|
|
Обзор подготовлен
В условиях бюджетных ограничений, принимая решение об оптимизации бизнес-процессов и о соответствующем ИТ-сопровождении, предприятие любой отрасли решает вопрос о выборе ИТ-стратегии и структуре ИТ-бюджета. А именно — какую часть задач передать на аутсорсинг и соответствующие ИТ-затраты вынести за пределы предприятия, а что решать собственными силами, сформировав мощную ИТ-службу внутри предприятия.
Одними из ключевых факторов, стимулирующих потребление предприятиями ИТ-услуг, являются высокие темпы организационных изменений в экономике и динамика рынков. Здесь ситуация в отечественных отраслях, производящих товары и оказывающих услуги, резко отличается. Характерной чертой российских промышленных предприятий является резкий перекос структуры затрат на технологические инновации организационно-маркетингового характера (инжиниринга, производственного проектирования, маркетинга и т.д.). Доля средств, направляемых на эти задачи российскими промышленными предприятиями, в среднем в 2,5-3 раза выше, чем у промышленных предприятий Европе. Для сравнения, в России — это более 48% от общего объема расходов на технологические инновации, тогда как в Германии —17%, Франции — 7-8%, Швеции — около 5%, Италии и Испании — 10-12%, Норвегии и Финляндии — 6-7%. Еще около 7% средств уходит на приобретение новых технологий (в том числе ИТ), сопровождающих процесс организационных изменений.
Перевес в затратах на технологии организационно-маркетингового характера свидетельствует о том, что предприятия стремятся увеличить свою инвестиционную привлекательность за счет увеличения гибкости производства и повышая свою адаптивность к рынку. Можно сказать, что в российской экономике процессы реструктуризации в промышленности идут в 2-3 раза интенсивнее, чем в любой европейской стране.
Несколько иначе обстоит дело с ситуацией в российской сфере услуг. Здесь процессы организационных изменений менее интенсивны. Предприятия данного сектора затрачивают на технологии организационно-маркетингового характера лишь около 10% всех расходов на технологические инновации, а на приобретение новых технологий, сопровождающих этот процесс (в том числе ИТ), — еще 3,5-5% средств. Основная же часть средств уходит за приобретение машин, оборудования и АО — порядка 75-80% всех затрат на технологические инновации. Эта ситуация более похожа на европейскую. Так, предприятия сферы услуг таких стран, как Франция и Италия, затрачивают на производственное проектирование и другие технологии организационно-маркетингового характера около 20% средств, Дания — 54%, Германия — 12-15%, Швеция и Финляндия — около 9%.
Отчасти это может быть связано с тем, что российская сфера услуг как вид бизнеса сформировалась уже в рыночных условиях, тогда как отечественная промышленность представляет собой почти полностью советское наследие. Соответственно, предприятия промышленности в существенно большей мере нуждаются в инновациях, связанных с формированием новых организационных структур и оптимизацией бизнес-процессов. Кроме того, предприятия сферы услуг (в среднем более высокодоходные, чем промышленные) в значительной мере уже осуществили базовую информатизацию и теперь существенно снизили активность как заказчики ИТ-услуг. Таким образом, промышленность в настоящее время должна более активно проявлять себя на рынке ИТ-услуг, тогда как предприятия сектора услуг представляют собой на текущий момент более пассивных заказчиков.
В условиях бюджетных ограничений, принимая решение об оптимизации бизнес-процессов и о соответствующем ИТ-сопровождении, предприятие решает вопрос о выборе ИТ-стратегии и структуре ИТ-бюджета, а именно — какую часть задач передать на аутсорсинг (и соответствующие ИТ-затраты вынести за пределы предприятия), а какую часть - решить собственными силами (сформировав сильную ИТ-службу внутри предприятия). Этот выбор далеко не однозначен.
С одной стороны, чтобы не просто не допустить деградации непрофильных бизнес-процессов, но обеспечить их столь же высокую динамичность и качество, как и в профильной деятельности, предприятие должно принять решение о вынесении их на аутсорсинг. Именно он открывает быстрый доступ к последним технологиям и легкость внедрения инноваций в непрофильном бизнесе. Это приводит к более высоким затратам, но одновременно предприятие получает возможность сосредоточиться на основном виде деятельности, обеспечив максимум инновационности, что приносит прибыль как своего рода ренту от новизны и уникальности продукции.
Кроме услуг по ИТ-консалтингу и интеграции, на рынке приобретаются также услуги по ИТ-обучению персонала. Оно такого рода способствует формированию на предприятии культуры использования ИТ, что во многом предопределяет эффект от произведенного внедрения, дает возможность предприятиям сформировать компетентные ИТ-отделы, способные неформально подходить к ИТ-планированию, разделять ключевые и второстепенные ИТ-потребности, более точно сформулировать заказ аутсорсинговой компании.
Однако у происходящих процессов есть и другая сторона. Аутсорсинг ИТ-услуг, во-первых, является довольно дорогостоящим и, во-вторых, не обеспечивает непрерывного мониторинга работы ИС предприятия. Последнее обстоятельство, правда, может быть преодолено посредством заказа ИТ-услуг особого класса по круглосуточному мониторингу и администрированию ресурсов пользователей, не только непосредственно, но и через удаленные терминалы, с использованием стандартной или индивидуальной программы клиента. Однако такие услуги становятся еще более дорогостоящими и, к тому же, превращаются в регулярный отток средств. В этих условиях резонно поставить вопрос об альтернативном планировании ИТ-бюджета за счет наращивания мощности внутренних ИТ-служб и вовлечения высококлассных специалистов в штат предприятия. При всей модности аутсорсинга и его возрастающей роли в инновационной экономике тем не менее нельзя однозначно сказать, какая из стратегий выгоднее. Особенно это касается огромной массы региональных предприятий, которые не могут позволить себе дорогие услуги ИТ-аутсорсинга. Кроме того, развитие ИТ-инфраструктуры в регионах пока далеко от идеала и часто качественный ИТ-аутсорсинг порой трудно или невозможно обеспечить. Есть еще другие аспекты проблемы — конфликт интересов между предприятием и компанией-аутсорсером, обеспечение секретности и конфиденциальности, экономической и технологической безопасности и прочее.
Наибольшую часть заказов ИТ-услуг обеспечивает комплекс предприятий обрабатывающей промышленности (18,8%), при этом его доля в отраслевой структуре по внутренним ИТ-затратам несколько меньше (15,7%), а по заказам услуг ИТ-обучения персонала значительно выше (30,6%). Таким образом, предприятия обрабатывающей промышленности большую долю ИТ-бюджета, чем другие отрасли, отводят на обучение сотрудников, при этом несколько экономя на финансировании внутренних ИТ-служб.
Данная ситуация очевидна: в связи со сложностью технологических процессов, требующих комплексных проектов по системной интеграции и внедрению, на любом промышленном предприятии в значительной мере отказаться от услуг специально подготовленных внешних ИТ-специалистов и перевести соответствующие задачи на ИТ-отделы не представляется возможным. Также понятна завышенная доля расходов на ИТ-обучение, так как эффективность внедренной системы напрямую зависит от умения рядового сотрудника предприятия — будь то рабочий, инженер, бухгалтер или клерк — использовать преимущества внедренной ИС в своей работе.
Отраслевые предпочтения по планированию бюджета на ИТ-услуги
Источник: CNews Analytics 2007
Иная ситуация в добывающей промышленности — отраслевые доли расходов на внешние ИТ-услуги, ИТ-обучение и финансирование ИТ-служб соотносятся как 7,2%/6,7%/3,8%. Занимая одно из первых мест по затратам на услуги внешних ИТ-консультантов, добывающие отрасли меньшую долю ИТ-бюджета, чем в среднем другие, отводят на ИТ-обучение персонала и финансирование ИТ-служб. Ситуация объясняется тем, что добывающие предприятия склонны к заказам дорогостоящих ИТ-проектов. Процент "статусных" внедрений здесь гораздо выше, чем в других отраслях.
К секторам с более высокой долей ИТ-бюджета, отведенной на финансирование внутренних ИТ-служб, относится телеком. Отраслевая доля затрат на внешние ИТ-услуги и услуги по ИТ-обучению здесь составляет 9,9%, а доля по внутренним ИТ-затратам более чем в 2 раза выше (почти 23%). Усиленное развитие внутренних ИТ-служб, по всей видимости, связано с внутренним ростом телекоммуникационных компаний, что требует сохранения оперативности управления в разрастающейся организационной структуре и высокопрофессиональной работы с усложняющейся ИТ-инфраструктурой.
В большей мере, чем в среднем у других отраслей, затраты на аутсорсинг учтены в структуре ИТ-бюджета в торговле, на транспорте, в здравоохранении и госуправлении. Напротив, ИТ-бюджет в большей мере ориентирован на развитие внутренних ИТ-служб, помимо обрабатывающих отраслей, еще в энергетике и секторе ИТ. В последнем случае отраслевая доля внутренних ИТ-затрат (6%) в 2 раза больше, чем отраслевая доля средств, направляемых на услуги ИТ-консультантов (3%).
Владимир Карачаровский / CNews Analytics