|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг 2011Обзор подготовлен
Развитие интернет-магазинов позволяет современным покупателям полностью изменить стиль шопинга. Любую вещь, игру, программу или услугу можно найти на сайтах онлайн-магазинов. Казалось бы, та же участь должна постичь и программные продукты для бизнеса. Однако в реальности далеко не всегда деловое ПО удобно покупать онлайн.
Технически все просто: продавец предоставляет определенный программный пакет, серийный номер для его регистрации, а также соответствующую техническую поддержку за определенную плату, совершенную пользователем. Оплату уже давно можно принимать онлайн с использованием различных платежных систем, банковских карт или, что предпочтительно для юридических лиц, через систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Главной проблемой остается процедура предоставления самого ПО, его настройка и установка на стороне клиента.
Конечно, онлайн-приобретение таких продуктов, как системы информационной безопасности и антивирусы, давно не проблема. Продление лицензий, закупку дополнительных комплектов, естественно, проще всего сделать, не выходя из офиса. Для этого достаточно поручить системному администратору совершить заказ на сайте интернет-магазина. После оплаты заказа необходимое ПО и регистрационная информация будет выслана на электронный почтовый ящик клиента. Заказанные программы могут быть легко установлены самостоятельно.
Но когда речь идет о бизнес-приложениях, все резко усложняется. На первом месте стоит проблема выбора в зависимости от функционала. При наличии ИТ-специалистов в штате организации, они могут загрузить пробную версию CRM, ECM или бухгалтерской системы с сайта производителя или интернет-магазина, заключившего партнерское соглашение с поставщиком ПО, и протестировать продукт. Это позволяет сравнить друг с другом решения с похожим функционалом, выбрав для себя оптимальный вариант по соотношению цена/удобство работы. Но, увы, далеко все интернет-магазины предоставляют возможность загрузки тестовых версий бизнес-ПО.
Как сообщают представители портала Softkey.ru, руководство отказалось от предоставления возможности тестирования некоторых продуктов в режиме онлайн. Дело в том, что в соответствии с наработанной статистикой, решение о покупке ПО для бизнеса крайне редко принимается на основе его тестирования в режиме онлайн. В большинстве случаев эти продукты не являются массовыми, а потому предоставление услуги онлайн-тестирования экономически нецелесообразно для Softkey.ru. При этом прикладные продукты, подходящие как для корпоративных, так и для персональных пользователей, по-прежнему доступны для загрузки с сайта интернет-магазина в trial-версиях с возможностью последующего приобретения.
Некоторые заказчики также не всегда хотят загружать пробные версии программных продуктов. "Обычно мы знаем, какое ПО необходимо закупать, по рекомендации наших системных администраторов. Если возникают сомнения, смотрим форумы, читаем отзывы. Если и после этого остаются вопросы, обращаемся за разъяснениями и рекомендациями к нашим партнерам – интернет-магазину Allsoft.ru, – говорит Артем Савелов, заместитель генерального директора "Гранд Сервис Экспресс". – Но если речь идет о покупке серьезного ПО, то, конечно, нужно, чтобы приехал специалист, все продемонстрировал и показал наглядно на нашей территории".
"Наша компания занимается установкой и обслуживанием медицинской техники. В штате организации нет системного администратора, поэтому для нас возможность загрузить программы для тестирования не актуальна, – говорит Павел Казаковцев, технический директор компании "Медис". – Мы предпочитаем заказывать ПО у бизнес-партнеров производителей, получая сразу помощь в установке и настройке".
Еще одним ограничением может быть политика разработчиков. Компании хотят получить от потенциального бизнес-пользователя заполненную анкету, прежде чем предоставить возможность загрузки ПО для тестирования. Требование также ограничивает возможности интернет-магазинов предоставлять сервис тестирования.
Впрочем, все больше развивающихся компаний ищут максимальной отдачи от инвестиций в ПО: "Возможность тестирования позволила нам проверить соответствие необходимого функционала, а также гибкость настроек и интерфейс программ перед приобретением, – отмечает Александр Мирзоян, директор ИТ-депаратамента "Банка-Т". – Мне хотелось бы, чтобы данные сервисы предлагали знакомство с полным программным функционалом, а также имели бы более длительный ознакомительный период, от 30 дней, и возможность обновления в процессе использования до новых вышедших версий, а также облегченный переход между версиями".
В компании Softline, содержащей магазин Allsoft.ru, считают, что юридические лица и предприниматели прибегают к тестированию пробных версий только в определенных случаях. Например, если на рынке существуют альтернативные варианты ПО и речь идет о выборе наиболее удобного интерфейса. Если же программа должна решать специфическую задачу, при помощи тестирования отвечают на вопрос, как и в какой мере определенный продукт будет соответствовать выдвинутым требованиям.
Тем не менее, в компании "Форс" видят большие перспективы в возможности загрузки пробных версий ПО для бизнеса. По словам представителей компании, этот подход оправдает себя по мере появления все большего количества готовых "коробочных" программ, не требующих выезда специалиста поставщика для настройки решения. Так, с появлением в линейке Oracle комплексов типа Oracle Database Appliance и ряда других решений, относящихся к классу Engineered Systems, для рынка В2В также была произведена унификация платформы. Теперь каждый разработчик прикладного ПО может сразу сделать его совместимым с технологиям Oracle и поставлять решение в уже законченном виде, вместе с программно-аппаратной платформой, являющейся стандартом для заказчиков по всему миру. Именно такие решения и подобные им, считают в "Форс", будут востребованы для загрузки пробных версий с сайтов поставщиков и интернет-магазинов.
Особого внимания в данном контексте заслуживает модель SaaS – предоставление доступа к ПО в качестве услуги. Заказчик не просто загружает программу с сайта поставщика, а вообще пользуется ей через web-интерфейс. Путем заключения договоров между интернет-магазинами и разработчиками SaaS-решений, такие продукты могут предлагаться покупателям наравне с традиционными версиями. Популярность SaaS растет, и уже можно говорить о появлении достаточно привлекательных предложений для бизнеса. Можно пользоваться офисным пакетом Google Docs через интернет, рассчитывать заработную плату через SaaS-систему Quinyx WorkForce Management от компании UCMS Group, а также многими другими решениями. Не исключено, что в ближайшем будущем доступ к облачным бизнес-приложениям будет открыт на базе крупных интернет-магазинов ПО.
Ориентиром может служить политика компании "1С", которой модель франчайзинга принесла хороший доход за последние 10 лет. На сайтах интернет-магазинов можно загрузить обучающую версию программы "1С:Бухгалтерия" по цене около 300 рублей. Это своего рода пробная версия со встроенным мастером настройки и обучения. Скачав ее за символическую сумму, покупатель может заказать в том же интернет-магазине расширение до стандартной версии со скидкой.
Одновременно с этим, в 2011 году практически все продукты "1С" для бизнеса распространяются партнерами компании как в офф-лайн версиях, так и по модели SaaS, позволяя обслуживать клиентов через web-интерфейс, полностью дублирующий стандартную оболочку программы. В этом случае, безусловно, не обойтись без онлайн-тестирования системы.
Эксперты рынка признают, что у рынка онлайн-супермаркетов бизнес-приложений хорошие перспективы при выполнении нескольких условий. Клиенты, оплачивая приобретение ПО, чаще всего хотят получить соответствующий сервис и не тратить свои силы и время на самостоятельную настройку и установку продуктов, если этот процесс не автоматизирован полностью. Отсюда следует вывод, что спросом будут пользоваться унифицированные бизнес-приложения. Разработчики просто обязаны повернуться лицом к СМБ. А с помощью модели SaaS сделать это проще всего. Только "вход" надо оформить через партнерский интернет-магазин.
Андрей Шуклин