|
|
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Чего ждет потребитель от ИТ-услуг?
Всех потребителей ИТ-услуг можно поделить на две категории, различающиеся по возможностям инвестиций и пониманию необходимости информатизации. Первые — это те, кто, покупая ИТ-услуги, покупают имидж (бренд). Вторые же приобретают средство для развития, а зачастую — для выживания.
Инвестируя в ИТ, компании могут ориентироваться не столько на повышение эффективности своих бизнес-процессов, сколько на развитие имиджа. В этом случае они используют приглашенных ИТ-консультантов (исключительно из компаний с мировым именем), чтобы дополнить собственный бренд, продемонстрировать финансовые возможности и свою идентичность с мировыми лидерами. Фактор цены здесь фактически не имеют значения.
Компании другого типа, заказывая ИТ-проекты, прежде всего решают насущные проблемы снижения издержек производства и оптимизации корпоративного управления. Такие потребители очень тщательно калькулируют и затраты, и выгоды, которые создает работа консультанта, стремятся выбрать последнего зачастую из числа "своих" — российских, зная, что отечественные консультанты лучше чувствуют (именно чувствуют) проблемы местных предприятий.
Типы потребителей
Среди потребителей ИТ-услуг можно выделить следующие типы: богатые крупные предприятия, руководство которых видит для информатизации место в общей стратегии развития компании; богатые крупные предприятия, руководство которых не видит большой пользы от заказа ИТ-услуг; средние предприятия, для которых информатизация является актуальной проблемой; средние предприятия, которые подобно аналогичным крупным не видят необходимости в заказе ИТ-услуг; малые предприятия, которые обычно дальше установки "1С: Бухгалтерия" не идут.
К богатым предприятиям, формирующим основную долю оборота рынка ИТ, относятся либо те, кто собираются выходить на мировые рынки и им необходимо "для создания лица" иметь современные системы, либо те, кто готовится к продаже (типа "Связьинвеста"), и им также необходимо поднять себе цену. Есть, правда, и такие, кто не преследуют ни одну из этих двух целей, просто их директорат достаточно прогрессивен для того, чтобы понять, что если не сделать сейчас, то завтра может быть поздно.
Впрочем, многие предприятия этого уровня стоят на достаточно консервативных позициях. На различных форумах и презентациях, которые любят проводить ИТ-компании, часто можно наблюдать примерно такую картину. За продолжительным рассказом о продукте, где он внедрен, каковы итоги и проблемы проекта, нередко следует вопрос: "Насколько после внедрения подешевела продукция заказчика?" Логика здесь понятна: если вы говорите, что информатизация сокращает издержки, значит, она сокращает себестоимость, а значит, это должно как-то сказаться на прибыльности. Но поскольку информатизация длится не один день, себестоимость уже успевает вырасти по совершенно иным причинам, и заметить эффект информатизации довольно сложно.
В отношении других видов ИТ-услуг скепсиса еще больше. Ведь что означает заказ предприятием ИТ-услуги? Это значит, что оно заключило договор с ИТ-компанией, затем пришли какие-то люди, долго ходили, беседовали с внутренними айтишниками, что-то смотрели, изучали, а затем выдали том страниц на 200 со своими рекомендациями. И даже если ИТ-компания поработала хорошо, выявила реальные проблемы и дала грамотные рекомендации, которые понятны сотрудникам внутреннего ИТ-отдела, донести смысл проделанной работы до высшего руководства довольно сложно. Совсем другое дело, если заказ ИТ-услуги делается с целью вывести какие-то деньги из-под налогообложения. В этом смысле ИТ-услуги ничем не хуже остальных. И хотя мы не знаем объемов рынка псевдо ИТ-услуг, тем не менее, таковой существует, и потребители на нем тоже есть. Более того, его наличие лишь усиливает скепсис потребителей, потому что априори трудно сказать, какая ИТ-фирма привыкла работать за откаты, а какая оказывает действительно содержательные услуги.
Под крупными богатыми предприятиями обычно подразумеваются такие, где одновременно выполняются два условия: наличие сложных бизнес-процессов и большие обороты. Если у потребителя сложные бизнес-процессы, а ресурсов для приведения их в порядок нет, то такое предприятие не является достаточно значимым игроком на ИТ-рынке. Более того, такие предприятия, как правило, являются депрессивными и неуклонно движутся к банкротству. Если взять средние фирмы-потребители, то у них все то же самое, что и у крупных, разве что обороты скромнее и возможностей меньше. С другой стороны и бизнес-процессы проще.
Средние предприятия довольно динамичны на ИТ-рынке, они чаще экспериментируют с новыми продуктами, чаще отправляют своих сотрудников на обучение, лучше заботятся о своей информационной инфраструктуре. Тому есть три причины. Первая: предприятиям этого плана крайне важно удержаться на рынке и завоевать новые ниши, стать, в конце концов, крупными. Это стимулирует к поиску новых, в том числе информационных, решений. Вторая: меньше бюрократии, меньше политики, а значит, проще и быстрее принимаются решения. Третья: у многих нет советской предыстории, следовательно, меньше застойных явлений, более динамичное мышление у руководителей. Такие предприятия, хоть и не могут конкурировать с крупными по количеству денег, потраченных на ИТ-рынке, все же составляют значительный, а главное растущий его сегмент.
Владимир Карачаровский / CNews
Антон Сушкевич: Консалтинговая составляющая увеличилась в ИТ-бюджетах крупных компаний на 50%
На вопросы CNews отвечает Антон Сушкевич, генеральный директор компании "Энвижн Груп".
CNews: Насколько увеличилась доля консалтинговой составляющей в ИТ-бюджетах компаний, по вашим наблюдениям?
Антон Сушкевич: Я не могу говорить вообще о рынке, компании-потребители ИТ-услуг очень сильно отличаются по размеру, по зрелости в отношении к информационным технологиям, по опыту управленческого персонала. Что касается наших заказчиков, которые относятся, в основном, к крупным организациям, то доля консалтинговой составляющей увеличилась в 2005 году примерно на 50% или несколько больше.
CNews: Из вашей практики, компаниями каких отраслей сейчас наиболее востребованы подобного рода услуги?
Антон Сушкевич: Здесь ситуация в целом не изменилась, пока это, в основном, только крупнейшие организации и компании, обладающие более или менее серьезным финансированием своей информационной инфраструктуры. Это банки и страховые компании, компании нефтегазовой и энергетической отрасли, центральные органы государственной власти. Это телекоммуникационные компании, а также промышленные консорциумы, металлургические, добывающие и т.п.
Полный текст интервью
|
|