|
|
Обозрение подготовлено
Финансовая мощь Москвы, которая по совокупным расходам в любой сфере подавляет практически любую другую часть страны, а также укрупненность административного деления огромной территории РФ на федеральные округа подчас внешне скрывает подлинные центры роста российской экономики. Безусловно проигрывая по абсолютным показателям экономического развития, они оказываются, тем не менее, в лидерах по показателям относительным.
Рейтинги по относительным показателям затрат на ИТ-услуги по субъектам РФ интересны, главным образом, двумя моментами. Во-первых, Москва не входит ни в тройку, ни даже в пятерку лидеров, уступая место скромным российским регионам, редко удостаивающимся вниманием глянцевых деловых изданий. Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что отнюдь не добывающие центры РФ, а полузабытые регионы с обрабатывающей промышленностью в качестве основы экономики, оказываются на первых строчках рейтингов.
Действительно, в структуре лидеров по доле затрат на аутсорсинг ИТ-услуг в обороте предприятий практически нет добывающих регионов. Лидеры по ИТ-аутсорсингу - регионы с гармоничной структурой отраслей, либо с явным доминированием обрабатывающей промышленности. Так, в тройке лидеров по удельным затратам на аутсорсинг ИТ-услуг - Тыва (угольная и деревообрабатывающая промышленность), Нижегородская область (автопром, производства кокас и нефтепродуктов, металлургия) и, наконец, Краснодарский край, который вообще характеризуется аграрно-рекреационным типом развития, где доминирующими отраслями является аграрная, пищевая промышленность и зоны отдыха.
Топ-10 регионов по уровню расходов на аутсорсинг ИТ-услуг
*Данные по РФ приведены вне рейтинга справочно
Источники: CNews Analytics, 2008
Таким образом, если по затратам на телекоммуникационные услуги лидируют исключительно сырьевые регионы, то лидеры информатизации - как раз регионы с лидирующим положением обрабатывающей промышленности, которые нацелены на освоение в основном своего регионального рынка и не обременены крупными холдинговыми структурами. Наоборот, крупные добывающие центры являются удаленными от штаб-квартир, имеют разветвленные холдинговые структуры и сети поставок.
Лишь 5-е место в рейтинге по удельным расходам на ИТ-аутсорсинг принадлежит Петербургу, Москва же располагается в самом "хвосте", замыкая десятку лидеров. При этом ее показатели почти соответствуют среднероссийским (доля аутсорсинговых ИТ-услуг в обороте предприятий всего 0,15% против 0,12% в среднем по РФ).
По уровню развития ИТ-служб Москва вообще не попадает в десятку наиболее развитых регионов. По доле затрат на обеспечение деятельности внутренних ИТ-служб предприятий показатели Москвы ниже даже среднероссийских - 0,06% по РФ, 0,05% по Москве. Для сравнения, это почти в 15 раз более низкий показатель, чем в Кировской области, открывающей рейтинг (ИТ-емкость по внутренним затратам – 0,74%). В числе лидеров и по этому показателю вновь в основном центры обрабатывающей промышленности – Кировская, Ульяновская, Тамбовская области и даже почти целиком сельскохозяйственная Республика Алтай, безусловно, доминирует (более 60% всего производства) пищевая промышленность.
В этих условиях интересно, каково будет положение Москвы в "кризисном" рейтинге-2009? Москва так привыкла к тому, что все прибыли экономики концентрируются именно в ней. Именно здесь наиболее развиты третичный и четвертичный сектора экономики (финансы, услуги, разнообразный консалтинг) – то есть отрасли, которые первыми попадают в зону риска при кризисе. Здесь же наиболее сильна зависимость от сырьевых сверхдоходов. Колоссальное падение цен на нефть – со 120 до 50 долларов за баррель – ударит, прежде всего, по привыкшей к этим объемам средств Москве. Немногими крупными добывающими центрами в рейтинге является Ханты-Мансийский АО (5-е место), и Тюмень (7-ое месте).
Топ-10 регионов по уровню финансирования ИТ-служб
*Данные по Москве и РФ приведены вне рейтинга
Источники: CNews Analytics, 2008
При этом следует подчеркнуть, что в приведенных рейтингах важны не столько конкретные лидеры, сколько то общее, что у них есть. Конкретный набор лидеров всегда разный – они меняются из года в год в связи с тем, что расходы на ИТ имеют неравномерный характер, и после крупного внедрения обязательно следует снижение спроса на ИТ. Соответственно, позиции лидеров в следующем году занимают уже другие. Но важна сама идея доминирования в лидерах информатизации регионов с обрабатывающей промышленностью, более сложной с точки зрения организации производства и нуждающейся в более сложных конфигурациях информационных систем.
Принципиальным является и то, что нет очевидного водораздела между сырьевыми и обрабатывающими регионами по принципу: сырьевые регионы, как более высокодоходные, отдают предпочтение ИТ-аутсорсингу, а обрабатывающие, будучи более скромными по оборотным и свободным средствам, отдают предпочтение опоре на собственные силы, то есть создают сильные, относительно независимые ИТ-службы. В действительности это не так. В числе лидеров по превалированию в ИТ-бюджете как доли на аутсорсинг, так и доли внутренних ИТ-затрат, находятся, прежде всего, регионы со сбалансированной структурой отраслей, в которых добывающая промышленность уступает место обрабатывающей промышленности, сектору торговли и услуг.
Для иллюстрации преимущественной ориентации ИТ-бюджета либо на аутсорсинг, либо на ИТ-обеспечение производства собственными силами предприятия показательно рассмотреть рейтинг регионов по отношению расходов на ИТ-аутсросинг к расходам на содержание внутренних ИТ-служб. В этом рейтинге на первое место выходят Республика Тыва и Краснодарский край. Например, в совокупном ИТ-бюджете предприятий Тывы расходы на аутсорсинг ИТ-услуг в 36 раз превосходят внутренние ИТ-затраты. При этом Тыва отнюдь не лидер по добывающим производствам – всего 52 место среди всех регионов РФ, и даже не промышленный лидер – 80-е место по обрабатывающим производствам. Рядом, с не столь высокими показателями, но все же со значительным отрывом от других регионов следует Краснодарский край – регион вообще преимущественно аграрно-туристический. И, тем не менее, статья расходов на аутсорсинг ИТ-услуг в совокупном ИТ-бюджете предприятий региона в 12,4 раза превосходит отчисления на содержание ИТ-служб.
В числе прочих лидеров по предпочтениям в пользу ИТ-аутсорсинга следуют Смоленская, Рязанская, Калужская, Оренбургская области – типичные центры обрабатывающей промышленности Центральной России.
В составе лидеров рейтинга по предпочтению стратегии опоры на собственные силы (т.е. на развитие ИТ-служб) – тоже в основном лидеры обрабатывающей промышленности – Кировская, Ульяновская, Курская, Тамбовская области. Однако здесь уже чаще встречаются регионы с заметной долей добывающей промышленности – среди них Хабаровский край (нефтепереработка и металлургия), Астраханская область с развитой нефтеперерабатывающей промышленностью и т.д. Появление сырьевых регионов именно в числе тех, где повышена составляющая ИТ-бюджета на содержание ИТ-служб, очевидно, связана с плохим развитием ИТ-инфраструктуры региона, что не дает возможности поддерживать работу информационных систем предприятий исключительно на условиях аутсорсинга.
Политика ИТ-затрат предприятий и организаций в регионах в разрезе предпочтений "аутсорсинг-опора на собственные силы"
Источники: CNews Analytics 2008
Тем не менее, все основные добывающие центры оказываются вне топовых позиций рейтинга. Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, Якутия – имеют в 1,5-2 более низкие показатели соотношения этих двух конкурирующих видов расходов, то есть в бюджетах добывающих регионов разница в предпочтениях между ИТ-аутсорсингом и ИТ-службами является наименьшей. С одной стороны, эти регионы способны с финансовой точки зрения заказывать дорогостоящие ИТ-проекты, с другой – их крайняя удаленность от центра и общее слабое развитие на этих территориях ИТ-инфраструктуры заставляет создавать крупные ИТ-службы, способные автономно, без регулярной помощи внешних ИТ-компаний поддерживать работоспособность информационных систем. К тому же, от года к году ИТ-предпочтения этих регионов сильно меняются. Это особенно ярко заметно на примере Якутии, Тюменской области, Ханты–Мансийского АО, где затраты на аутсорсинг в одни годы в несколько раз превосходят бюджет ИТ-служб, в другие годы – напротив, становятся вполовину ниже. Таким образом, сказывается "разовость" процедур внедрений, что наиболее типично для низкотехнологичных ресурсо- и капиталоемких отраслей, которые в этих регионах доминируют.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics