|
|
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Константин Зайцев: Создание команды становится основополагающим фактором успеха на рынке ИТ-консалтинга
На вопросы CNews отвечает Константин Зайцев, технический директор компании «Информконтакт».
CNews: Насколько сформирован, на ваш взгляд, к настоящему моменту рынок ИТ-услуг в России?
Константин Зайцев: Рынок ИТ-услуг сам по себе состоит из большого количества сегментов — это и аудит, и консалтинг, и ИТ-аутсорсинг, и системная интеграция. При этом даже такое деление достаточно условно. Часть из направлений только получает широкое распространение, например, ИТ-аутсорсинг в регионах стал развиваться не так давно. Думаю, говорить о том, что рынок «в целом» сформирован, еще преждевременно. Слишком много потребителей ИT-услуг из сектора средних предприятий только присматриваются к нему, а ведь в конечном итоге именно их мнение может серьезно повлиять как на структуру предложения, так и на расстановку игроков.
CNews: Аналитики IDC отмечают, что почти 25% этого рынка контролировали в 2004 г. 10 крупных поставщиков. Согласны ли вы с подобной оценкой? Можно ли в этой связи говорить о достаточно большом месте «для разбега» — например, для тех компаний, которые только планируют выйти в этот сектор?
Константин Зайцев: Нет оснований не доверять уважаемым коллегам из IDC, даже если реальное положение дел отличается на некоторое количество процентов — это не более чем погрешность. Относительно места «для разбега» стоит отметить, что в некоторых сегментах этого рынка он будет всегда, даже если 10 крупных поставщиков займут 90%, а в некоторых выйти на рынок сложно даже сейчас. Например, о возможности старта и развития можно говорить в секторе ИT-консалтинга, где стоимость выхода на рынок не столь велика. Основной задачей является формирование команды профессионалов, за которых и разворачивается серьезная борьба, а так как консалтинг — это, в первую очередь, построение партнерских отношений, то создание команды становится основополагающим фактором дальнейшего успеха.
CNews: Какая доля, по вашим оценкам, приходится сегодня на консалтинговую составляющую в проектах? Насколько она увеличилась за последние годы?
Константин Зайцев: Если говорить про консалтинговую составляющую в проектах, то сначала следует определиться с данным понятием. Если под консалтингом подразумевать все работы, связанные с развертыванием автоматизированных систем управления на предприятии под ключ, то по опыту нашей компании это составляет 60-70% от общей стоимости проекта. Если говорить только об управленческом консультировании, т.е. об оказании профессиональных услуг по выявлению проблем, их анализу и выдаче рекомендаций по их решению (в том числе с учетом автоматизированных систем управления), по этот процент будет меньше.
CNews: Отмечаете ли вы в целом повышения доверия отечественного рынка к консультантам и их услугам?
Константин Зайцев: В данном вопросе, наверное, не стоит вообще говорить о повышении доверия предприятий к рынку консультантов в целом. В качестве одного из определений слова «доверять» в словаре Даля приведена фраза «вера в надежность кого-либо», а верят конкретным партнерам по бизнесу, а не рынку в целом. Поэтому скорее стоит говорить о том, что сегодня уже многие предприятия нашли себе в тех или иных областях консалтинга (в том числе и ИT) людей, которым они могут доверять, в надежность которых верят.
CNews: Как бы вы оценили структуру потребления консалтинговых услуг в сфере ИТ, из вашей практики? Считалось, что до недавнего времени основная доля проектов приходилась на телеком и нефтегаз. Какие сектора проявляют наибольшую активность в настоящий момент?
Константин Зайцев: Относительно доли проектов по отраслям стоит разделить оценку в стоимостном и в количественном выражении. Действительно, если говорить о стоимостной оценке проектов, то отрасль телекоммуникаций и тем более нефтегазовый сектор будут преобладать. Однако если говорить про количество проектов, то доля, приходящаяся на них в этих отраслях, будет не так велика. Исходя из нашей практики, сейчас большую активность в сфере ИT-консалтинга проявляют промышленные предприятия, как в области машиностроения, так и в секторе переработки. И с точки зрения качества и количества, а не с точки зрения стоимости, проекты в этих областях будут выходить на первые места.
CNews: За последнее время на российском рынке заметно увеличилось число компаний, предлагающих услуги в области ИТ-консалтинга. Как вы оцениваете емкость этого сектора на текущий момент?
Константин Зайцев: Рынок ИТ-консалтинга достаточно молод, и потенциально его емкость очень велика. Потребность в таких услугах среди средних российских предприятий динамично растет, и если экономическая и политическая ситуация в стране не изменится к худшему, то темпы роста будут только увеличиваться еще несколько лет. Ведь на сегодняшний день большинство средних предприятий находится на том уровне автоматизации, когда решены в основном учетные задачи, а время требует создания законченных бизнес-решений — начиная с планирования и заканчивая мощными средствами анализа и прогнозирования.
CNews: Какие направления ИТ-сервисов вы планируете развивать в ближайшем будущем?
Константин Зайцев: Для нас основным видом деятельности является проведение проектов по автоматизации управления предприятиями на базе собственной разработки — Системы Alfa, поэтому стоит говорить скорее не о развитии направления, а о некотором смещении акцентов в рамках проектов.
Один из таких акцентов — это профильные решения, базирующиеся на технологической платформе Alfa-ESP (Enterprise Service Platform), такие как «Управление персоналом», «Управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования», «Бюджетирование» и т.д. Эти решения ориентированы не только на клиентов, которые внедряют Систему Alfa в целом, но и на предприятия, которым необходимы профильные хорошо проработанные бизнес-приложения для автоматизации направлений, не охваченных уже внедренной системой других поставщиков.
CNews: Спасибо.
|
|