|
|
Обозрение подготовлено
И в условиях кризиса, и по мере выхода из него, актуальной будет проблема «перевода» концепции эффективности ИТ-проектов на понятный заказчику «экономический язык». Когда предприятия научатся относиться к деньгам более рационально, отсутствие четкого, конкретного, обоснованного ответа на вопрос «зачем внедрять сверх уже внедренного?» станет критическим.
О новых ИТ-заказах в период кризиса говорить вряд ли возможно. Кому это нужно сейчас, когда даже профильный бизнес «трещит по швам»? Но здесь уместно задать и другой вопрос – а чуть позже, когда кризис пойдет на спад, и выжившие предприятия снова активизируются, возвратится ли автоматически спрос на услуги ИТ-компаний к прежнему уровню? Ответ, в общем-то, ясен – нет. Отчасти потому, что структура рынка сильно изменится, отчасти потому, что восстановительная фаза не будет простым возвратным движением к докризисному состоянию. Её отличительной чертой станет радикальный пересмотр предприятиями политики своих расходов и, по-видимому, гораздо более пристальное и требовательное отношение к коммерческим предложениям. Больше не будет возможным, как это было до кризиса, получать заказы, просто привлекая внимания потенциального клиента к своей компании. Здесь и возникнет, уже по-настоящему, хорошо известная, но так и нерешенная в избалованной нефтью экономике, проблема ясности для заказчика в том, что дает ему внедрение дорогостоящих ИС?
Это проблема «перевода» концепции эффективности ИТ-проектов на понятный заказчику «экономический язык». И после кризиса, когда к деньгам предприятия научатся относиться более рационально, и тем более, сейчас во время него - отсутствие четкого, конкретного, экономически обоснованного ответа на вопрос «зачем внедрять сверх уже внедренного?» становится критическим.
Это серьезное проблемное поле, в котором ИТ-компаниям надо разобраться уже сейчас, пока есть время подумать не только о насущном - может быть, не столько о самом бизнесе, сколько о его философии. Есть надежда, что кризис сделает благое дело, и российские компании начнут по-настоящему серьезно относиться к этому словосочетанию - философия бизнеса – как к подлинной ценности, а не как к лозунгу в приемной гендиректора.
Проблема состоит в том, что, только внедрив новый программный продукт, мы можем сказать, лучше или хуже стало предприятию. Но даже после внедрения, существуют ли финансовые показатели эффективности предпринятых мер? Вопрос спорный. Если опрашивать сотрудников, то можно получить ответ, легче или нет им стало работать. И даже если им стало легче работать, если ускорился документооборот, стал яснее и четче учет, совершенно необязательно это отразится или мгновенно отразится на финансовых показателях компании-потребителя.
Скажем, упрощение деятельности сотрудников за счет электронного документооборота не обязательно приводит к тому, что они начинают производить больше операций в день. Просто у них на работе становится больше свободного времени. С другой стороны, это свободное время является тем резервом, который можно использовать в случае увеличения деловой активности на рынке компании-потребителя и как следствие увеличения числа операций. Также компания-потребитель может использовать высвободившееся время для предоставления работникам более творческой, содержательной работы. Например, меньше времени на сбор данных, больше времени на анализ рынка. В перспективе – улучшение рыночной позиции.
Дело в том, что заказ ИТ-услуг относится к такому типу мер, которые трудно оценить в краткосрочном периоде. Скорее следует говорить, что если бы все это не было проделано, то в долгосрочной перспективе компания-потребитель потеряла бы свои рыночные позиции. Нельзя отдельно оценивать эффективность ИТ-аудита, ИТ-консалтинга, написания технического задания и т.п., а можно оценивать эффективность только всей цепочки мероприятий по ее завершении. А завершающим звеном этой цепочки является внедрение новой информационной системы. Возвращение позиций ИТ-бизнеса зависит от решения именно этой проблемы – от способности четко объяснить роль ИТ во всей цепочке создания добавленной стоимости, с соответствующим сопровождением специализированной системой экономических показателей, дающих предприятию-закзачику абсолютное понимание экономического смысла и механизма роста экономической отдачи от предлагаемого проекта.
Российский ИТ-сектор достиг высшей точки своего развития в несколько «тепличных» условиях, когда быстрый рост спроса на услуги ИТ-компаний стал естественным следствием роста нефтяных доходов экономики и ненасыщенности ИТ-рынка. Как итог сформировался сегодняшний состав российского ИТ-сектора - в основном мелкие и средние компании, не имеющие высоко котирующихся акций. При этом только несколько игроков имеют устойчивую долю на внешних рынках. Кризис, с одной стороны, положил конец «легким» деньгам предприятий, а с другой, подвел черту первичного насыщения потребностей наиболее крупных заказчиков в ИТ, что сформировало и принципиально новые вызовы сектору.
Есть все основания предполагать, что сегодня перспективы ИТ-сектора в значительной мере будут зависеть от процессов консолидации, а также от политики государства по формированию ожиданий относительного будущей модели экономического развития. Акценты государственной политики должны демонстрировать инвесторам четкое видение государством места высокотехнологичного сектора в пост-кризисной экономике. Одним из способов усиления возможностей ИТ-сектора как на национальном, так и на глобальном рынке может стать создание в нем крупных бизнес-групп на основе соединения созданного технологического потенциала в области ИТ, финансовых активов наиболее крупных финансовых структур (например, госбанков) и административного ресурса государства. Создание такого рода холдинга позволит российскому ИТ-сектору выйти на мировые фондовые площадки, создать дополнительный интерес инвесторов и получать заказы наиболее крупных мировых компаний.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics