небольшому количеству оборудования и применяемым ИТ-технологиям это не вызывало особых хлопот: сотрудники не имеют стационарных рабочих мест, и все операции выполняются не на физическом компьютере, а на области памяти централизованного сервера – через терминалы. Это так называемая технология виртуальных десктопов. С точки зрения администрирования и обеспечения сервисами она ничем не отличается от стандартного подхода: у каждого сотрудника свой индивидуальный десктоп, набор задач и права, с которыми он может работать с любого терминала. Как дополнительное преимущество – такой способ осуществления операций не перегружает распределенные каналы связи и позволяет работать по самым типичным из них. Мы считаем, что это очень удобно, снижает операционные издержки и повышает мобильность бизнеса.
CNews: Какой функционал покрывает программный комплекс R-Style Softlab на данный момент и каким образом он взаимодействует с основной АБС?
Владимир Бескровный: С помощью решения RS-Securities V.6 выполняются все операции с ценными бумагами, включая депозитарный учет, обеспечивается работа с производными инструментами. Информация из этой системы используется также при составлении отчетности для Банка России (в том числе по МСФО) и риск-аналитики.
Взаимодействие систем, к сожалению, реализовано пока на базовом уровне: мы обмениваемся учетной бухгалтерской информацией. Мы уже было приступили к разработке более тесной интеграции, но поскольку окончательное решение о выборе фронт-офисной системы для работы на финансовых рынках пока не принято, этот процесс пришлось приостановить.
Татьяна Новак,
директор департамента оформления операций
Татьяна Новак: Хотелось бы отметить, что при помощи R-Style Softlab в рамках проекта была реализована работа с сообщениями системы SWIFT по ценным бумагам.
CNews: Внедрение ПО осуществлялось силами работников банка или вы привлекали специалистов ИТ-компаний? Уложились ли вы в установленные сроки?
Владимир Бескровный: Непосредственная реализация проекта началась в конце января прошлого года, и большую часть модулей основной системы к середине июля мы уже использовали. Сроки были очень сжатыми, однако мы уложились, хотя и с некоторой натяжкой. Для этого людям приходилось работать и в выходные, и по вечерам.
При внедрении ИТ-систем мы привлекали команды компаний-поставщиков, а со стороны банка в реализации проекта была задействована чуть ли не половина всех его специалистов. К примеру, в установке основной АБС участвовали около 100 человек от большинства подразделений банка и 20 со стороны поставщика ПО.
С бэк-офисом операций по ценным бумагам было гораздо проще, так как количество ранее проводимых операций было незначительно. Поэтому над внедрением RS-Securities работали всего 5-6 человек.
Татьяна Новак: В марте мы начали обслуживать биржевые операции, а в апреле и внебиржевые. Интересно, что блок биржевых операций был внедрен за месяц, буквально накануне начала работы Банка на бирже.
CNews: Пришлось ли вам закупать новую технику под обновленные системы?
Владимир Бескровный: Да, поменяв ИТ-инфраструктуру, нам пришлось заменить и технику в том числе. Кроме того, перед нами стоял вопрос выбора платформы. Сейчас мы используем в качестве основной серверной платформы оборудование SUN Microsystems и программное обеспечение Oracle. Удачно совпало, что R-Style Softlab тоже сотрудничает с этими компаниями и создает продукты на базе их платформ. Таким образом мы сэкономили на покупке лицензий и привлечении специалистов других направлений.
CNews: Какого подхода вы придерживаетесь в отношении кастомизации системы? Вы выбирали готовое решение или «полуфабрикат», который можно «приготовить на свой вкус»?
Владимир Бескровный: В банке фактически отсутствует штат разработчиков, поэтому мы подбираем наиболее оптимальные решения по соотношению цены и качества, а далее оцениваем наши потребности: имеет ли смысл определенная доработка при данном количестве операций? Окупится ли она той экономией на повышении производительности труда, которую мы получим после ее внедрения? Кроме того, необходимо оперативно учитывать обновления обязательных требований ЦБ РФ и других контролирующих органов. То есть, без изменений в любом случае не обойтись.
Татьяна Новак: Для нас специалисты R-Style Softlab выполняли серьезную доработку системы по изменению форматов биржевых файлов. Без этого нам бы пришлось делать все «вручную».
CNews: Как формировался пул требований к будущему решению?
Татьяна Новак: Хотелось бы ответить на этот вопрос на примере R-Style Softlab: мне очень нравится, как у них организован процесс доработки софта. Со стороны банка ставится задача и объясняется, каким бы хотелось видеть это решение. Потом аналитики R-Style Softlab путем проведения интервью с будущими пользователями пишут Техническое задание (ТЗ). На этом этапе продумываются варианты, сроки, шаги – ведь для реализации решения в нем должна быть налажена технологическая цепочка бизнес-процессов, просчитаны все тарифы и прибыли. Далее ТЗ согласовывается Банком и передается в R-Style Softlab на реализацию.
CNews: Расскажите немного о филиалах: как давно они работают, имеются ли планы по открытию новых филиалов, являются ли они частью централизованной системы?
Владимир Бескровный: В конце апреля прошлого года мы открыли первый региональный филиал в Красноярске, а в сентябре два отделения – в Москве и Московской области. Сейчас возможность открытия новых филиалов рассматривается, но наш банк не ритейловый, поэтому большого количества офисов не будет. Хотя, сколько бы филиалов и отделений мы не открыли, техническая сторона, благодаря которой все системы могут функционировать централизованно по типичным для России каналам, у нас проработана.
CNews: Когда АПР-Банк «превратился» в МФК, вам, скорее всего, пришлось набирать новую команду. Насколько трудно сейчас найти квалифицированных специалистов?
Владимир Бескровный: Конечно, найти специалиста по информационным технологиям, который знал бы все области, – очень сложно. Но все же мы постарались и набрали высококвалифицированную команду, которая к настоящему времени составляет 30 человек. В филиале работают немногие из них, поскольку ИТ-система централизованная: два человека занимаются поддержкой банковской системы (бухгалтерия, печать, закрытие операционного дня), еще два человека занимаются инфраструктурой – в том числе обслуживанием банкоматов, телефонов и других каналов связи. Однако совсем без ИТ-поддержки в филиалах тоже не обойтись из-за разницы во времени.
Всего в банке работает порядка 400 человек – за последние полгода состав стабилизировался. Из прошлого банка перешли практически все сотрудники, но команда увеличилась, ведь появились новые задачи.
Татьяна Новак: Сейчас мы находимся на начальном этапе развития и у нас небольшая команда специалистов-универсалов по информационным технологиям: они занимаются поддержкой и обслуживанием системы, участвовали в ее внедрении. По мере роста специализация сотрудников будет сужаться, возможно, будет проводиться обучение по более узким направлениям деятельности банка.
CNews: Какие у вас планы на будущее? Планируете ли вы по-прежнему специализироваться на приват-банкинге?
Татьяна Новак: Банк существует чуть более года, но и за это время уже реализовано достаточно много. С каждым месяцем количество операций значительно увеличиваются. В связи с этим нам все же придется решать вопрос о фронт-офисной системе для работы на финансовых рынках.
Кроме того, обслуживая частных клиентов, мы постоянно сталкиваемся с новыми и новыми задачами: разработать технологии для торговли опционами, для операций с драгоценными металлами и т. п. Таким образом, наша система развивается, исходя из этих заказов, и делает это постепенно.
CNews: Считаете ли вы, что с технической точки зрения ваша система близка к идеалу – тому, каким его видите вы?
Владимир Бескровный: В части информационных технологий не бывает полного совершенства, они развиваются постоянно, чрезвычайно высокими темпами: то, что на данный момент кажется невозможным, через какое-то обозримое время становится обычным. Поэтому и новые задачи автоматизации возникают тогда, когда намечается расширение услуги, уже ставшей типовой.
К настоящему моменту мы успешно достигли поставленных целей и наметили новые этапы развития банковского бизнеса. Конечно, к ним относятся и планы по дальнейшей автоматизации процессов. Впрочем, мы учитываем и возможность модернизации имеющихся систем и решений. В любом случае, МФК, как молодой банк с отличными перспективами, нацелен на расширение клиентской базы, привлечение большего капитала и увеличение количества операций, что в условиях бурного развития информационных технологий невозможно без поддержки мощных партнеров – специалистов в области автоматизации банковских процессов. Такого, как, например, R-Style Softlab.
CNews: Спасибо.