|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг 2011Обзор подготовлен
Несмотря на то, что облачные технологии все успешнее завоевывают рынок и аналитики предрекают им взрывной рост, заказчики относятся к технологическим новшествам с опаской. Причиной тому неочевидность экономической целесообразности перехода в облако и целый ряд законодательных неувязок.
Пока корпоративные облака в России превалируют над частными. По данным IDC, в 2010 году объем рынка публичных облачных услуг составил в России $13 млн против $4,8 млн в 2009 году. При этом на частные облака в прошлом году пришлось $22,08 млн. Пока публичный сектор невелик, но его ожидаемые темпы роста существенно выше, чем показатели любых других ИТ-услуг.
Эксперты IDC прогнозируют, что к концу 2015 года объем российского рынка публичных и частных облаков в целом составит $1,2 млрд, то есть будет расти в среднем на 100% в год. Специалисты компании Check Point отмечают, что облачные услуги перспективны из-за простоты масштабирования.
Возможность начать с минимальных инвестиций, будучи готовым моментально запустить новые мощности, дает значительные конкурентные преимущества. Яркий пример – Twitter. Вначале основатели пытались построить систему традиционным образом, на собственных серверах. Но быстро столкнулись с тем, что не успевали наращивать мощности. И только переход в облака позволил им сделать резкий скачок в развитии.
Эксперты компании Softline отмечают, что развитие российского направления облачных услуг будет интенсивнее западного, так как есть возможности анализировать, куда и как идет область и проецировать на российский рынок только положительные тенденции. Так, эксперты компании Parallels отмечают, что сейчас мировой рынок публичных облаков составляет около $20 млрд, а расти будет со скоростью 20–25% в год.
Что касается российского рынка публичных облаков, то специалисты прогнозируют его рост от 100 до 300% в 2012 году. Parallels озвучивает цифру в $70 млн и рост на 100% (без учета хостинга), Softline предсказывает трехкратный рост, а эксперты компании "Логнекс" (сервис "МойСклад") – увеличение рынка в 4-5 раз в денежном выражении. При этом эксперты Parallels отмечают, что многие российские аналитики не принимают во внимание значительную часть рынка – хостинг. Это направление стоимостью $150 млн, которое быстро переходит на облачные технологии. Отчеты, например, IDC приводят цифру примерно в 15 раз меньше просто потому, что учитывают только тех провайдеров, которые сами называют свои сервисы облачными.
Аналитики Citrix Systems говорят, что взрывной рост рынка публичных облаков в России связан с тем, что расти он будет "с нуля". Пока в стране есть лишь небольшое количество публичных облаков, и до недавнего времени это была лишь дань моде. Основными драйверами роста станут телекоммуникационные компании – "большая тройка" и "Ростелеком".
Больше половины денег из $8,6 млрд, которые в 2010 году тратил малый бизнес на облачные услуги в США, – отмечают специалисты Parallels, – приходилось на аренду инфраструктуры (физических серверов, виртуальных серверов (VPS), managed-инфраструктура). То же самое характерно для рынка Германии, где из $770 млн на IaaS (аренду инфраструктуры) приходилось $460 млн. В России примерно половина рынка облаков также приходится на IaaS. 40% – сервисы коммуникации и совместной работы, например Hosted Exchange, Hosted Share Point, Bitrix, оставшиеся 10% – всевозможные SaaS (SugarCRM, Salesforce, "Мое Дело", "Эльба").
Несмотря на то, что конечная цель любой компании малого и среднего бизнеса – конкретные приложения, то есть SaaS-услуги, еще долгое время будет сохраняться интерес к IaaS. Также наблюдается рост интереса к аренде виртуальной инфраструктуры, которая удобнее, чем классический VPS-хостинг, и является основой для сервисов более высокого уровня – PaaS и SaaS.
Однако, по мнению Citrix Systems, направление SaaS охватывает почти 100% рынка публичных облачных услуг. Многие компании уже запускают CRM и другие системы из облаков, используя, например, SalesForce. Наверняка эта тенденция сохранится. Также одним из перспективных направлений является предоставление рабочих мест (десктопов) как услуги, которое скоро займет немалую часть рынка публичных облаков.
С подавляющей ролью SaaS согласны и эксперты Orange Business Services, заявляющие, что на эти решения приходится 90% рынка публичных облачных услуг в России. Они же являются и главным драйвером роста рынка облачных услуг. Но и у IaaS-решений большие перспективы, уже сейчас видны серьезные темпы роста. По данным Orange Business Services, в 2012 году объем рынка SaaS в России увеличится на 20%, IaaS же на 75%. Что касается отдельных услуг, то коммуникации являются лидерами среди потребляемых облачных сервисов SaaS. Ряд крупных поставщиков корпоративного ПО, такие, как Microsoft, SAP и Oracle, активно развивают облачные модели доставки своих популярных программных пакетов. То есть объем SaaS-услуг будет расти еще и за счет снижения объемов закупок лицензий по традиционной модели. Этот тренд будет больше заметен в сегменте небольших и средних компаний, отмечают в Orange Business Services.
Специалисты Softline также говорят, что в ближайшее время ситуация не будет меняться критически. Первое место в рейтингах популярности SaaS-решений будут занимать сервисы для совместной работы, такие, как Google Apps и Office 365 от Microsoft – они составят более 60% рынка. 40% будет распределяться между остальными решениями, причем на первый план выйдут средства защиты от вредоносного ПО. Более заметны будут SaaS-проекты по тяжелым решениям, например SAP.
Эксперты "Логнекс" резюмируют: в ближайшей перспективе 10% будет приходиться на CRM, 40% – на коммуникации и совместную работу, 35% – на облачный хостинг (включая интернет-магазины), на ERP (включая бухгалтерию) – 15%. В целом в 2012 году количество пользователей SaaS вырастет примерно в 3–4 раза (на 200–300%). Больший рост в денежном выражении по сравнению с процентами связан с тем, что тарифы сервисов в среднем растут.
Эксперты дружно заявляют, что публичные облака интересны в первую очередь малому и среднему бизнесу. Так, на этот сектор в мире приходится примерно $1100 млрд, то есть 40% всех денег, которые тратятся на информационные технологии, включая телекоммуникационные сервисы.
На рынке облачной автоматизации торговли в 2012 году соотношение по выручке между отраслями будет приблизительно таким: оптовая торговля 40%, интернет-магазины 30%, розница 20%, производство 7%, услуги 3%, – прогнозируют эксперты "Логнекс", исходя из анализа своих клиентов. Softline отмечает, что самыми активными потребителями облачных услуг останутся розница и промышленность – сегменты очень обширные, поэтому они будут приносить поставщикам более 70% дохода.
Интересное мнение высказывают аналитики Citrix Systems: когда будет построено первое действующее государственное публичное облако, его станут использовать многие госструктуры. Поэтому, как это ни странно, огромная доля рынка публичных облаков придется на государственный сектор. Но это, разумеется, в том случае, когда такое облако будет запущено в эксплуатацию. Пока же первыми массовыми потребителями услуг публичных облаков в нашей стране останутся средние и малые компании.
Директор отдела информационных технологий компании "Ланч" Максим Шарапов рассказывает, что его компания пока тестирует систему управления задачами "Мегаплан": "Вообще она существует в двух видах – в виде облачного сервиса и в виде отдельного программного продукта, на который можно купить лицензии и установить в компании. Мы выбрали облачную версию как легко запускаемую и не требующую больших инвестиций. Нам не нужно покупать отдельное серверное оборудование, лицензии, которые потом мы, возможно, использовать не будем, или будем, но в сокращенном объеме. Облачные технологии – мечта любого современного ИТ-директора, так как они позволяют не заботиться о рутинном обслуживании большого количества оборудования и ПО и максимально сконцентрироваться на решении бизнес-задач".
"Нопри использовании облачных технологий остается немало открытых вопросов: нет гарантий доступности необходимого сервиса (он в любой момент может "упасть"), незрелость отечественного рынка по работе с договорами с SLA и со штрафными санкциями, недоверие бизнеса к внешним площадкам хранения конфиденциальной информации, неразвитость отечественного облачного рынка и как результат – невысокая рентабельность для бизнеса в сравнении с зарубежными сервисами, - продолжает он. - Таким образом, мы не готовы сейчас работать с облачными технологиями для ключевых процессов нашего бизнеса, но с удовольствием используем их как тестовую среду для проработки новых и для повышения эффективности старых бизнес-сервисов".
Алексей Кинебас, директор подразделения технической архитектуры глобальных информационных технологий Jappan Tobacco International говорит, что его компания уже несколько лет присматривается к внешним поставщикам облачных технологий, в частности, к сервисам Microsoft. "Мы рассматриваем использование этих технологий как возможность снизить затраты на ИТ-сервисы. Этого можно достичь за счет сокращения инфраструктурных расходов и снижения нагрузки на персонал. Но пока получается, что наши внутренние затраты на содержание некоторых сервисов (например, электронная почта) конкурентоспособны по отношению к стоимости услуг, которую предлагает Microsoft”.
“При интеграции в облако мы можем потерять гибкость и самостоятельность в вопросе внедрения новых сервисов. Кроме того, в транснациональных компаниях внедрение облачных технологий может быть затруднено требованиями законодательства некоторых европейских стран, - продолжает он. - В частности, один из ЦОДов Microsoft, на котором базируются облака этой компании, находится в Ирландии. Тогда как Германия и Австрия требуют, чтобы серверы, обслуживающие почтовые адреса сотрудников зарегистрированных там компаний, находились в этих странах. Так что пока не торопимся обращаться к внешним поставщикам облачных решений, хотя и держим руку на пульсе".
"В моей прошлой компании было несколько попыток использования публичных облачных сервисов, – делится опытом Алексей Максимачев, ИТ-директор, член правления SPb CIO Club. – По разным причинам от многих из них мы вынуждены были отказаться. То есть или отказывались от сервиса вообще или пользовались аналогичным сервисом в частном облаке. Из публичных облачных сервисов в компании прижились разве что Gmail (хостинг корпоративной почты от Google), Googlemaps, TeamViewer и Conceptboard".
Сергей Клещенок, ИТ-директор "Северной компании", член Правления SPb CIO Club, говорит, что в компании пользуются сервисом dropbox – как единственным удобным для синхронизации документов между разными платформами (PC, MAC, iOS, Bada): "Также он полезен, когда нужно кому-то отправить большой файл, который по почте не проходит. Еще один сервис – xMarks – используется для синхронизации закладок между различными интернет-браузерами. Надо бы попробовать Google-docs и Office 365, но пока не возникало такой потребности".
Наталья Суслова