|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг в РоссииОбзор подготовлен
CNews: Какие изменения вы наблюдаете на российском рынке ИТ-услуг в контексте глобальных экономических перемен?
Андрей Тамбовский: Кризис ускорил уже наметившуюся до его наступления тенденцию – стремление к повышению эффективности имеющихся систем, приобретение услуги вместо покупки оборудования или ПО. Поскольку часть проектов была заморожена, сейчас возник эффект отложенного спроса. Сильнее стала ощущаться потребность в обновлении как оборудования, так и ПО. Вместе с тем, заказчики стали внимательнее относиться к эффективности сделанных ими инвестиций в ИТ и готовы приглашать для этого профессионалов.
Самостоятельно заказчикам довольно трудно ориентироваться в том «море» программных продуктов и услуг, которые существуют на сегодняшний день. К примеру, продуктовый ряд одной только корпорации Oracle насчитывает несколько тысяч позиций. Новые технологии стремительно развиваются, все более усложняясь. И для понимания их возможностей сейчас требуется не только глубокое владение экспертизой, но и системные знания.
С другой стороны, бизнес уже достиг определенного уровня ИТ-зрелости, у заказчиков накоплены значительные информационные ресурсы. Важно максимально сохранить их, не отказываясь от действующих систем при переходе на новые технологии. Мы предлагаем путь непрерывного развития и последовательной интеграции информационных систем и видим, что спрос на услуги технического консалтинга растет с каждым годом все больше. Причем, в дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться.
CNews: Какие направления технологического консалтинга пользовались в течение последнего года наибольшим спросом у российских заказчиков? Чем этот спрос был обусловлен?
Андрей Тамбовский: Наша практика показывает, что наиболее востребованными являются услуги, позволяющие поддерживать и развивать существующую ИТ-инфраструктуру не путем наращивания вычислительных мощностей, а путем повышения производительности имеющихся. К ним относятся: аудит информационных систем, анализ производительности СУБД и выработка рекомендаций по повышению ее производительности, миграция на обновленные версии базового и прикладного ПО, реализация пилотных проектов для демонстрации возможностей новых программных продуктов, а также услуги по расширенной технической поддержке. Кроме того, наши специалисты консультируют заказчиков по всему стеку продуктов Oracle и помогают освоить эти технологии на практике.
CNews: Как изменились требования заказчиков к ИТ-консультантам? По-прежнему ли известность компании и цена предложения являются определяющими факторами при выборе ИТ-партнера?
Андрей Тамбовский: Разумеется, требования заказчиков со временем меняются. Если раньше они предпочитали приглашать специалистов с глубокой экспертизой по достаточно узкой тематике, то сегодня нужны, в первую очередь, люди, обладающие системным мышлением, хорошо знающие плюсы и минусы каждого решения, умеющие увидеть картину в целом. Вот почему сейчас так востребованы аналитики и архитекторы ИТ-систем, которые, выслушав требования заказчика, помогут ему подобрать тот набор инструментов, который позволит построить оптимальное по своим характеристикам решение, точно соответствующее поставленным задачам.
При выборе подрядчика решающими факторами являются цена предложения, опыт и деловая репутация интегратора. Считалось, что открытые конкурсы станут панацеей от коррумпированности ИТ-рынка, от недобросовестных поставщиков. Но сейчас стало очевидно, что действующие правила проведения конкурсов на приобретение продуктов и услуг не работают - особенно в тех случаях, когда речь идет не о поставках «коробок», а о сложных услугах, таких как технологический консалтинг. Ведь для компании-интегратора ИТ-проект – как ребенок: он развивается, растет, взрослеет. Представьте себе, что мы каждый год объявляем конкурс на «лучшего родителя» этому ребенку, и при этом основным критерием выбора является принцип «кто больше денег принесет». Ведь, как правило, все такие проекты – многолетние. Очевидно, что проект должны сопровождать квалифицированные специалисты, которым хорошо известны его особенности и предпочтения заказчика.
Не умаляя важную роль ИТ-специалистов заказчика для получения ожидаемого результата, хотелось бы подчеркнуть огромное значение правильности выбора исполнителя проекта (особенно, когда речь идет об уникальных сложных информационных системах), от которого зависит очень многое – вплоть до выбора программных инструментов и построения готового решения. Проект – это своего рода интеллектуальный продукт, в чем-то – интеллектуальная собственность. Но существующие правила таковы, что на любом этапе интегратору могут сказать: «Все, спасибо, до свидания». И все наработки по проекту он обязан будет передать заказчику, а тот - компании, которая выиграла очередной конкурс, пообещав сделать то же самое, но за «три копейки» (чего в жизни не бывает).
Выбор победителя конкурса не может основываться на каком-то одном критерии, их спектр должен быть как можно более полным. Помимо базовых – цены и сроков осуществления проекта, следует учитывать имеющийся опыт работы компании в данной отрасли, а также портфолио аналогичных выполненных проектов. Кроме того, интегратор должен иметь требуемое вендором количество специалистов определенного уровня. На одной чаше весов здесь экономические аспекты – чье предложение выгоднее, а на другой – вопросы качества получаемой услуги, которое может быть обеспечено только соответствующими технологическими компетенциями специалистов подрядчика. Соответствие перечисленным требованиям - это показатель того, что ИТ-компания способна успешно справиться с поставленными задачами. Ценовой параметр, конечно, тоже важен. Но он не должен перетягивать все остальные на свою сторону. К счастью, такое понимание существует уже на самом высоком уровне, и есть надежда, что закон о госзакупках в скором времени будет пересмотрен.
CNews: Как бы вы изменили существующие правила?
Андрей Тамбовский: Наша компания выступала с пакетом предложений по пересмотру законодательных основ практики ведения проектных тендеров. Например, сейчас правила для всех видов ИТ-проектов едины. Наше предложение состоит в том, чтобы четко разделить ИТ-проекты на два типа – поставки продуктов и поставки услуг.
Далее: если мы говорим о проектах, связанных с предоставлением ИТ-услуг, необходимо понимать, что к крупным проектам нельзя подходить с теми же мерками, что и к небольшим. Нужно сегментировать проекты в зависимости от их бюджетов и сложности. Должна быть введена шкала «легких» и «тяжелых» показателей, и квалификация компании должна стать самым весомым критерием в этой шкале.
Еще одно наше предложение состоит в отмене обязательных ежегодных тендеров на выбор партнера по технической поддержке уже реализованного проекта. Сейчас законодательство требует ежегодного проведения конкурса. У нас есть проекты, которые мы ведем годами (например, проект в ФТС РФ). Заказчики сами хотят, чтобы мы оставались их сервис-провайдерами. Но они не могут это сделать, поскольку по закону обязаны – хотят того или не хотят – ежегодно проводить конкурс. Это абсолютно парадоксальная ситуация: все стороны хотят сотрудничать, но по закону они не могут этого делать без ежегодного тендера, на проведение которого требуется, помимо прочего, уйма денег и времени.
При этом организатор тендера редко выходит из него без претензий со стороны органов власти. У заказчиков, отказавшихся сотрудничать с некомпетентным ИТ-подрядчиком, могут возникнуть неприятности, с них потребуют объяснений по поводу отказа. В общем, от такого подхода «плачет» весь рынок – и поставщики, и заказчики. Никому не выгодны такие правила игры. Но, тем не менее, на законодательном уровне пока с этой проблемой никто не борется.
Директор по партнерским программам компании «Форс» Андрей Тамбовский: "Самостоятельно заказчикам трудно ориентироваться в том «море» программных продуктов и услуг, которые существуют на сегодняшний день"
CNews: Какие отрасли российской экономики доминировали в 2009-2010 гг. с точки зрения уровня потребления ИТ-услуг? Какие факторы этому способствовали?
Андрей Тамбовский: Спрос на образование, знание, обмен информацией не уменьшался даже в кризис. Соответственно, на первый план сегодня выходит коммуникация во всех ее видах и формах. Сейчас мы наблюдаем бурное развитие телекоммуникационной отрасли – одной из наиболее зрелых и консолидированных в нашей экономике, главного потребителя высокотехнологичных ИТ-услуг.
Второй лидер по ИТ-зрелости – банковская отрасль. Банковский бизнес становится все более клиенто-ориентированным, банки стараются непрерывно расширять спектр своих продуктов, предоставляя персонализированные услуги в отличие от преобладавших ранее стандартных. Интернет-банкинг, удаленное получение услуг – все это требует соответствующей развитой инфраструктуры, каналов связи, вычислительных мощностей, самых современных технологических решений, в числе которых - «облачные» технологии.
CNews: Эксперты рынка говорят о посткризисном всплеске спроса на ИТ-консультантов в 2010 г. Насколько ваш опыт подтверждает эти тенденции? Какие именно компетенции сегодня требуются от ИТ-консультантов в первую очередь?
Андрей Тамбовский: Спрос на высококвалифицированных консультантов был всегда. Таким он и остается. ИТ-системы сегодня перестали быть простыми учетно-отчетными инструментами. Зачастую, для того, чтобы получить те преимущества, которые способна дать информационная система, требуются особые знания и умения. К примеру, как бы хороша ни была BI-система, без талантливого аналитика, постановщика задач она – мертвый груз. Поэтому задача высококвалифицированных ИТ-специалистов – подобрать для заказчика то решение, которое позволит ему получить дополнительные конкурентные преимущества. Например, предлагаемый нами высокопроизводительный программно-аппаратный комплекс Oracle Exadata Database Machine позволяет ускорить обработку данных и работу приложений в десятки раз. И если раньше люди получали нужную им информацию только по результатам вчерашнего дня, то теперь они имеют возможность анализировать ее он-лайн и быть на шаг впереди конкурентов.
CNews: Какие новые услуги в области технологического консалтинга появились в портфеле вашей компании за последний год? Чем был обусловлен ваш интерес к развитию этих направлений?
Андрей Тамбовский: Наше главное преимущество состоит во владении широким спектром технологий Oracle, причем речь идет о знании на самом глубоком уровне. Имеющийся у нас опыт решения самых разных задач – от повышения производительности систем до ИТ-аудита и миграции на новые версии базового ПО - подкреплен тесным сотрудничеством с ИТ-службами заказчиков. Это позволяет нам быть в курсе наиболее актуальных для бизнеса задач и предвосхищать возникновение возможных проблем.
Важнейшим для нас событием прошлого года явилось слияние Oracle и Sun и, соответственно, появление готовых интеграционных решений нового типа, включивших одновременно и программную, и аппаратную часть. Таким флагманским решением является уже упоминаемая ранее Oracle Exadata Database Machine - мощнейший по производительности программно-аппаратный комплекс, не имеющий на сегодняшний день равных по своей функциональности. Это не просто оборудование, обеспечивающее высокую скорость обработки данных: Oracle Exadata Database Machine воплощает собой концепцию полностью готового интегрированного решения с предустановленным ПО. Не наращивая дополнительные серверные и дисковые мощности, заказчик получает в десятки раз более высокую производительность при крайне низком уровне энергопотребления.
Мы как ведущий партнер Oracle в России уже продвигаем этот продукт. В сентябре нами был проведен тренинг для партнеров «Форс», где слушатели имели возможность первыми в России протестировать реальный образец действующей Oracle Exadata Database Machine, получить информацию об архитектуре, функциональности, преимуществах этого решения, овладеть навыками администрирования системы.
Более того, мы создали для своих партнеров новую услугу - тестирование любых приложений на действующей Oracle Exadata Database Machine, чтобы они могли самостоятельно оценить преимущества этого решения . Мы уверены, что банки, крупные телекоммуникационные операторы, ЦОДы проявят интерес к этой услуге и не упустят возможность сократить эксплуатационные расходы в десятки раз, повысив одновременно с этим производительность работы своих систем.
Проблема, с которой мы постоянно сталкиваемся – это необходимость сохранить у заказчика то, что уже построено. При этом в процессе реализации проекта бизнес должен получить новые современные технологии, отвечающие запросам завтрашнего дня. Вот почему интеграционная составляющая в наших проектах становится все более существенной. Задачу совместимости «нового» со «старым» мы умеем решать очень хорошо. Это – проверенный путь.
CNews: Какие новые ИТ-услуги пользуются наибольшим интересом со стороны ваших партнеров? Как партнерская сеть способствует их продвижению?
Андрей Тамбовский: «Форс» исторически был носителем знаний в области технологий Oracle: люди, создававшие компанию, занимались базами данных Oracle еще в 80-е годы. Региональные ИТ-компании тянулись к нам всегда, поэтому можно говорить о том, что партнерская сеть «Форс» появилась еще задолго до того, как Oracle внедрила модель партнерской программы. Так сложилось, что уже фактически существовавшая у «Форса» практика была подкреплена корпоративными стандартами и правилами.
Мы занимаемся поддержкой партнеров, в первую очередь - с точки зрения повышения уровня их знаний и компетенций. В существующей на базе «Форс»партнерской академии Oracle действует ряд программ, нацеленных на быстрое получение конкретного бизнес-результата. Например, мы обучаем проведению миграции с конкурирующих платформ на СУБД Oracle. Помимо этого, помогаем формировать партнерские проектные команды для осуществления тех или иных проектов, поскольку хорошо знаем, у кого из партнеров по каким продуктам и услугам имеется наилучшая экспертиза. Причем, рекомендуем партнеров не только своим заказчикам, но и друг другу.
Между тем, существует ряд услуг, которые могут получить только участники партнерской сети «Форс». Одной из них является тестирование приложений заказчиков на программно-аппаратном комплексе Oracle Exadata Database Machine. Пока никто кроме нас этого не делает. Мы учим своих партнеров работе с этим продуктом, приглашаем зарубежных консультантов – абсолютных авторитетов в этой области - для проведения тренингов. Очень важно знать, каким образом надо настроить систему, чтобы заказчик смог использовать ее наилучшим образом.
CNews: Расскажите о последних проектах, включающих существенную сервисную составляющую? Каковы особенности реализации этих проектов?
Одним из крупнейших является проект по созданию автоматизированной системы управления «Объединенная диспетчерская служба департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы». Разработанная нами система предназначена для автоматизации деятельности профильных управлений департамента и оперативных диспетчерских служб учреждений инженерной службы районов, округов и муниципальных предприятий города Москвы, выполняющих функции заказчиков по уборке и содержанию объектов дорожного хозяйства. В 2008 г. было подготовлено техническое задание и выполнено проектирование первой очереди системы. В 2009-2010 гг. сразу несколько очередей спроектированной системы прошли опытную эксплуатацию. Надеемся, многие заметили, что на улицах города стало заметно чище. Во многом – это и наша заслуга.
Также хотелось бы отметить крупнейший в Европе проект с использованием инструментального средства для регламентации, анализа, моделирования и управления бизнес-процессами Casewise Corporate Modeler, выполненный нами для МТС. В рамках этого проекта была создана модель организационной структуры и карта процессов компании, включающая около 30 тыс. различных объектов визуального представления и более 300 утвержденных регламентов процессов. Главным итогом проекта стало то, что заказчик получил актуальную картину деятельности компании, включающую схемы бизнес-процессов, организационных структур и многое другое, что фактически стало основным источником информации для эффективного управления бизнес-процессами.
Кроме того, продолжается разработка аналитической витрины для хранилища данных по заказу Росфинмониторинга, развитие информационных систем в ФТС РФ, осуществление проекта по обеспечению безопасного доступа к данным в Промсвязьбанке и ряд других.
CNews: Какие тенденции будут наблюдаться на российском рынке ИТ-услуг в ближайшие год-два, по вашим прогнозам? Какие факторы будут определять развитие этого рынка?
Андрей Тамбовский: Российский рынок ИТ-услуг интегрирован в мировой рынок. Поэтому все тенденции, характерные для этого сегмента в глобальном масштабе, несмотря на наше отставание, присущи ему и в России.
На мой взгляд, среди актуальных трендов следует отметить «облачные» вычисления и отдельные приложения, которые не могут существовать без «облака». Для нас как для поставщиков решений для ЦОД актуальной темой является идеология Elastic Cloud. Она заключается не просто в устранении неизбежности возрастания нагрузки вследствие роста количества задач, но и в снижении уровня вовлеченности ресурсов в те моменты, когда большая нагрузка не требуется. Технология Elastic Cloud предусматривает самостоятельное отключение невостребованных мощностей (серверов) при снижении нагрузки и подключение при ее возрастании.
Важной тенденцией остается взаимопроникновение технологий. Большое будущее также за мобильными приложениями. К примеру, если понадобилось решить какую-то локальную задачу, нет нужды покупать целое бизнес-приложение. Достаточно зайти в «облако», подключиться к этому приложению, воспользоваться им в необходимом объеме и впоследствии оплатить только время его фактического использования.
Можно, конечно, много говорить о том, что «облака» – это здорово, что это «наше все». Но мы никуда не сможем продвинуться, если к этим «облакам» не будет доступа, не будет каналов связи. Тем не менее, сегодня мы являемся свидетелями начала грандиозных изменений, когда применение «облачных» технологий в массовом масштабе изменит не только привычный бизнес-ландшафт, но и саму модель потребления ИТ-услуг в России.
CNews: Спасибо.