|
|
Обозрение подготовлено
CNews: Как вы оцениваете текущее состояние российского рынка ИТ-услуг? Насколько серьезными стали для него последствия кризиса, из тех, что можно констатировать уже на сегодняшний день?
Сергей Шилов: В настоящий момент российский рынок ИТ-услуг переживает переломный период – никто не знает, насколько глубоким окажется кризис, и когда он закончится. Сейчас все заказчики пересматривают свои ИТ-бюджеты, оставляя средства для финансирования только тех ИТ-услуг, без которых просто невозможно выжить. Таким образом, текущее состояние этого рынка я бы назвал переходным.
Последствия же кризиса очевидны уже сегодня: многие проекты замораживаются, новые не начинаются, остаются только те из них, которые приносят немедленную прибыль, позволяют держаться на плаву в нынешних условиях. Разумеется, это сказывается на доходах поставщиков ИТ-услуг. В ближайшее время однозначно произойдет коррекция объемов прибыли, которую поставщики могут получить в этом году. Хотя по результатам уже четвертого квартала прошлого года будет понятно, как у кого обстоят дела. А наступивший год станет испытанием для всех компаний, и понятно, что выживут только те игроки, которые предоставляют действительно нужные и востребованные бизнесом ИТ-услуги. Остальных ждет либо существенное сокращение объемов, либо банкротство.
CNews: В условиях почти тотального сокращения ИТ-бюджетов может ли ИТ-аутсорсинг как один из наиболее эффективных инструментов оптимизации бизнеса стать ключевым направлением деятельности ИТ-компаний? Что предлагает здесь ваша компания?
Сергей Шилов: В условиях тотального сокращения ИТ-бюджетов ИТ-аутсорсинг – это отличная возможность для оптимизации ИТ-расходов. Но, к сожалению, в России пока не сложилась соответствующая культура. По большому счету этот рынок не развит, среди заказчиков наблюдается общее недоверие к подобному виду оптимизации затрат. Кроме того, эффективность аутсорсинга видна только при больших объемах, в то время как заказчиков, способных похвастать объемами, на текущий момент не так уж и много. Плюс ко всему – в России сегодня совсем немного отраслей, серьезно зависящих от ИТ. Конечно, есть финансы и телеком, но этими сферами список ИТ-зависимых отраслей, пожалуй, и исчерпывается. В подавляющем большинстве других секторов экономики привязка к ИТ не так велика, а потому там предпочитают сводить ИТ-затраты к минимуму, а не передавать ИТ на аутсорсинг. Хорошо это или плохо – вопрос неоднозначный, ведь и с предложением качественных аутсорсинговых услуг в России сейчас также не все в порядке. Компаний, обладающих достаточным положительным опытом ИТ-аутсорсинга, на российском рынке, единицы. А тех, кто может объяснить и доказать с цифрами в руках и на примере собственных проектов, зачем нужен ИТ-аутсорсинг, еще меньше. Поэтому вряд ли сейчас все подряд «кинутся в объятия» аутсорсеров. А значит, маловероятно, что эта услуга станет ключевой.
Если говорить об AT Consulting, то мы обладаем необходимым опытом оказания качественных аутсорсинговых услуг: мы знаем, как это делать, и наши заказчики с удовольствием пользуются нашими услугами. Нынешний кризис только подтверждает достоинства данной модели, ибо наши клиенты имеют возможность существенно снижать затраты, подбирая параметры объемов и качества ИТ-услуг, оказываемых нами по принципу аутсорсинга. Мы предлагаем «правильные» услуги и рассчитываем расширить список крупных заказчиков наших услуг на аутсорсинг. Тем не менее, доля аутсорсинга в бизнесе AT Consulting сейчас не превышает (и, полагаю, не превысит) 30%.
CNews: Какие категории заказчиков будут в условиях кризиса наиболее активными потребителями ИТ-услуг, в частности услуг по ИТ-аутсорсингу?
Сергей Шилов: По большому счету ничего не изменится. Думаю, что в условиях кризиса в любом случае активно потреблять ИТ-услуги будут ИТ-зависимые компании – те же банки и операторы связи. Само собой, речь идет о крупных компаниях, средние и мелкие постараются просто минимизировать расходы. Тем не менее, в независимости от величины бизнеса, без налаженной ИТ-инфраструктуры в этих отраслях никуда не деться, а без регулярно приобретаемых ИТ-услуг и подавно – работа просто встанет.
CNews: Какие еще сервисы, предлагаемые ИТ-компаниями, могут эффективно справляться с задачей оптимизации ИТ-затрат заказчиков? Поделитесь опытом вашей компании.
Сергей Шилов: Наиболее популярные сервисы, окупающие затраты за короткий срок – это сервисы Business Intelligence (BI). Ведь детальное понимание бизнеса помогает обнаружить скрытые резервы и выстроить правильную маркетинговую стратегию, что тем более актуально в условиях кризиса. Собственно, это и есть оптимизация затрат. Внедрение инструментов BI, разного рода отчетности – как раз та услуга, эффект от которой проявляется быстро, а потому спрос на нее весьма устойчив. Более того, необходимость в подобных решениях постоянно растет, ибо мы вступили в эпоху, когда прибыль большинства бизнесов будет исчисляться не сотнями и даже не десятками процентов, а единицами, и тут приобретает значение все: эффективность, нюансы, масштаб. Поэтому ИТ-продукты, позволяющие получать любые виды дополнительной информации о собственной компании, о ее бизнесе, прогнозы на будущее, станут очень популярными. Наша компания и в этой области обладает большим опытом. Например, один из крупнейших банков Казахстана, в котором относительно недавно мы внедрили BI-платформу, сумел сократить занятость персонала в подготовке отчетности в десятки раз, что позволило сэкономить на оплате труда сотен дополнительных сотрудников. Похожая ситуация в телекоммуникационных компаниях, где мы внедрили или внедряем такие решения.
CNews: Какое влияние окажет кризис на сектор ИТ-консалтинга? Насколько серьезными будут последствия кризиса для этого сектора? На чем необходимо здесь делать акцент ИТ-консультантам в условиях кризиса?
Сергей Шилов: В ближайшей перспективе (4-6 месяцев) особого спроса на ИТ-консалтинг не предвидится. Компании будут инвестировать только в незаконченные проекты, пытаясь получить от них максимальную отдачу. Но независимо от того, по какому пути пойдет кризис, уже через полгода, когда «уляжется пыль», люди вновь начнут пользоваться услугами, и в частности (а, возможно, и в первую очередь) ИТ-консалтинга – дабы понять, как с помощью информационных технологий получить наибольший эффект.
К подобным инструментам будут прибегать все компании, обладающие достаточным объемом бизнеса – высоким числом клиентов и операций. Акцент будет делаться, прежде всего, на том, какую пользу принесет бизнесу та или иная услуга или проект, не «вообще», не «в принципе», а совершенно конкретно – какой будет конечный бизнес-результат. Если раньше некоторые заказчики позволяли себе делать абстрактные модели по возврату инвестиций, причем, забывая о них сразу же после начала проекта, то сегодня подобное поведение уже мало кто сможет себе позволить. Каждый проект будет направлен на решение конкретных задач, выполнение проектов будет тщательно отслеживаться, и за всякую задержку и оплошность будут строго наказывать. В то же время в сложившихся экономических условиях именно здесь сосредоточен один из немногих источников карьерного роста. Ведь когда бизнес не растет в десятки раз, карьера менеджера зависит от внутренних проектов. Потому желающих заниматься этим, скорее всего, станет больше, хотя и мера ответственности значительно возрастет.
CNews: Сможет ли кризис повлиять на рост доли проактивной ИТ-поддержки? Как вы видите соотношение базовой технической и проактивной ИТ-поддержки в 2009 году?
Сергей Шилов: Всем поставщикам программного и аппаратного обеспечения надо быть готовыми к жестким переговорам по цене на базовую техническую поддержку – когда каждая копейка на счету, заказчики всеми силами стараются минимизировать подобные расходы. В то же время невозможно отказаться и от проактивной ИТ-поддержки. Хотя объемы такой поддержки вряд ли будут расти, скорее, начнут снижаться объемы базовой технической поддержки.
CNews: Смог ли кризис разрешить пресловутую проблему кадрового дефицита в ИТ-отрасли? Что сегодня происходит в кадровой сфере?
Сергей Шилов: Принципиально кризис пока никак не повлиял на решение кадрового вопроса в ИТ-отрасли. Понятно, что исчезнут сумасшедшие предложения по зарплате, поумерятся и запросы соискателей. Однако опытные ИТ-консультанты все равно будут стоить дорого, а наиболее талантливые из них не потеряют своей работы ни при каких обстоятельствах.
В большинстве компаний, оказывающих ИТ-услуги, пока еще не прошли сокращения, если где-то такое и происходило, то весьма локально и в минимальных масштабах. Основные же сокращения придутся на текущий год. Хотя, по моим прогнозам, уже через полгода начнется рост, и квалифицированные кадры будут востребованы. Вполне вероятно, что спрос на специалистов вновь может превысить предложение.
CNews: Какое развитие событий вы прогнозируете на рынке ИТ-услуг в 2009 году? Насколько серьезно пришлось скорректировать планы вашей компании на 2009 год?
Сергей Шилов: Первые шесть месяцев 2009 года будут крайне тяжелыми, затем начнется оживление. Разумеется, по результатам четвертого квартала 2008-го и шести месяцев этого года многие компании столкнутся с серьезными финансовыми проблемами и существенно сократят свои штаты. Если говорить о нашей компании, то клиенты не отказались от наших услуг, однако в четвертом квартале прошлого года многие из них завели разговор о скидках. Конкуренция усиливается, а потому данная тенденция сохранится. Мы не ожидаем снижения объемов работ, ведь исторически AT Consulting занимается только теми проектами, которые важны для бизнеса, однако теперь заказчики будут торговаться за каждый рубль, конечно, мы будем искать компромиссы, и, по всей вероятности, бюджеты проектов будут сокращаться. В связи с этим мы, разумеется, скорректировали планы компании на 2009 год – с учетом ожидаемой прибыли в меньшую сторону. В то же время большинство заказчиков еще не утвердили свои бюджеты, и реальный масштаб происходящего на ИТ-рынке станет понятен только в середине первого квартала этого года.
CNews: Спасибо.