|
|
Обозрение подготовлено
Открытой информации об аутсорсинговых ИТ-проектах в России пока очень мало, да и в той, что есть, заказчики предпочитают не оглашать всех деталей - особенно касающихся стоимости. Тем не менее, даже по скудным открытым данным можно составить представление о масштабе деятельности. В то время как на мировом рынке счет идет на сотни миллионов долларов и пятилетки, российские аутсорсинговые сделки пока заключаются преимущественно на год-два и не превышают по стоимости 5 млн долл.
До недавнего времени рынок ИТ-аутсорсинга в России стимулировало быстрое развитие ИТ-инфраструктур предприятий, наращивающих капитализацию и активно проводивших экспансию. Они могли позволить себе затраты на дорогостоящие услуги внешних ИТ-специалистов, чтобы вынести вовне непрофильные функции, сосредоточиться на ключевых бизнес-процессах. Многие ориентировались при этом на повышение прозрачности своей деятельности в целом, стремясь привлечь инвесторов.
Взрослея, отечественный рынок постепенно выучил, что ИТ-аутсорсинг - это не то чтобы дешево, но зато надежно, качественно и контролируемо. Если до 4 кв. 2008 года ориентировались на последние три параметра, то сегодня, в меняющихся экономических условиях, все больший интерес вызывает первый. Компании ищут способы сэкономить, задумываются, как оптимизировать затраты и повысить эффективность. С этими исканиями игроки связывают прогнозы роста интереса к ИТ-аутсорсингу и, соответственно, увеличения количества подобных проектов в России.
Пока информация о российском рынке ИТ-аутсорсинга плохо складывается в единую картину. Отрасль непрозрачна и пока все еще формируется. Нет единого понимания терминологии, расходятся представления о структуре сектора, и при этом крайне мало открытых сведений о реализуемых проектах. Подобная закрытость затрудняет попытки дать адекватную оценку объема, структуры и динамики рынка ИТ-аутсорсинга в России.
Крупнейшие по стоимости сделки ИТ-аутсорсинга в России 2007-2008 *
№ | Заказчик | Сервис-провайдер | Год | Контракт | Стоимость | Срок |
1 | Министерство финансов, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора | Союзинформ (Армада) | 2008 | Обслуживание ИТ-инфраструктуры | 3,2 млн долл. | 1 год |
2 | ФСК ЕЭС | PM Expert (Армада) | 2007 | Внешнее управление программой проектов | 2,2 млн долл. | н/д |
3 | БАТ Россия | Крок и Siemens Business Services | 2006 | Управление ИТ-инфраструктурой | 2 млн долл | 2 года |
4 | Ак Барс | IBS Казань | 2008 | ИТ-процессы | 1 млн долл. | 3 года |
5 | ФСК ЕЭС | АйТи | 2008 | Техническая поддержка лицензионного ПО Oracle | 80 тыс. долл. | 3 года |
6 | Управление вневедомственной охраны при ГУВД Московской области | Компьюлинк | 2006 | Обслуживание ИТ-инфраструктуры | 70 тыс. долл. | 8 мес. |
Источник: CNews Analytics, 2008
В некотором смысле к аутсорсингу российский рынок все еще не до конца готов. Во-первых, только недавно обозначился пул поставщиков сервисов, которые могут обозначить необходимый уровень квалификации, достаточный запас ресурсов и на выходе – высокое качество работы. Еще один важный аспект – стандартизация сервисов и вообще – выработка общих единых правил работ на этом рынке. Оценить экономический эффект и контролировать качество услуг проще, когда речь идет о типовых функциях. Во-вторых, заказчики, со своей стороны, тоже должны "дорасти" до аутсорсинга – научиться выбирать провайдеров услуг, адекватно формулировать задачи и корректно оценивать результаты.
Крупнейшие по стоимости сделки ИТ-аутсорсинга в мире 2007-2008 *
№ | Заказчик | Сервис-провайдер | Год | Контракт | Стоимость (млн долл.) | Срок |
1 | General Motors | IBM, Cap Gemini | 2006 | Поддержка приложений и вычислительных задач в области разработки автомобилей, цепочки производства и снабжения, а также финансовых услуг GMAC | 15000 | 5 лет |
2 | Royal Dutch Shell | AT&T | 2008 | Обслуживание сетей и телекоммуникационных сервисов | 1600 | 5 лет |
3 | Royal Dutch Shell | T-Systems | 2008 | Обслуживание онлайн-сервисов, удаленных серверов, бизнес-процессов | 1500 | 5 лет |
4 | AstraZeneca | IBM | 2007 | Поддержка ИТ-инфраструктуры, управление ИТ-сервисами | 1400 | |
Royal Dutch Shell | EDS | 2008 | Техническое и сервисное обслуживание | 1000 | 5 лет | |
6 | General Motors | HP | 2007 | ИТ-поддержка | 700 | 5 лет |
7 | Unilever | НР | 2008 | Управление ИТ-инфраструктурой | 675 | 7 лет |
8 | Scotiabank | IBM | 2007 | Управление ИТ-операциями, поддержка ЦОД, служба поддержки пользователей | 480 | |
9 | Fondiaria-Sai | EDS | 2007 | Управление и поддержка ИТ-инфраструктуры | 463 | 10 лет |
10 | Gruppo Monte Paschi Siena | IBM | 2007 | ИТ-обслуживание | 360 | 6 лет |
Источник: CNews Analytics, 2008
Опыт мирового рынка показывает, что быстрее смогли приспособиться к ИТ-аутсорсингу и научились извлекать за счет него выгоды крупные компании. Во-первых, им проще было отдать внешнему поставщику непрофильные функции, уже достаточно хорошо отстроенные собственными ИТ-отделами. Последние в холдинговых структурах традиционно достаточно серьезны, профессиональны и не ужаты в средствах. Во-вторых, именно крупному бизнесу очевиднее эффект масштаба – и, соответственно, экономия за счет аутсорсинговых контрактов. Крупнейшие компании мира уже давно заключают масштабные – и по объемам работ, и по срокам – договоренности с сервис-провайдерами. С оглядкой на них вступает в эту игру средний бизнес, от которого сейчас ждут усиления активности – на фоне кризиса.
Крупнейшие сделки ИТ-аутсорсинга в России 2004-2008 *
Заказчик | Сервис-провайдер | Год | Контракт | Стоимость | Срок |
РОСНО | DataFort | 2004 2005 |
Комплексная ИТ-поддержка | н/д | 1 год, затем договор продлен |
Русский Алюминий | НР | 2005 | Управление основными приложениями, миграция данных на платформу HP, операционная и сервисная поддержка | н/д | 5 лет |
Интеркомп | DataFort | 2005 | Аутсорсинг корпоративной почтовой системы | н/д | н/д |
РАО ЕЭС | Борлас | 2005 | Поддержка OFA (Финансы) Oracle E-Business Suite | н/д | н/д |
Уралкалий | IT Expert | 2006 | Концепция по совершенствованию деятельности управления ИТ, обеспечение соответствия стандартам ITIL | н/д | н/д |
БАТ Россия | Крок и Siemens Business Services | 2006 2008 |
Управление ИТ-инфраструктурой (11 сервисов: администрирование серверов, поддержка рабочих мест, бизнес-приложений, услуг мобильной связи и обеспечение ИТ-безопасности), Service Desk 16 сервисов (работа call-центра, управление рабочими местами пользователей, организация первых линий поддержки систем SAP и V3), администрирование серверов, обеспечение ИБ) | Более 27 млн руб./год | 2 года |
Управление вневедомственной охраны при ГУВД Московской области | Компьюлинк | 2006 | Обслуживание ИТ-инфраструктуры (ремонт и сервисное обслуживание компьютеров и оргтехники) | около 1,9 млн руб. | 8 мес. |
Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) | Корпорация ЮНИ | 2006 | Техническое обслуживание и эксплуатация элементов локальной вычислительной сети ЕИАС | н/д | 1 год |
Банк Сосьете Женераль Восток (BSGV) | АйТи | 2006 2008 |
Системное администрирование и круглосуточная поддержка в московском офисе; Обеспечение бесперебойной работы серверного и компьютерного оборудования в Нижнем Новгороде и Краснодаре Обслуживание вычислительной и оргтехники (Екатеринбург, затем - Самара и Тольятти) |
н/д | 2 года 1 год |
Уралкалий | Борлас | 2006 | Аутсорсинг корпоративной ИТ-системы | н/д | н/д |
Южная телекоммуникационная компания | Микротест | 2007 | Поддержка телекоммуникационной инфраструктуры (диагностика, аварийное обновление и модернизация ПО, замена или ремонт вышедшего из строя оборудования, консультационные услуги) | н/д | 1 год (затем контракт продлен еще на год) |
Объединенная металлургическая компания | IBM | 2007 2008 |
Эксплуатация и техническое обслуживание ИТ-инфраструктуры SAP | н/д | н/д |
ФСК ЕЭС | PM Expert (Армада) | 2007 | Внешнее управление программой проектов в рамках создания автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии единой национальной электрической сети | 57 млн руб | н/д |
Novartis AG | DataFort | 2007 | Аренда оборудования, поддержка, управление и развитие аппаратной инфраструктуры SAP ERP | н/д | 3 года |
Торговый дом ГУМ | Лаборатория Касперского | 2007 | Обеспечение безопасности почтового трафика | н/д | н/д |
Русский Алюминий Менеджмент | Pba Consult | 2007 | Поддержка и развитие СЭД на базе Documentum 5.1 | н/д | н/д |
Страховой Дом ВСК (Военно-страховая компания) | Ланит | 2007 | Техническая поддержка и ремонт вычислительной техники | н/д | 1 год |
Северсталь-авто | КомпьюЛинк | 2007 | Управление корпоративной мультисервисной сетью, администрирование инфраструктуры Microsoft (Active Directory, Microsoft Exchange Server 2003), Service Desk | н/д | 3 года |
Сибирская Сервисная Компания | АйТи | 2007 | Аутсорсинг техподдержки московского офиса | н/д | н/д |
МТС | ТехноСерв | 2008 | Техническая поддержка оборудования Sun Microsystems, Hitachi Data Systems и Brocade в 9 регионах | н/д | 1 год |
ФСК ЕЭС | АйТи | 2008 | Техническая поддержка лицензионного программного обеспечения Oracle | более 21 млн руб. | 3 года |
Ункомтех | АйТи | 2008 | Техническая поддержка ИТ-инфраструктуры в 16 филиалах | н/д | н/д |
Министерство финансов, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора | Союзинформ (Армада) | 2008 | Обслуживание ИТ-инфраструктуры и ПО | 80,7 млн рублей | 1 год |
Еврокоммерц | DataFort | 2008 | Техническое обслуживание и управление рабочими станциями и периферийным оборудованием 54 из 57 региональных центров | н/д | н/д |
Российская корпорация нанотехнологий | DataFort | 2008 | Поддержка интернет-портала (администрирование и размещение программного комплекса на своих мощностях) | н/д | н/д |
Ак Барс | IBS Казань | 2008 | ИТ-процессы | 25 млн руб. | 3 года |
Лента | IBM | 2008 | Поддержка ИТ-инфраструктуры (восстановление и ремонт) | н/д | н/д |
Источник: CNews Analytics, 2008
Российские компании относительно недавно "познакомились" с ИТ-аутсорсингом, сохраняя бдительность и осторожность – т.е. избегая долгосрочных контрактов. Информации об их стоимости в открытых источниках до недавнего времени вообще почти не появлялось. Как, впрочем, не очень много фигурировало и собственно данных о подобных проектах. Обрывочность публичных сведений об аутсорсинговых сделках в России сама по себе характеризует начальный уровень развития этого сектора. Однако и по имеющейся информации можно судить, что в целом он повторяет общемировой тренд – первопроходцами здесь также стали крупнейшие отечественные компании, в которых исторически были сформированы мощные ИТ-подразделения и выделялись значительные суммы на информатизацию. Точно так же сегодня игроки рынка ждут, что в новой экономической ситуации "оживится" средний бизнес, который с целью снижения расходов чуть ли не все свои ИТ-задачи вынесет вовне. Правда, помешать этому может важный нюанс - пока что ожидаемого снижения цен на услуги аутсорсеров в России не наблюдается. А по косвенным данным можно предположить, наоборот, некоторый их рост в течение 2009 года.
Мария Попова / CNews Analytics