|
|
Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен Мультисорсинг увеличит шансы ИТ-поставщиков из СМБХотя лидерами рынка ИТ-аутсорсинга являются крупные диверсифицированные компании, мировой рынок имеет много успешных примеров развития средних фирм в разных регионах мира. Рост популярности концепции мультисорсинга увеличит шансы ИТ-аутсорсеров среднего масштаба. ИТ-аутсорсинг: рынок крупных компаний ИТ-аутсорсинг предполагает передачу специализированной компании функций поддержки, управления, обеспечения безопасности ИТ в компании. К основным видам ИТ-аутсорсинга можно отнести: проектный, инфраструктуры, почтовых сервисов, персонала. Наиболее популярен сегодня ИТ-аутсорсинг у финансовых институтов, в первую очередь у инвестбанков, в секторе страхования и здравоохранения. Рынок ИТ-аутсорсинга контролируют крупные многопрофильные компании, для которых ИТ зачастую являются только одним из направлений бизнеса. Они пришли к оказанию ИТ-аутсорсинговых услуг различными путями. Первая крупная группа — гиганты ИТ-отрасли, такие как IBM, Hewlett-Packard, для которых аутсорсинг не был основным направлением деятельности. Некоторые перешли к этому направлению бизнеса от традиционного консалтинга: например, Accenture, которая изначально создана как консалтинговое подразделение Arthur Andersen. Большинство компаний пришло к ИТ-аутсорсингу через диверсификацию аутсорсинга бизнес-процессов, или от оффшорного программирования (крупнейшие индийские компании), а также от поставок ИТ-оборудования и оказания сервисных услуг (например, SAIC, поставщик армии США, ряд других компаний). Существенное влияние на рынок оказало дело Arthur Andersen и последовавшая за ним продажа аудиторскими компаниями бывшей «большой пятерки» своих консалтинговых подразделений. Capgemini приобрела в 2000 году Ernst&Young Consulting, усилив таким образом, свои позиции на североамериканском рынке. Французская Atos Origin в 2002 году купила консалтинговые подразделения KPMG в Великобритании и Голландии, затратив 657 млн. евро. Следствием укрупнения компаний является продолжающаяся тенденция к конвергенции ИТ-консалтинга, ИТ-аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов. Сегодня предпочтительным форматом сотрудничества заказчика с исполнителем является подход, когда все эти работы выполняет одна компания, пусть даже и не лучшая по качеству в каждом из сегментов. К большой семерке игроков, активно действующих на обоих фронтах, по версии TPI относятся Accenture, Hewlett-Packard, Infosys, IDM, Capgemini, Electronic Data Systems (EDS), HCL. На рынке ИТ-аутсорсинга представлено немного подрядчиков с капитализацией 0,2 -1 млрд. долл. Причина в сложившейся структуре рынка: наибольший эффект аутсорсинг представляет либо для небольших компаний с числом сотрудников до 250, либо для гигантов со штатом в несколько тысяч. Средние по размеру заказчики, которые могли бы предъявлять спрос на ИТ-аутсорсинг, обычно обходятся своими силами: деньги на ИТ у них уже есть, а выгоды от передачи на аутсорсинг не столь очевидны, как для больших компаний. Причина отсутствия независимых «средних» ИТ-аутсорсеров и в том, что большинство из них к моменту увеличения выручки до 100-500 млн долларов выходит на IPO, и как публичная компания, является более удобной мишенью для поглощения, чем частная. ИТ-аутсорсеры Индии Исторически немалую роль в формировании мирового рынка аутсорсинга сыграли индийские компании, предложившие свои услуги на ниве оффшорного программирования. Их бум пришелся на начало 80-х годов. При государственной поддержке в виде налоговых льгот и масштабного обучения индийские компании организовали крупнейшие центры разработки софта, позволившие снизить издержки — в первую очередь, на оплату труда. Сегодня лидеры индийского ИТ-бизнеса от софтверной ориентации переходят к другим видам аутсорсинга: поддержке пользователей (helpdesk), созданию и аутсорсингу вычислительных мощностей. Помимо низкой стоимости индийцы могут предложить хорошее знание отрасли, возможности по адаптации ИТ-услуг. Новая стадия развития аутсорсинга в Индии лежит в русле новых трендов на мировом рынке: предоставление автономных удаленных вычислений и адаптивных инфраструктурных сервисов (реализуемых по запросу). Индийские компании начинают конкурировать на этом поле с американскими IBM, EDS, Computer Sciences Corporation. Залогом успеха индусов стало принятие западных бизнес стандартов — как в области разработки софта и систем менеджмента, так и во взаимоотношениях с инвесторами. Ведущие ИТ-аутсорсеры Индии с наивысшей оценкой инвесторов
* выход на NASDAQ, IPO в Индии проведено ранее Компания Wipro одна из первых приняла на вооружение систему качества «Шесть сигм». Высокая рентабельность софтверного бизнеса в сочетании с работой над имиджем Индии на Западе позволила лидерам рынка нарастить капитализацию до огромных размеров. Если в ходе проведения IPO Infosys в 1993 часть его акций вынужден был выкупить организатор размещения, то спустя 13 лет — в ноябре 2006 года — компания смогла разместить рекордный по объему выпуск ADR на сумму в 1,6 млрд долл. Индийские компании активно покупают американские активы, а также открывают офисы в Европе. В результате, прибыли индийских компании растут: по итогам 3 квартала 2006 года у Wipro она увеличилась на 48% по сравнению с годом ранее, у Tata Consultancy Services и Infosys — на 44%. Фактором развития также является бурный рост штата всех компаний: примерно на 30% ежегодно. Новые сотрудники займутся преимущественно аутсорсингом ИТ-инфраструктуры — сравнительно новой нишей для индийцев. Вторая волна индийских компаний, появившаяся в начале 90-х годов пока не может выступать как глобальные игроки, но их динамичное развитие также не осталось без внимания инвесторов. Основанная в 1989 году, Kanbay до 1998 года развивалась за счет собственных средств, пока не получила венчурное финансирование от Safeguard Scientifics. В течение следующих лет компания расширяется в Сингапур и Австралию. В 2000 году Kanbay продает часть акций своим постоянным клиентам. В 2003 году выручка достигает 100 млн долларов, а компания получает сертификацию по CMM Level 5. В 2005 году компания поглощает Accurum, крупного поставщика ИТ-услуг для финансового сектора и усиливает свою компетенцию в сфере торговых систем, риск-менджмента в финансовых компаниях. Ключевая сфера компетенции - финансовый сектор (он генерирует 79% выручки компании), также компания предоставляет услуги для телекоммуникационного и потребительского рынков. В марте 2006 года Kanbay за 165 млн долл. приобрела одну из наиболее быстрорастущих фирм в США — Adjoined Consulting. По словам представителей Forrester, анализировавших бизнес компании в ноябре 2006 года, сильными сторонами Kanbay в предоставлении услуг на финансовом рынке являются глубокая вертикальная экспертиза компаний. Эти успехи не остались без внимания гигантов рынка: в конце октября 2006 года Capgemini предложила акционерам приобрести Kanbay по цене 29 долл. за акцию: примерно с 30%-й премий к ее рыночной цене на тот момент. В случае одобрения сделка завершится в начале 2007 года. Другая успешная компания — Accel Frontline — образована в 2004 году как совместное предприятие индийской Accel и сингапурской Frontline Technologies. Индийский аутсорсер, основанный в 1991 году, в 1999-м сумел получить венчурное финансирование от одного из крупнейших индийских фондов — ICICI Ventures. Полученный капитал позволил приобрести часть ИТ-бизнеса Fujitsu в Индии. В 2001-2003 гг. компания выходит на международный рынок, укрепляет свой дивизион по ИТ-интеграции и заключает союзы с Sun, Oracle, Citrix. Сингапурская компания, основанная в 1993 году, вышла на IPO в 2001 году. К моменту сделки она являлась одной из крупнейших сингапурских софтверных фирм с оборотом в 200 млн долларов. Объединенная компания в октябре этого года разместила 25,04% акций на индийских площадках, но не особо удачно для инвесторов: котировки к концу ноября снизились на 10%. Европейские ИТ-аутсорсеры Европейские компании традиционно сильны на рынке ИТ-аутсорсинга. Первенство по объемам услуг занимает Великобритания. Ирландия очень популярна у США как центр удаленной разработки софта. Страна лидирует по объему американских инвестиций на душу населения, которые превышают 61 млрд евро, а 7 из 10 ведущих мировых ИКТ-компаний имеют представительства в Ирландии, экспорт их продукции составляет 21 млрд. евро в год. Но собственных столь же сильных аутсорсеров, как в соседней Великобритании, в Ирландии пока нет. Ведущие ИТ-аутсорсеры Европы
Французская Capgemini представляет собой классический пример компании, для которой ИТ-аутсорсинг является одним из ключевых, но не единственным направлением бизнеса. На долю аутсорсинга в 2005 году пришлось 38% выручки крупнейшей европейской компании по оказанию услуг в сфере ИТ-консалтинга. Интересна история компании Atos Origin. Origin была создана в середине 90-х годов компанией Philips для управления ИТ-инфраструктурой материнской компании. Большую часть выручки Origin приносил Philips, но постепенно компания стала расширяться и в дальнейшем объединилась с Atos, также работавшей на рынке ИТ-аутсорсинга. В последствии Atos Origin приобрела у американской нефтяной компании Schlumberger англо-французскую группу Sema, имеющую аналогичный профиль. Сделка упрочила позиции Atos Origin на европейском рынке. Но, скорее всего, она не станет последней. В конце ноября появились новости о том, что Deutsche Telekom планирует объединить свое ИТ-подразделение — T-Systems — с кем-либо из крупных игроков, в числе которых назвались Atos Origin и Capgemini. Также представители T-Systems заявили, что возможно создание совместного предприятия с Atos. Сейчас ИТ-аутсорсинг приносит Atos Origin 52% выручки, остальную часть составляет системная интеграция и консалтинг. В числе крупнейших реализованных проектов — Philips Lightning и Standard Chartered Bank. В последнем компания выполнила проект по переходу на единую технологическую платформу 34 000 пользователей в 19 странах мира. Проект для Network Rail позволит компании снизить ИТ-издержки на 30% и выполнить жесткие требования законодательства: по английским законам задержка в обслуживании клиентов из-за отказа систем ИТ могла обернуться для перевозчика серьезным штрафом. На сегодня она поддерживает удаленно 250 000 пользователей ERP-систем в 50 странах мира и около 4 000 LAN. Около 60% выручки Atos генерируется от многолетних контрактов, в том числе и от Международного олимпийского комитета - Atos Origin является официальным ИТ-подрядчиком МОК. Американские ИТ-аутсорсеры В США аутсорсинговые компании представлены наиболее полно: от гигантов EDS, CSC, Accenture до небольших компаний, специализирующихся на отдельных видах аутсорсинга. Значимые позиции занимают компании, специализирующиеся на заказах для оборонной промышленности. Военные департаменты США являются одними из крупнейших потребителей ИТ-услуг в мире, а продолжающиеся военные действия в Ираке требуют от армии не только вооружений, но и компьютерного обеспечения. Плюсом для американских компаний выступает и работающая система тендеров на поставки оборудования и ИТ-услуг. В результате поставщиками армии США являются несколько сотен компаний, многие из которых оказывают ИТ-услуги. Не случайно сегодняшние лидеры рынка смогли стать таковыми именно благодаря своевременной ориентации на нужды обороны США. В их числе можно назвать SAIC, которая провела недавно IPO, Stanley и CSC. Ведущие ИТ-аутсорсеры США с наивысшей оценкой инвесторов
К «голубым фишкам» можно отнести несколько компаний. Electronic Data Systems (EDS), созданная Россом Перо, который в 1988 году также основал известную Perot Systems. В 1984 году EDS была продана General Motors и долгое время выполняла функции ИТ-подразделения компании, но в последнее время GM взяла курс на расширение числа клиентов EDS. Компания Fiserv известна в первую очередь как поставщик ИТ-услуг для банков. Она заняла первое место в рейтинге специализированных поставщиков аутсорсинговых услуг для финансового сектора Fintech-100. С момента основания в 1984 году Fiserv провела 139 поглощений. Начав с оказания услуг для небольших банков и довольно рано (в 1986 году — на третий год существования) выйдя на IPO, компания получила возможность завоевания национального рынка. Активный рост инвестбанковского сектора позволил Fiserv расширить спектр предлагаемых услуг. В числе наиболее успешных приобретений компании — Data Holding, занимавшаяся пластиковыми картами и BHC Financial, обслуживавшая сделки с ценными бумагами. Computer Sciences Corporation (CSC) появилась в 1958 году, когда в мире существовало всего около 4 000 компьютеров. Вовремя выбрав правильное направление развития, компания занялась поставкой компьютерной техники и оказанием ИТ-услуг для NASA, встав у истоков этого бизнеса в начале 60-х годов. В 1963 году CSC стала первой софтверной компаний на американском (и, видимо, мировом) рынке, проведя IPO на Тихоокеанской бирже. Стабильные заказы от столь крупного поставщика, как оборонный сектор, обеспечили CSC рост на протяжении 60-80-х годов. Сегмент ИТ-аутсорсинга получил развитие лишь в начале 90-х годов с выигрышем тендера General Dynamics на сумму 3 млрд долл. В дальнейшем сегмент крупных сделок составлял существенную долю: в 1996 году сделка с DuPont на 3 млрд. долл. Affiliated Computer Services (ACS) оказывает сегодня услуги в 100 странах, ИТ-аутсорсинг является одним из четырех ключевых направлений бизнеса, на который приходится 28% выручки компании. ACS оказывает полный спектр ИТ-аутсорсинговых услуг для правительств многих штатов и муниципалитетов в США. Средние по капитализации ИТ-аутсорсеры В сегменте средних по капитализации игроков можно отметить несколько компаний.
Infocrossing занимается аутсорсингом ИТ-инфраструктуры. Направлений специализации компании два: так называемые mission critical дата-центры (работающие 99,9-99,999% времени) и услуги по обслуживанию корпоративных почтовых сервисов. Бурный рост Infocrossing начался после кризиса доткомов, примерно в 2001-2002 гг: она вышла на 50 млн долл. годовой выручки. В 2003 году компания привлекла 76,5 млн долл. после продажи части акций путем частного размещения. Инвестиции послужили толчком к поглощениям: в следующем году было проведено три сделки, больше чем за всю предыдущую историю компании. В частности, была куплена MailWatch, занимавшаяся аутсорсингом услуг по обслуживанию электронной почты: защите от спама, вирусов, нецензурного контента. С покупкой Verizon Information Technologies компания вышла на рынок ИТ-услуг для медицины. Поглощения существенно увеличили интерес к компании: к февралю 2005 года за ее акции давали до 20 долларов. Результаты работы в начале 2005 года существенно расстроили аналитиков. С 6 по 12 мая бумаги упали с 15 до 10 долларов, и Infocrossing объявила о начале программы по выкупу акций на 10 млн долл. для поддержания их курса, хотя и заявляла о том, что на финансовых итогах года неудачи не отразятся. Тем не менее, в середине июля компания вынуждена была признать, что выручка и прибыль по итогам 2005 года будет ниже ожиданий, и котировки упали еще на 28% за день. В октябре 2005 года Infocrossing за 81,5 млн долларов поглотила Structure, крупного аутсорсера ИТ-инфраструктуры. Поглощение позволило усилить позиции компании на национальном рынке путем приобретения еще двух дата-центров и увеличило ежегодную выручку на 70 млн. долл. После этой сделки котировки акций компании, находившиеся на отметке 6,9 долл., неуклонно росли и сейчас составляют 14,5 долл. Этому способствовало улучшение финансовых показателей, превосходившее ожидания аналитиков. Конкурентное преимущество Infocrossing в том, что в отличие от «бутиков» предлагающих ИТ-услуги по принципу «все или ничего», компания предлагает своим клиентам выбирать отдельные сегменты ИТ-инфраструктуры, которые они хотят отдавать на аутсорсинг. Интересный пример представляет собой компания Ness Techologies, созданная на основе шести израильских разработчиков софта, но зарегистрированная в США. Ее основными акционерами являются инвестбанк Warburg Pincus и семья Wolson. Мировую экспансию Ness начала в 2001 году с поглощения американской компании, специализирующейся на ИТ-проектах в области медицины. В дальнейшем Ness активно занималась скупкой компаний Восточной Европы: в 2004-м румынской Radix, а в 2005-м словацкой Delta Electronics. В результате сегодня она ведет деятельность более чем в 15 странах мира и владеет двумя крупными аутсорсинговыми центрами в Индии. Поспособствовало популярности компании мероприятие, проведенное Ness в начале 2003 года, где с речью о важности информации в глобальной экономике выступил бывший президент США Билл Клинтон. Правда, на котировках поглощения до последнего времени отражались не очень удачно. Разместившись на NASDAQ в сентябре 2004 года по 12 долл. за акцию, цена до сентября текущего года в основном находилась ниже этого уровня, лишь к текущему моменту дойдя до исторического максимума в 16 долл. Значимым рынком для Ness является медицинский: здесь она реализовала проект в Clalit Health Services, второй по величине больничной сети в мире. В 2006 году Ness за 25 млн долларов приобрела Innova Solutions, специализирующуюся на ИТ-услугах для компаний финансового и страхового секторов, и укрепила свои позиции на этом рынке. По данным IDC, еще в 2004 году Ness вышла в лидеры израильского рынка аутсорсинга, в 2005 году ей принадлежит примерно 15% рынка, оцениваемого в 1,2 млрд долл. Пример симбиоза американского бизнес-опыта и индийской рабочей силы представляет собой компания Syntel. Она была основана в 1980 выпускником Мичиганского университета Барат Десай на 2000 долларов сбережений. С тех пор инвестиции предприимчивого индийца возросли многократно. Переломной точкой в развитии компании стал запуск центра разработки в Мумбае в 1992 году: одной из первых в США Syntel применяет на практике Global Delivery Model. После этого серия заключенных крупных контрактов позволяет компании ускорить темпы роста. В 1997 году она получает 100 млн долларов выручки и успешно сотрудничает с DaimlerChrysler, в том же году проводит IPO на NASDAQ. Бизнес-стратегия существенно изменилась за годы развития: начав с оказания ИТ-услуг на территории заказчика, компания мигрировала к оффшорному подходу, позволяющему потребителям гибко получать ИТ-услуги. Конкурентным преимуществом является надежная клиентская база. Порядка 90% выручки генерируется от продления заключенных ранее контрактов. Это один из максимальных показателей в отрасли, другой особенностью развития является полное отсутствие долга. Мультисорсинговое будущее? По прогнозам NeoIT, в текущем году усилится тенденция к мультисорсингу — распределению работ по аутсорсингу между несколькими подрядчиками. Пока наиболее популярными являются сделки all-in-one — то есть один крупный аутсорсер имеет контракт с одной компаний. По данным Дэвида Тэппера, IDC, из 100 крупнейших контрактов мультисорсинговые составили в 2005 году 23% общей суммы. По его мнению, число компаний, использующих мультисорсинг, будет расти, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Крупнейшее подобное соглашение стоимостью 15 млрд долларов заключено между General Motors и Electronic Data Systems, Hewlett-Packard, IBM, Capgemini, Compuware Covisint и Wipro. В числе минусов мультисорсинга — увеличение издержек на заключение соглашений с несколькими компаниями и возможные трудности с интеграцией различных аспектов ИТ-инфраструктуры. Плюсом является получение качественного сервиса по каждому из аутсорсинговых направлений. Наиболее интересны услуги мультисорсинга могут быть компаниям, занимающимся радикальными преобразованиями своей бизнес-структуры. Антон Ворыхалов / CNews Analytics |