|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг 2011Обзор подготовлен
Сегодня большинство отечественных компаний слабо представляет преимущества и сферу применения облачных сервисов. Тем не менее, уже в скором времени бухгалтерия, управление логистикой, документооборот между коммерческими контрагентами и даже с государством могут переместиться в облака.
Несмотря на все более высокие темпы проникновения облачных сервисов, мало кто из потенциальных клиентов знает об их преимуществах, еще меньше компаний внедряли их. "В большинстве агентств недвижимости доминирует не слишком искушенный в информационных технологиях персонал, – рассказывает об опыте внедрения облаков в своей отрасли управляющая филиалом агентства недвижимости "Красная горка" Екатерина Логвинова. – Для многих термины CRM или SaaS – нечто из области "китайской грамоты".
Однако, по ее словам, в связи с внедрением передовых информационных технологий риэлтерский рынок претерпевает существенные изменения. Совсем скоро лидирующие позиции на нем будет обеспечивать не разветвленная филиальная сеть, а высокотехнологичные методы работы. Действительно, если раньше информацию об объектах и клиентах можно было найти, только используя собственные связи либо специализированные форумы, то сегодня в интернете существует масса ресурсов, на которых любой желающий может купить-продать квартиру, сдать-снять офис. Если прибавить к этому отмену лицензирования риэлтерской деятельности и большое количество частных маклеров, то картина становится и вовсе удручающей для тех, кто работает по "классической" схеме.
Чтобы не остаться "за бортом" технического прогресса, Екатерина Логвинова советует коллегам активнее применять новые технологии и присмотреться к облакам. Снижение рентабельности риэлтерского бизнеса ставит на повестку дня вопрос жесткой экономии. Поэтому облачные технологии прекрасно вписываются в новую концепцию развития.
СМБ является основным адресатом облачных сервисов. Однако его присутствие в российской экономике очень мало, что сдерживает развитие этого сектора. Но все же экономический эффект уже обозначился, и аналитики оптимистично оценивают перспективы.
Сегодня объем российского рынка облачных услуг, по разным оценкам, составляет не более $75-100 млн. "В большинстве развитых западных стран он уже примерно в 10 раз больше. Потенциал более чем существенный. По данным профильных исследовательских компаний, расходы на облачные сервисы растут в среднем в 4 раза быстрее, чем ИТ-рынок в целом. Мы ожидаем экспоненциального роста сектора в России в ближайшей перспективе", – прогнозирует старший аналитик "Риком-Траст" Владислав Жуковский.
Сегодня наибольшей популярностью в России пользуются сервисы по аренде ИТ-инфраструктуры, они занимают больше половины рынка. Ключевыми провайдерами являются дата-центры и системные интеграторы, многочисленные хостинг-провайдеры, чья деятельность в основном направлена на малый и средний бизнес. "SaaS-сервисы в России только набирают обороты, и, в отличие от развитых стран, имеют свою специфическую направленность. Так, в первую очередь популярны сервисы, которые "облегчают жизнь" предпринимателям: сдача отчетности, электронный документооборот", – рассказывает директор по маркетингу и работе с партнерами компании Parallels Константин Анисимов.
По мнению аналитика "Финам Менеджмент" Анны Зайцевой, на данном этапе востребованы стандартные решения, аналогичные существующим традиционным сервисам (хостинг, серверы, системы хранения) и коробочным продуктам (офисные решения, учет и финансы, бухгалтерия, управление, логистика).
Следуя моде, многие классические сервис-провайдеры "приклеили" к своим услугам термин "облачные". Облачными стали почтовые сервисы, сервисы хранения файлов и фотографий, хостинги. "Наиболее адекватными, на мой взгляд, можно назвать облачные сервисы, предоставляющие вычислительные ресурсы как сервис (Infrastructure as a Service, IaaS, например ИТ-Град, parking.ru) и приложения как сервис (Software as a Service, SaaS, например Google Docs, Office 365)", – говорит начальник отдела проектирования вычислительных систем и комплексов департамента инфраструктурных решений "Энвижн Груп" Антон Захарченко. Все большей популярностью пользуются услуги, предлагающие виртуальные серверы. Такие сервисы позволяют быстро и просто получить вычислительные мощности, обеспечить необходимый уровень доступности и отказоустойчивости, оговоренный в SLA с провайдером, и, самое главное, избавиться от затрат на приобретение, трансформировав их в операционные расходы.
Однако такой подход нивелирует главное преимущество облачных технологий – высокую скорость внедрения новаций за приемлемые деньги. На развитых рынках бизнес использует эти сервисы для формирования конкурентных преимуществ. "На Западе традиционные SaaS-сервисы решают задачи эффективности бизнеса: CRM-системы, управление складом, совместная работа удаленных сотрудников", – отмечает Константин Анисимов.
Видимо, спрос на эффективность определит следующее направление развития отечественного рынка облачных технологий. "Облачные технологии позволяют более рационально использовать ресурсы, получать удобный сервис по приемлемой цене, сокращать издержки, проводить тонкую настройку в рамках потребностей каждой конкретной компании. В дальнейшем, вполне вероятно, сфера применения облачных технологий будет расширяться, в том числе, в розничном сегменте", – уверена Анна Зайцева.
Какие публичные облачные сервисы, по оценкам экспертов, будут интересны рынку в среднесрочной перспективе? Пока мало локальных сервисов. "Тут работает закон спроса и предложения. Все, что востребовано, постепенно появляется в виде облачных сервисов. Так уже есть примеры CRM и ERP-систем, систем документооборота и бухгалтерских приложений. В ближайшее время они будут множиться, как грибы после дождя. И тут один из ключевых моментов - понимать соответствие конкретного решения собственным потребностям, правильно оценивать его надежность и возможность интеграции с другими решениями", – отмечает Антон Захарченко.
Крайне важная потребность, которую отметили почти все опрошенные эксперты – возможность миграции облачного сервиса на другие решения. То есть смена поставщика, платформы или переезд на собственную платформу (в случае значительного роста бизнеса). "Интересно было бы поработать над темой предоставления специализированных приложений для различных индустрий по модели SaaS. Например, конкретно для банковской сферы, энергетики, промышленности, обрабатывающей и добывающей отраслей", – мечтает ведущий эксперт по направлению Cloud Services компании "Инфосистемы Джет" Ольга Зайченко. Но пока заказов по этим направлениям крайне мало.
Ну и, конечно, на повестке дня остается совершенствование. "Сегодня очень слабая насыщенность публичных облачных сервисов по всем сегментам. Поэтому интересными могут быть любые проекты, в том числе дублирующие или улучшенные версии ныне существующих традиционных систем", – считает Константин Анисимов.
Он отмечает три наиболее перспективных сегмента. Во-первых, сервисы, позволяющие вести полноценную бухгалтерию по модели SaaS. Сегодня коммерческие компании только-только делают первые шаги в этом направлении, например компания "1С". Но есть и успешно функционирующие решения, но они касаются компаний с упрощенным налогообложением. Во-вторых, сервисы, решающие проблему документооборота между компаниями, а также документооборот с государством. Тем более что самим государством предпринимаются конкретные шаги, чтобы сделать электронный документооборот между компаниями юридически значимым. Ну и в-третьих – CRM-решения.
Максим Логвинов