|
|
Обзор подготовлен
Основными потребителями услуг системной интеграции в России остаются холдинги и государственные структуры. Именно в этих сегментах реализуется подавляющее большинство проектов (до 90% — по ряду экспертных оценок), именно здесь они наиболее крупные и интересные.
Крупные клиенты из корпоративного сектора и госструктур — это основное поле деятельности отечественных системных интеграторов. Потребности именно этой группы заказчиков во многом определяют структуру и динамику всего рынка. По словам директора департамента корпоративных проектов компании «АМТ-Груп» Сергея Турчина, они приносят стабильные и предсказуемые результаты. «Как правило, такие заказчики имеют зрелые ИТ-службы, ИТ-стратегию и годовой ИТ-бюджет, что делает работу с ними наиболее эффективной и предсказуемой», — дополняет заместитель генерального директора компании «Микротест» Константин Анисимов. Здесь же сосредоточены самые крупные проекты, как по срокам исполнения, так и по объемам выделяемых средств. По оценке руководителя отдела консалтинга компании «Verysell Проекты» Сергея Половникова, размер бюджета начинается от 1 млн долл., а их длительность составляет от 3 до 16 месяцев.
На рынке информатизации крупных компаний одна из заметных тенденций последних лет — усложнение задач, выдвигаемых перед каждым ИТ-проектом. Как рассказала заместитель генерального директора компании «Крок» Вероника Тараба, сегодня ИТ-инфраструктуры крупных российских организаций находятся на этапе насыщения оборудованием, наступает период оптимизации корпоративных информационных систем и ИТ-ресурсов. Корпорациям нужно эффективно управлять разросшимися (и продолжающими развиваться следом за растущим бизнесом) ИТ-инфраструктурами, обеспечивать защиту и сохранность корпоративных данных, получать управленческую информацию из взаимоувязанных информационных систем. Поэтому изменились требования и к системным интеграторам. Сейчас необходимы услуги квалифицированных специалистов совершенно иного уровня — профессионалов не только в конкретных технологиях, но и в интеграции разных платформ и продуктов — и аппаратных, и, особенно, программных.
По мнению же директора департамента комплексных проектов компании ЛАНИТ Александра Биктаирова, крупные компании к настоящему моменту в существенной степени утратили интерес к использованию интеграционных решений для традиционной (относящейся к производственно-хозяйственной деятельности) информатизации. Как прокомментировал специалист, четыре-пять лет назад именно крупные бизнес-структуры выступили в качестве пионеров использования интеграционных платформ и получили из этих экспериментов немало негативного опыта. То ли в связи с недостаточной проработанностью интеграционных решений того времени, то ли в силу недостаточной компетентности в этой области отечественных системных интеграторов, то ли по обеим этим причинам сразу, но успешных интеграционных проектов в те годы среди крупных компаний практически не было. «С течением времени большинство крупных компаний сформировали свои корпоративные политики в области информатизации, основанные на использовании промышленных прединтегрированных решений от ведущих мировых поставщиков, и идея об «эффективном управлении бизнесом при помощи лучших в своем классе решений, объединенных единой интеграционной шиной» так и осталась идеей», — делится наблюдениями Александр Биктаиров.
Однако интеграционные процессы в бизнесе, которые превратили крупные компании в вертикальные холдинги, реанимировали их интерес и к интеграционным технологиям. Использование ИТ-решений для построения сквозных процессов управления, связывающих предприятия с многоуровневой структурой планирования и отчетности, является совершенно оправданным. Вероятно, именно в этом направлении и предстоит двигаться рынку системной интеграции в ближайшей перспективе.
По данным недавно проведенного Softline Consulting Services исследования, в потреблении услуг ИТ-консалтинга лидируют финансовый (в том числе банковский) сектор (27%) и промышленность (27%). На долю дистрибуции и торговли приходится 20%; на телекоммуникации — 10%; на строительство и недвижимость — 5%. Анализ показал, что наибольшее количество проектов сейчас составляет развитие инфраструктуры. Среди них основную долю занимают платформенные проекты (29%) и проекты по управлению сети (24%), — отмечает Елена Лебедева, директор по маркетингу Softline Consulting Services, — остальные показатели перераспределяются между проектами по безопасности, организации дистанционного доступа и сохранности данных.
По словам Елены Лебедевой, в финансовом секторе наибольший интерес сегодня проявляют к внедрению и настройке сложных инфраструктурных решений. В большинстве случаев у финансовых учреждений имеются разветвленная филиальная и региональная сети, а наиболее востребованными решениями являются те из них, которые обеспечивают безопасность сети и ее управление, настройку корпоративных инфраструктурных сервисов. В связи с высокой конкуренцией в этом секторе внедрение бизнес-приложений рассматривается как необходимый инструмент для грамотного построения бизнес-процессов и ведения бизнеса в целом. Отрасль является платежеспособной, готовой на инвестиции в такие проекты.
В промышленном секторе, одном из важнейших заказчиков консалтинговых услуг, в настоящий момент происходит переход к плановой модернизации. При этом все меньше потребляется готовое ПО, и все динамичнее растут затраты на ИТ-консалтинг и на комплексное, полноценное решение задач информатизации. Елена Лебедева отмечает, что по итогам прошедших лет доминирующими здесь стали решения по организации платформенной инфраструктуры, коммуникаций, управлению сетью.
В сфере дистрибуции, торговле, а также в телекоммуникационном бизнесе основным приоритетом также является внедрение инфраструктурных решений. Обусловлено это необходимостью в организации и управлении разветвленными и территориально разнесенными инфраструктурами, оптимизации внутренних и внешних бизнес-процессов и снижения издержек.
Информатизация госструктур является сегодня ключевым направлением в деятельности большинства системных интеграторов. По мнению Александра Биктаирова, именно оно открывает наибольшие перспективы для использования технологий интеграции. Задачи информационного взаимодействия здесь возникают на всех уровнях — между существующими прикладными информационными системами внутри органа государственной власти, в межведомственной среде, между центральными аппаратами и региональными отделениями внутри ведомств. Зачастую существенным фактором, сдерживающим внедрение интеграционных технологий в органах государственной власти, выступает непроработанность нормативной базы, ограничивающая саму возможность информационного взаимодействия госорганов друг с другом. Этот фактор определенным образом трансформирует роль системного интегратора, работающего в государственной сфере. Помимо решения технологических задач, ему приходится также решать задачи, связанные с совершенствованием нормативно-правой базы.
Нередко возникают сложности и со стратегией, особенно при межведомственном взаимодействии. Часто в таких проектах ведомства перетягивают «бюджетное одеяло» с одного госзаказчика на другого, причем при довольно-таки размытой ответственности. По мнению Константина Анисимова, примером такого не очень удачного ИТ-проекта может служить разработка и внедрение ЕГАИС. С другой стороны, отмечает специалист, на рынке есть и примеры зрелых проектов, связанных с внедрениями в некоторых ведомствах и местных администрациях.
Как отмечают многие игроки, с точки зрения интегратора, процесс информатизации в госсекторе намного менее предсказуем и стабилен, чем в крупном бизнесе. Ведь, комментирует Сергей Турчин, никто и никогда не может дать гарантии, что интегратор, вложивший огромные ресурсы в бесплатную для потенциального заказчика предварительную проработку решений по какому-либо крупному госпроекту, не проиграет в тендере по абсолютно формальным параметрам. Проекты в госсекторе очень часто слабо проработаны системно, а сроки реализации жестко сжаты. Нередки случаи, когда для самого ведомства задача автоматизации на самом деле не является насущной, что наряду с плохой координацией со стороны заказчика приводит к ситуации, когда интегратор остается один на один с проектом.
Однако же если проекты по системной интеграции инициируются, то приобретают довольно масштабный характер, с каждым разом все более укрупняясь, становясь все более комплексными. По словам Сергея Половникова, как правило, они готовятся довольно длительное время: формирование ТЗ, проработка вариантов проектных решений, оценка необходимого функционала и т.д. занимает не один месяц. Реализуются подобного рода проекты в течение полугода — двух лет и требуют привлечения большого числа подрядчиков в регионах.
Как отмечает Вероника Тараба, для госструктур важными интеграционными задачами является построение телекоммуникационной инфраструктуры (включающей мультесервисные сети, видео-, аудиоконференцсвязь, конференц-залы), центров обработки и систем хранения данных, построение сложных инженерных систем, систем безопасности. Актуальными остаются задачи по информационной поддержке управления — в частности, построение систем электронного документооборота, систем анализа данных и работы с отчетностью. В 2006 году стартовали масштабные информационные проекты — такие, как подключение всех российских школ к интернету, а также создание ряда высокотехнологичных медицинских центров и разработка концепции телемедицинской сети.
Становится насущным для госсектора и необходимость в интеграции информационных ресурсов и систем. Прежде всего, это касается баз данных и учетных систем таких сфер, как ЖКХ, транспорт, медицинские и социальные объекты, образовательные учреждения. Как пояснила Елена Лебедева, каждая из этих областей в большинстве своем уже имеет собственную систему, однако нет того единого ресурса для анализа и учета, на основании которого можно принимать управленческие решения.
Сектор СМБ, хотя и считается сегодня очень перспективным, пока не представляет для системных интеграторов большого интереса. По словам Сергея Турчина («АМТ-Груп»), многим интеграторам невыгодно здесь работать, ввиду того, что объемы контрактов, включая поставку оборудования, значительно меньше, а трудоемкость сопоставима с крупными корпоративными проектами. Кроме того, заказчики из этого сектора склонны применять более дешевые аппаратные решения, зачастую менее универсальные и технически совершенные, чем те, что характерны для первых двух сегментов рынка. Это влечет за собой большие трудозатраты, как при реализации проекта, так и при его дальнейшем техническом сопровождении.
Более того, многие компании СМБ пока пытаются обходиться собственными силами, а иногда попросту не имеют потребности в комплексных интеграционных решениях. По свидетельству Александра Биктаирова (ЛАНИТ), практически весь спектр бизнес-задач таких фирм покрывается типовыми решениями, наиболее передовые из которых имеют встроенные work-flow-движки и встроенные средства интеграции, чего, как правило, хватает для управления внутренними производственными процессами, а так же для B2B- и B2C-интеграции. По словам Константина Анисимова («Микротест»), в сегменте СМБ большое распространение имеют решения «все в одном», пусть даже и с упрощенным функционалом. ИТ-службы в таких компаниях, как правило, небольшие и для них чем меньше продуктов и решений поддерживается — тем лучше. В то же время здесь очень четко отслеживается эффективность работы внедренных решений.
Как отмечает Елена Лебедева (Softline Consulting Services), до недавнего времени представители среднего и малого бизнеса отдавали предпочтение покупке отдельных программных продуктов и оборудования, а затем — самостоятельному выполнению установок и настроек, полагаясь на знания и опыт собственных специалистов. Однако быстрая смена технологий обесценивает знания ИТ-специалистов, а постоянное обновление этих знаний для средних и малых предприятий дорого и экономически невыгодно. Поэтому компании этого сегмента все активнее обращаются к внешним поставщикам ИТ-услуг — например, для оптимизации существующих разнородных систем и интеграции их в однородную среду, или для внедрения комплексных систем.
В свою очередь, и производители начинают также уделять больше внимания проблемам информационных систем для малого и среднего бизнеса, ориентироваться на них, выпуская гибкие масштабируемые интеграционные платформы. Как считает Вероника Тараба («Крок»), стремительный рост сегмента СМБ влечет за собой увеличение спроса на услуги по инсталляции и ИТ-поддержке оборудования, на обновление системного ПО, на внедрение систем IP-телефонии и создание на их основе call-центров, на несложные системы учета и анализа бизнес-показателей.
По свидетельству директора по маркетингу «Квазар-Микро» Сергея Щербины, в последнее время растет интерес среднего рынка к промышленным решениям для автоматизации бизнес-процессов, характерный ранее для сегмента крупных предприятий. Эксперт это связывает не только с ростом потребности в таких системах у среднего бизнеса, работающего в условиях жесткой конкуренции, но и с появлением продуктов, которые обладают многими преимуществами «тяжелых» систем, но при этом более доступны по цене, в том числе, за счет технологизации процедуры их внедрения. В свою очередь, внедрение таких систем средними компаниями стимулирует модернизацию их ИТ-инфраструктуры.
Со своей стороны, Сергей Половников («Verysell Проекты»), оптимистично утверждает, что на рынке СМБ уже сегодня много проектов, причем размер их бюджетов измеряется сотнями тысяч долларов (доходит до 500, а иногда и до 700 тыс. долл.). «Этот сектор рынка характеризуется довольно большой динамикой. Здесь сама специфика бизнеса обязывает принимать решения оперативно и взвешенно. Деньги же считают очень корректно, и есть случаи, когда проект закрывают еще на начальном этапе в силу того, что изменяются приоритеты», — рассказывает Сергей Половников.
Как бы то ни было, но уже в среднесрочной перспективе, по мере ужесточения конкуренции на большинстве российских рынков, компании СМБ будут вынуждены сконцентрироваться на снижении непроизводственных издержек. А лучшего инструмента для этого, нежели активное использование возможностей ИТ и, соответственно, услуг профессиональных системных интеграторов, найти вряд ли возможно. ИТ-потенциал же у рынка СМБ очень большой, хотя, как справедливо отмечает большинство экспертов, будущее его во многом зависит от политики государства, которое в идеале должно прикладывать максимум усилий для развития малого и среднего бизнеса, а, как минимум, хотя бы не мешать этому процессу.
Леонид Волчанинов / CNews Analytics