|
|
Александр Хренков: Инвестиции в инфраструктуру по-прежнему составляют основную долю ИТ-бюджета банка
Интервью CNews дал Александр Хренков, заместитель генерального директора, руководитель подразделения "ТехноСерв А/C" по работе с финансовыми организациями.
CNews: Каковы сегодня, на ваш взгляд, ключевые тенденции информатизации финансового сектора России? Как вы оцениваете динамику этого рынка?
Александр Хренков: На заре полноценной информатизации отрасли, то есть в 90-х годах прошлого века, основные задачи, стоящие перед ИТ-департаментами финансового сектора, лежали в плоскости автоматизации бухгалтерии и других бэк-офисных подразделений банка. Автоматизация этих подразделений проходила с использованием автоматизированных банковских систем (АБС), разработанных российскими компаниями. Эти АБС, в основном, функционировали на рабочих станциях и серверах, использующих Intel-платформу, вследствие чего системные интеграторы, специализирующиеся на крупных проектах, не участвовали в автоматизации банков.
В большинстве своем, к 2001 году банки решили задачи по автоматизации бэк-офисов. В последние 2-3 года основная тенденция информатизации банков — автоматизация работы фронт-офисных подразделений. Прежде всего, это подразделения, ответственные за работу с корпоративными и розничными клиентами, банковский маркетинг. Наблюдается существенный рост розничного сектора, в особенности, сектора розничного кредитования, обуславливающий повышение интереса финансовых организаций к CRM-системам. Для работы с розничным сектором необходима мощная вычислительная инфраструктура банка, поддерживающая работу с большими объемами данных.
Другая ключевая характеристика рынка – укрупнение банков, требующее внедрения надежного информационно-технологического обеспечения. Лидеры отрасли все чаще делают выбор в пользу интеграционных решений на базе мощных информационных платформ. Очевидно, что рынок растет и будет расти. Благоприятная экономическая ситуация, рост доверия к банкам, вовлечение все новых банков в работу с розницей – все эти факторы способствуют росту банковской отрасли и, как следствие, росту бюджетов банков на автоматизацию бизнеса.
CNews: Насколько за последние годы изменились, по вашим наблюдениям, подходы банков к построению своих ИТ-стратегий?
Александр Хренков: Если раньше автоматизация банков велась в большинстве своем по «лоскутному» принципу, то теперь большинство руководителей ИТ-подразделений банков понимают, что ИТ-стратегия должна являться следствием тех бизнес-задач, которые ставит перед собой банк. В большом количестве банков на основе этого принципа создаются документы под названием «ИТ-стратегия». Те банки, которые намереваются выйти на новые рынки, основной упор в своих ИТ-стратегиях делают на внедрение уникальных технологий, дающих им серьезные конкурентные преимущества. Банки, чьей задачей является удержание клиентов, большое внимание в своих ИТ-стратегиях отводят технологиям, повышающим скорость и качество обслуживания, решая тем самым бизнес-задачу повышения лояльности клиентов.
CNews: Насколько выросли ИТ-бюджеты банковского сектора, например, по сравнению с 2003 годом?
Александр Хренков: В последние годы в России наблюдается общая тенденция роста ИТ-бюджетов. Финансовый сектор не остается в стороне: как уже говорилось выше, ИТ-бюджеты банковских организаций растут. Однако было бы некорректно сравнивать показатели 2003 года и сегодняшние цифры. Дело в том, что в большом количестве банков рост бюджетов на автоматизацию связан с реализацией ими крупных проектов. Один-два таких крупных проекта «съедают» львиную долю бюджета, а их завершение, соответственно, приводит к падению объемов финансирования на ИТ. Поэтому уместно будет сравнивать не ИТ-бюджеты по годам в абсолютных величинах, а количество крупных проектов. Сейчас таких проектов больше, чем было в 2003 году, что является прямым следствием повышения интереса банковских организаций к современным ИТ-решениям.
CNews: Можно ли говорить, на ваш взгляд, об увеличении затрат банков на сервисы и о сокращении бюджетных расходов на инфраструктуру?
Александр Хренков: Инвестиции в инфраструктуру по-прежнему составляют основную долю бюджета. Безусловно, затраты на сервис тоже растут, но при этом расходы на инфраструктуру не уменьшаются.
CNews: Какого рода ИТ-решения, из вашей практики, наиболее востребованы в данный момент отечественными банками?
Александр Хренков: "ТехноСерв А/С" стремится работать с крупными и средними банками, поэтому уместно будет говорить о требованиях заказчиков этого уровня. Вообще, все запросы банковских организаций к системным интеграторам можно разделить на три группы. Прежде всего, это решения в области информационной безопасности, которая всегда для любого банка стоит на первом месте. Во-вторых, интерес заказчиков вызывает опыт и экспертиза "ТехноСерв А/С" в области внедрения инфраструктурных решений: центров обработки данных и резервных центров, а также сетей. Банки проявляют все большее внимание к катастрофоустойчивым решениям, способным обеспечить непрерывность бизнеса и гарантировать сохранность данных, так как это вопросы существования банка в принципе. Третья группа решений – прикладные банковские системы западного производства, не имеющие российских аналогов, сопоставимых по функциональности, и не требующие поддержки российского законодательства. Это, прежде всего, решения по автоматизации фронт-офисной работы и интеграционные решения, интерес к которым проявляют, в основном, крупные банки.
CNews: Какая доля вашего оборота приходится по итогам 2004 года на финансовый сектор? Какие наиболее масштабные проекты были здесь реализованы?
Александр Хренков: "ТехноСерв А/С" стремится развивать сотрудничество с финансовым сектором настолько широко и активно, насколько это возможно. Результатом этой работы стало увеличение доли оборота, приходящейся на финансовый сектор, в два с лишним раза по сравнению с 2003 годом. Мы считаем, что это очень хороший результат.
Рассматривая деятельность "ТехноСерв А/С" в разрезе перечисленных выше направлений, можно отметить следующие проекты, реализованные для крупнейших банковских организаций России. В 2004 году "ТехноСерв А/С" выиграл тендер на строительство вычислительного и резервного вычислительных центров для одного из территориальных банков Сбербанка России. Помимо поставки и запуска серверного оборудования, платформ хранения данных уровня high-end и специализированного ПО, "ТехноСерв А/С" провел комплексное оснащение помещений центров этого банка системами инженерного обеспечения: источниками гарантированного и бесперебойного питания, системами вентиляции и кондиционирования.
В конце прошлого года специалисты "ТехноСерв А/С" начали реализовывать масштабный проект по информационной безопасности во Внешторгбанке. Также отмечу проект по комплексной модернизации систем информационной безопасности ЗАО «Кардцентр», клиентами которого также являются банки.
CNews: Какие задачи ставит перед собой компания по дальнейшему развитию бизнеса в финансовом секторе?
Александр Хренков: В последние несколько лет "ТехноСерв А/С" демонстрировал уверенный рост бизнеса. В условиях благоприятной экономической ситуации и увеличения количества крупных проектов, реализуемых ИТ-подразделениями банковского сектора, мы рассчитываем удвоить долю финансового сектора в обороте "ТехноСерв А/С" в 2005 году. Для этого в компании созданы все необходимые условия, включая организационные: в прошлом году "ТехноСерв А/С" создал специальное профессионально-ориентированное подразделение по работе с финансовыми организациями. Сотрудничество с этим сектором мы рассматриваем как стратегическое направление развития бизнеса.
CNews: Какие высокотехнологичные продукты и услуги будут, по вашим прогнозам, наиболее актуальны для этой отрасли в ближайшие годы?
Александр Хренков: Безусловно, будет востребовано внедрение систем, автоматизирующих работу клиентских подразделений, интеграция банковских приложений, построение сетевой инфраструктуры. Как уже говорилось выше, "ТехноСерв А/С" ведет работы в этом направлении. Если взять задачу построения отказоустойчивой системы, то, помимо создания вычислительной инфраструктуры, у "ТехноСерв А/С" есть уникальный опыт обучения сотрудников банка действиям во внештатных ситуациях. Также, в рамках проектов, реализуемых для банковских организаций, зачастую необходимы не просто поставки и запуск оборудования, ПО и т.д., а услуги более высокого уровня — бизнес-консалтинг, ИТ-консалтинг. Доля этих услуг будет расти с каждым годом, их актуальность и необходимость очевидна. Сегодня от интеграторов ждут решения масштабных задач, не связанных напрямую с поставками инфраструктуры.
CNews: Спасибо.
|
|