Изменения на телекоммуникационном рынке России происходят очень стремительно. Если совсем недавно мало кто представлял себе передачу голоса поверх IP-протокола, то сегодня специалисты осторожно предсказывают появление качественно новых услуг в 2004 г.
Наибольшим приоритетом для корпоративных клиентов в настоящее время является высокое качество связи, реализуемой на основе технологии VoIP. Далее следуют низкая цена трафика и SLA соглашение о качестве обслуживания и низкая цена оборудования.
Требования операторов к своим партнерам-операторам отличаются от требований корпоративных клиентов к поставщикам услуг для первых важны, прежде всего, низкая цена трафика и приемлемое качество (у корпоративных клиентов этот пункт стоит лишь на пятом месте). Соглашение о качестве обслуживания и низкая цена оборудования, так же как и у корпоративных клиентов, занимает в списке приоритетов третье и четвертое место, соответственно.
Требования операторов
Источник: РТКомм на основе обработки данных J'son&Parnters, IDC, Ovum, Коминфо Консалтинг, РБК, CTI и CompTek
По мнению Игоря Масленникова 2004 год будет переломным не только в плане госрегулирования сектора VoIP-услуг, но и с точки зрения развития телефонных сервисов.
При внимательном рассмотрении оказывается, что вплоть до настоящего времени IP-телефония пыталась «догнать» телефонию классическую. В частности, и сегодня CallManager, произведенный компаний Cisco Systems, по сути дела конкурирует с такими решениями, как, например, Definity (Avaya), Meridian (Nortel Networks) и другими, и рассматривается как «заместитель» традиционных решений. Однако это время, похоже, уже заканчивается.
Требования корпоративных клиентов
Источник: РТКомм на основе обработки данных J'son&Parnters, IDC, Ovum, Коминфо Консалтинг, РБК, CTI и CompTek
«Совсем скоро начнет происходить реальная интеграция IP-сервисов и служб с голосовыми и видео-сервисами и службами. Пока же телефония рассматривается как нечто отдельное, чуждое интернету, ICQ, электронной почте и т.п.», считает Игорь Масленников.
Действительно, законы, по которым строился, жил и до сих пор живет телефонный мир не имеют практически ничего общего с законами, по которым живет мир информационных технологий в общем и мир интернета в частности. Очевидно, что когда-то должна наступить бифуркация, точка перелома, и есть все основания полагать, что крупные перемены произойдут в этом году. Специалисты осторожно предполагают: в 2004 году в России впервые появятся телефонные услуги на базе принципиально нового решения, без элементов традиционной телефонной архитектуры, в частности, без телефонной станции.
Здесь уместно вспомнить о корпоративном секторе, которому российские сервис-провайдеры уделяют так мало внимания. Можно с большой долей вероятности утверждать: ни один корпоративный пользователь в настоящее время не обходится без сети передачи данных и интернета. Поэтому переход для них на голосовые решения на базе IP будет проходить вполне естественно.
Другим направлением развития операторской IP-телефонии в ближайшее перспективе станет появление абонентских сервисов на базе интернет-протокола. Речь, в частности, идет о таких услугах, как Residential и IP-Centrex, рассчитанных на частных и корпоративных пользователей, соответственно. Эти сервисы, достаточно развитые за рубежом, в России еще не получили широкого распространения (по мнению Игоря Масленникова в нашей стране их практически вообще нет), и скорее всего, нам придется копировать американский опыт.