|
|
Обозрение подготовлено
Об основных проблемах развития рынка ИТ-услуг, вышедших на первый план в течение последнего года, о том, какие меры предпринимают ИТ-игроки для преодоления этих сложностей, в интервью CNews рассказал президент компании «Форс-Центр разработки» Алексей Голосов.
CNews: Как изменился за последнее время российский рынок ИТ-услуг? Согласны ли вы с тем, что темпы его роста несколько сократились? Если да, то в связи с чем, на ваш взгляд?
Алексей Голосов: На мой взгляд, рынок ИТ?услуг растет достаточно быстро, и пока явного сокращения темпов не видно. Но мне кажется, что есть несколько факторов, которые препятствуют более быстрому росту. В настоящий момент рост рынка ограничивается, главным образом, способностью ИТ-сообщества выполнить на качественном уровне большое количество сложных масштабных проектов. Об этом обычно не принято говорить, потому что руководители ИТ-компаний в большинстве своем стремятся убедить рынок, что ИТ-сообщество с легкостью может справиться с решением любых задач.
В настоящий момент мы видим целый ряд проектов, которые было бы интересно реализовать. Но невозможно сделать это качественно в силу того, что не хватает ресурсов, - и у нас, и у наших партнеров, и у наших конкурентов. В своей европейской общественной деятельности мне приходилось сталкиваться с информацией о масштабном «миллиардном» проекте, от которого заказчик вынужден был отказаться из-за невозможности получить высококачественную услугу. Не хватает аналитиков, менеджеров проектов, системных архитекторов, их невозможно быстро обучить. По всей видимости, происходит следующее: проекты выполняются, но качество их реализации снижается, и в результате заказчики не всегда остаются довольны. Сегодня индекс клиентской удовлетворенности, насколько я понимаю, аналитиками рынка не изучается. Хотя вопрос о том, почему заказчики в меньшей степени удовлетворены качеством услуг, на мой взгляд, требует объяснений.
Развитию рынка ИТ-услуг отчасти мешает и то, что заказчики не всегда понимают, как информационные технологии могут помочь им в решении имеющихся бизнес-задач. Для многих компаний, работающих на волне экономического подъема, снижение издержек не является приоритетной задачей.
CNews: Отмечаете ли вы влияние трендов мирового рынка ИТ-услуг на развитие отечественного сектора? В чем оно проявляется?
Алексей Голосов: Это влияние наблюдается сразу в двух плоскостях. Бизнес-составляющая проявляется, например, в укрупнении компаний. Крупные проекты проще «завоевывать» большим компаниям. И в последние годы происходит скупка мелких компаний, нишевых игроков. В этом мировые и российские тренды совпадают.
Вторая плоскость связана с технологиями. Но и здесь, на мой взгляд, не существует какой-то драматической разницы между тем, что происходит в Европе и Америке и тем, что происходит в России. Смысл услуг состоит в том, чтобы более эффективно использовать информационные технологии для решения стоящих перед заказчиком задач. И все это понимают одинаково. Конечно, на Западе в большей степени распространена специализация. У российских компаний спектр компетенций, как правило, намного шире. И таких широкопрофильных компаний у нас существенно больше, особенно среди некрупных игроков. Отечественные ИТ-компании могут осуществлять и бизнес-консалтинг, и разработку, и техническую поддержку, и множество других работ. Не берусь судить о том, хорошо это или плохо. Но российская модель оказания комплексной услуги базируется на потребностях отечественных заказчиков.
Конечно, на рынке наблюдается повышение интереса к решениям, позволяющим оценить эффективность использования ИТ (в первую очередь, это информационный аудит). Одна из тенденций - явное стремление игроков ИТ-рынка освоить «смежную» область бизнес?моделирования. Как правило, все крупные игроки включили в свой спектр услуг практики бизнес-консалтинга.
CNews: Какие виды ИТ-услуг сегодня в наибольшей степени востребованы российским бизнесом? Как можно охарактеризовать этот спрос в отраслевом разрезе?
Алексей Голосов: В России сейчас довольно большой спрос на интеграцию приложений. Любой проект, даже если это проект в области разработки, так или иначе связан с какими-то интеграционными процессами. Очень редко приходится разрабатывать систему с чистого листа. Обычно заказчики уже используют определенные информационные ресурсы и прикладные системы.
Второе приоритетное направление – это информационная безопасность. Причем она является неотъемлемым компонентом всех частей проекта: нельзя выделить ее как «нашлепку» к системе.
Востребованы услуги, связанные с бизнес-моделированием, высок спрос на внедренческий консалтинг, на услуги, связанные с аналитикой, с извлечением знаний из накопленных данных, объемы которых огромны.
Что касается второй части вопроса – то я не думаю, что существуют какие-то специфические услуги для определенных отраслей. Мне кажется, что чем выше конкуренция на отраслевом рынке - тем более ИТ-продвинутыми оказываются его игроки. И дело не только в лучшем финансировании ИТ-проектов. Просто там, где создана объективная конкурентная среда и осознается, что с помощью ИТ можно навести порядок, фактор конкуренции может оказаться важным. Поэтому для этих компаний роль ИТ-услуг выше.
У нашей компании большую долю в бизнесе (около 50%) занимают проекты для государственного сектора. Здесь никаких существенных изменений в структуре потребляемых услуг не было. Правда, в силу ряда объективных причин рост потребления ИТ-услуг в этом сегменте немного снизился.
CNews: Какие требования отечественных заказчиков к поставщикам ИТ-сервисов вышли в последние годы на первый план, по вашим наблюдениям? Какими реалиями рынка это обусловлено?
Алексей Голосов: Я уже отмечал, что самое главное требование – это качество предлагаемых услуг. Заказчик ждет хорошего результата, и если он не достигнут – то вряд ли сотрудничество с этим исполнителем будет продолжено. При поставках техники и ПО главную роль играет ценовой критерий, по большому счету, безразлично, кто их осуществляет. Но как только возникает услуга, появляется необходимость в высоком качестве. Мне кажется, что сейчас требования со стороны заказчика возрастают. И на ИТ-рынке возникает более жесткая конкурентная среда. Известны случаи, когда крупные интеграторы (несмотря на использование мощных лоббистских механизмов) проигрывали своим менее именитым конкурентам - просто потому, что не смогли предоставить качественную услугу. Наверное, и раньше такое происходило, но сейчас этот критерий все чаще оказывается решающим.
Сегодня уровень требований растет еще и потому, что на стороне заказчиков работают «продвинутые» ИТ-специалисты: финансы позволяют компаниям приглашать в штат достаточно квалифицированный персонал. Возникает ситуация, когда уровень зарплат у заказчиков зачастую оказывается выше, чем в ИТ-структурах, и поэтому оттуда к заказчику «перетекают» ИТ-специалисты высокой квалификации.
CNews: Отмечаете ли вы кадровый дефицит, о котором много говорилось в последние годы, на рынке ИТ-услуг?
Алексей Голосов: О проблемах кадрового дефицита все говорят буквально ежедневно. Какие-то изменения в этой области, конечно, происходят. Но ведь и рынок тоже не стоит на месте - он растет. Поэтому ситуация остается сложной, особенно с системными архитекторами и менеджерами проектов. Что касается управления проектами, то даже очень хорошего и талантливого молодого сотрудника все равно не поставишь руководителем большого проекта. Хотя такие прецеденты есть, в том числе и успешные. Но это, скорее, исключение из правил. Часто такому молодому специалисту сложно отстаивать свою позицию у заказчика. И дело даже не в знаниях (они есть), а в управленческих навыках и житейском опыте.
Но совершенно загадочная для меня вещь – это ситуация на рынке java-программистов: их практически невозможно найти. Понятно, что системных архитекторов трудно подготовить, но почему нельзя быстро подготовить достаточное число java-программистов – это трудно объяснить.
Я думаю, что кадровая проблема – это общая проблема ИТ-рынка. И она, безусловно, ограничивает его рост. Конечно, ИТ-компании сейчас многое делают в этом направлении, организуют специализированные группы в вузах, предлагают специальные программы обучения для студентов, создают специализированные кафедры. Но этих мер недостаточно.
CNews: Какие методы вы используете для удержания специалистов?
Алексей Голосов: Причины желания уйти из компании бывают разными. К сожалению, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда люди хотели изменить направление своей деятельности, но не были информированы о возможностях, имеющихся внутри компании. Человек хочет, например, быть системным архитектором, но на том участке, где он работает, такой возможности нет. И он начинает искать работу на стороне вместо того, чтобы поискать ее в компании. Но сейчас подобные ситуации нам, как правило, удается разрешить силами кадровой службы.
Для многих консультантов очень важно, где именно реализуется проект. Некоторых не устраивают частые командировки. Они говорят: «Мы не хотим и не можем себе позволить уехать на долгое время из Москвы». А проекты, например, могут требовать регулярного присутствия консультанта у заказчика. Из-за этого люди тоже могут уходить.
Однако если человек в принципе решил уйти, если для него в шкале ценностей деньги стоят на первом месте, то всегда можно найти работу, где будут платить больше, чем сегодня можем себе позволить мы. Поэтому наш метод удержания - это креативная работа. Мы стараемся поддерживать людей, которые хотят профессионально совершенствоваться, помогаем им находить области наиболее эффективного применения своих способностей.
CNews: Как вы считаете, рынок зарплат для ИТ?специалистов уже перегрет? Он может рухнуть в какой-то момент?
Алексей Голосов: Думаю, что все зависит от общей экономической ситуации в стране. Разумеется, рынок зарплат не рухнет. Он порожден дефицитом ресурсов: если бы этого дефицита не было – была бы совершенно другая ситуация. Если нет ресурсов – их стоимость, естественно, поднимается. Так что есть опасение, что эти «перегретые» зарплаты пока будут продолжать расти. Но в какой-то момент рост остановится: рынок просто не сможет платить такие большие деньги за консультантов.
Результатом такой «зарплатной гонки» может стать желание небольших компаний объединиться с более крупными профессиональными игроками. Сейчас примерно десяток небольших компаний ведет с нами переговоры о более тесной совместной работе. При этом с их стороны речь не идет о желании продать свой бизнес нам. Они хотят партнерства, хотят, с одной стороны, сохранить свое лицо, с другой – получить больше шансов на рынке. Такого раньше никогда не было, эту тенденцию я наблюдаю первый год. Причем среди этих компаний не только российские, но и западные игроки. Я этим очень удивлен. Так что если говорить о новых тенденциях, то это не только поглощения, но и желание компаний найти себе «старшего брата».
CNews: Насколько серьезно различаются, на ваш взгляд, компетенции консультантов, «вырастающих» в отечественных компаниях-интеграторах и в рамках мировых брендов?
Алексей Голосов: Я не думаю, что существует какое-то серьезное отличие. Наверное, в иностранных компаниях больше внимания уделяется методологическим вопросам и вопросам управления проектами. Но и российские компании сейчас на это тратят немало усилий.
Вообще, я думаю, что уровень компетенций везде примерно один и тот же, но вот умение преподнести эти услуги на рынок у зарубежных компаний развито лучше. Такие игроки выигрывают за счет маркетинга, за счет культуры управления проектами. Как правило, у сотрудников, имеющих опыт работы в зарубежных структурах, большая внутренняя дисциплина, более внимательное отношение к отчетности. Но с точки зрения практики - специалисты российских компаний, как правило, сильнее.
CNews: Какова доля ИТ-услуг в вашем обороте в настоящее время? Как этот показатель изменился за последние годы?
Алексей Голосов: Последние годы доля услуг находится примерно на одном уровне – около 58% в обороте компании. Доля услуг в доходе компании, конечно, намного выше. Дистрибуция работает на небольшой марже, поэтому доход компании приносят, в первую очередь, услуги. В дальнейшем мы планируем одинаково интенсивно развивать и дистрибуцию, и услуги. Но какая часть нашего бизнеса будет развиваться более эффективно – покажет рынок. Возможно, мы будем привлекать инвестиции для развития практик в области консалтинга, потому что это более прибыльный бизнес.
CNews: Развитием каких ИТ-услуг вы занимаетесь сейчас наиболее активно?
Алексей Голосов: В связи с тем, что Oracle покупает большое количество новых продуктов, у нас все время расширяется технологический спектр, идет развитие внедренческого консалтинга. Сейчас мы все больше внимания уделяем бизнес-аналитике. Думаем о том, чтобы заняться информационным аудитом. У нас будет расти доля проектов в области интеграции приложений. Но ничего революционного в расширении спектра ИТ-услуг у нас не произойдет. Мы выводим на рынок услугу по расширенной технической поддержке (технологический консалтинг). Мы занимались этим и раньше, но сейчас это оформлено как самостоятельное направление бизнеса. Продолжит развитие и учебно-консультационный центр «Форс». Будут развиваться услуги, предлагаемые нами совместно с Oracle («Партнерская академия», технологический центр для партнеров-разработчиков - IMC).
CNews: Насколько интересен для вас рынок ИТ-аутсорсинга в ближайшей перспективе?
Алексей Голосов: Это достаточно интересная и привлекательная форма взаимодействия с заказчиком. Организации невыгодно держать у себя квалифицированных специалистов за достаточно большие деньги в случае, когда потребность в этих услугах эпизодична. Никто ведь у себя не заводит отдельную пожарную команду или скорую помощь. В области техподдержки компании придут к аутсорсинговой модели быстрее всего. Хотя заказчики очень боятся утечки данных, поскольку в России пока еще нет нормального правового поля, и всегда существует опасность, что конфиденциальная информация окажется в руках конкурентов.
Отчасти аутсорсинг проявляется уже в том, что заказчик отдает разработку внешним подрядчикам. Люди не держат у себя команду программистов, они дают задание сторонней компании на разработку и внедрение решения. Вся наша разработка – это тоже в каком-то смысле аутсорсинг. Конечно один из наиболее интересных видов аутсорсинга – это аутсорсинг бизнес?процессов, но я не уверен, что российские заказчики сегодня к этому готовы.
CNews: Спасибо.