|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг 2011Обзор подготовлен
В посткризисный период на рынке ИТ-консалтинга отмечается рост конкуренции и серьезное повышение профессионализма как заказчиков, так и исполнителей. Последний, в частности, неразрывно связан с оценками эффективности этой услуги, то есть с KPI определенных консалтинговых проектов.
С одной стороны, показатели эффективности для каждого отдельного консалтингового проекта разные. "KPI мы всегда обсуждаем с заказчиками на этапе формирования концепции проекта, поскольку требования у всех предприятий разные – в зависимости от отраслевой, региональной и индивидуальной специфики", – говорит представитель компании "Ланит". Тем не менее, можно выделить несколько традиционных KPI, применимых для большинства решений: сроки, бюджет, функционал, техподдержка.
Эксперты дружно отмечают, что кризис научил людей считать деньги. "Сегодня бизнес к внедрению любого нового продукта, системы и услуги подходит с точки зрения его экономической целесообразности. Это в полной мере относится и к консалтинговым услугам, и к аутсорсингу", – говорит Александр Талалыкин, директор по информационным технологиям компании "Евросеть". Клиенты стали осторожней относиться к затратам на ИТ и вообще урезать бюджеты проектов, согласен представитель компании DigitalPro, специализирующейся на ИТ-консалтинге. По его словам, "появилась тенденция использовать приложения с открытым кодом, автоматизировать только самые критичные бизнес-процессы". Хотя в целом ситуация с бюджетами несколько выправляется. Эксперт "Ланита" отмечает, что "в период кризиса были отказы от реализации проектов, но попыток "экономить на спичках" не было".
Экономия, с одной стороны, относится не только к бюджету, но и к срокам. "В сфере ИТ многое зависит от технологий, от "железа", времени внедрения решений – здесь есть определенные процедуры и сокращение сроков либо функционала всегда приводит к снижению качества или надежности", отмечает представитель "Ланита". В то же время Сергей Ковалев, директор по информационным технологиям страховой компании "Росно", говорит о сроках иначе. В кризис стало куда важнее осуществлять не масштабные, а краткосрочные проекты: "Если раньше превалировали "функционал-бюджет", то сейчас, наверное, акцент ушел в сторону "срок-бюджет". Это означает, что и нашей компании, и другим прежде всего интересны решения, которые могут быть внедрены и запущены за достаточно короткий срок. Соответственно, они обеспечивают достаточно быстрый возврат инвестиций".
Сроки начали снижаться, поддерживает эксперт из DigitalPro – из-за кризиса "возникла необходимость брать на себя как можно больше проектов, что побудило нас искать способы уменьшения сроков работ, в том числе технологические". Сама система оплаты работ также модифицировалась. "В кризисный и посткризисный период важное место в списке требований заняли срок отсрочки платежа и скидки. Это актуально и сегодня", – говорит Александр Талалыкин
Помимо сроков и стоимости, для клиентов чрезвычайно важно то, какой уровень техподдержки готовы предоставить поставщики услуг уже после внедрения бизнес-приложения. "Клиентам теперь нужна удаленная техническая поддержка, менее затратная и более оперативная, чем выезд специалиста. Благодаря современным технологиям защиты информации, один сотрудник службы поддержки может удаленно администрировать большое количество организаций, получая доступ к ИТ-инфраструктуре клиента с помощью защищенного канала связи поверх интернета", – отмечают в DigitalPro.
Поскольку масштабные проекты неактуальны, поставщики сосредоточились на поддержке, улучшении существующей структуры. "В кризис приоритет получают ИТ-сервисы, которые обеспечивают текущую деятельность компании. Спрос падает, меняется и структура предложения на рынке ИТ. Все больше продуктов, которые ранее продавались как самостоятельные решения, предлагаются как услуга, например в форме облачных решений", – отмечает эксперт "Ланита".
Облачные технологии вообще пришлись весьма кстати для консалтинговых ИТ-компаний. Именно "облака" будут развиваться с новой силой в случае следующего экономического кризиса, о котором в последнее время идет много разговоров. "В случае нового кризиса станет более распространено использование модели "программное обеспечение как услуга". Упадет цена и повысится спрос на услуги виртуального и облачного хостинга приложений и телекоммуникационных мощностей. Организации станут закупать меньше оборудования и сокращать штат ИТ-специалистов, предпочитая отдавать задачи внедрения и техподдержки на аутсорсинг", – утверждают в DigitalPro. С другой стороны, такие предсказания делались и до кризиса 2008 г., но динамика развития аутсорсинга особо не изменилась.
Клиенты более скептичны, они слабо верят в переориентацию ИТ-консалтинга. "Много говорят о том, что кризис оказал огромное влияние на сферу ИТ в России вообще, и на ИТ-консалтинг в частности. Я бы не сказал, однако, что это влияние можно считать каким-то грандиозным, – считает Сергей Ковалев. – Рынок восстановился достаточно быстро. Радикальных изменений не произошло: большая часть крупных игроков на рынке сейчас продолжает предоставлять те же виды услуг. Просто все сместилось в сторону быстрых решений". Александр Талалыкин уверен, что если говорить о показателях эффективности, то они не изменились по своему составу, просто требования стали жестче.
Но все участники рынка согласны, что главный показатель эффективности внедрения новой технологии – соотношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами. "Клиенты хотят внедрять только те решения, которые гарантированно повысят эффективность бизнес-процессов, например избавят сотрудников от рутинной работы, тем самым высвободив дополнительное рабочее время. Или помогут повысить эффективность труда, сделав возможным применение новых оперативных схем работы", – констатирует эксперт DigitalPro. Его слова подтверждает представитель "Ланита": "В кризис сохраняется спрос только на те бизнес-приложения, которые решают прикладные задачи и дают экономический эффект".
Другой тренд пост-кризисного ИТ-консалтинга отметил представитель "Ситроникс Информационные Технологии". По его мнению, "2011 год может ознаменовать начало расцвета рынка BI в России": клиенты заинтересованы "в получении качественной аналитической информации, необходимой для принятия управленческих решений". Они актуальны для всех, например для рителейров. Так, Елена Кудрина, исполнительный директор компании France Informatique & Technologie, рассказала CNews о появлении специализированных консалтинговых фирм, предлагающих "использовать свои ИТ-услуги, накопленный опыт и экспертизу в этой области, например для изучения потребностей клиентов розничных сетей, выявления потребительских трендов c целью наиболее качественного планирования ассортимента, ценообразования, промо-акций". Все это, заключает она, "невозможно сделать без применения специальных BI-инструментов".
Вообще же рынок ИТ-консалтинга довольно устойчив к кризису, потому что всегда актуален: без ИТ ни одна организация не может существовать, значит, услуги ИТ-консалтинга и дальше будут востребованы компаниями. Конкуренция и профессионализм так и будут повышаться, следовательно, можно ожидать дальнейшего ужесточения требований к срокам, бюджету и техподдержке.
Никита Величко