|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг 2011Обзор подготовлен
CNews: Почему HP , традиционный поставщик аппаратного обеспечения, уделяет так много внимания развитию консалтингового направления?
Сергей Утинский: Есть несколько причин, по которым сервисное направление и консалтинг, в частности, могут быть интересны для производителей продуктов. Консалтинговые проекты позволяют нам увеличивать продажи наших аппаратных и программных продуктов. По нашим примерным оценкам, каждый доллар, заработанный на консалтинге, может принести в компании дополнительно 6-7 долларов от дальнейшей продажи продуктов. Таким образом, консалтинг несет прямую выгоду для высокотехнологичного поставщика, и это справедливо не только для НР.
Второй момент связан с финансовой привлекательностью рынка услуг. Все сервисные контракты (консалтинг, аутсорсинг, поддержка) являются «долгоиграющими», то есть в отличие от поставок продуктов, приносят доход в течение длительного периода времени. Поэтому, с точки зрения финансовой стабильности сервисный рынок гораздо интереснее рынка аппаратного обеспечения. В 2009 году, во время кризиса, именно такие долгосрочные взаимоотношения с нашими заказчиками привели к тому, что сервисная компонента в доходах нашей компании не испытала заметного снижения.
Компания HP уделяет большое внимание развитию сервисного направления и консалтинга. Смещение фокуса в сторону сервисов стало заметно в 2005 году, когда было принято решение о покупке компании EDS. Приобретение одномоментно увеличило сервисную компоненту НР в разы во всем мире. Это было первым признаком того, что корпорация хочет играть более активную роль на сервисном рынке и перестать ассоциироваться только с продуктами.
CNews: Как развивалось консалтинговое направление HP в России?
Сергей Утинский: Направление консалтинга в нашей компании появилось в России более 16 лет назад, в 1995 году. Сначала это была команда по внедрению продуктов OpenView. По мере развития команда росла и расширяла список консалтинговых услуг. В конце 2008 года консалтинг в HP было реорганизован . Было выделено 3 основных направлений: технологический консалтинг, консалтинг по внедрению программных продуктов HP, консалтинг по интеграции приложений. Я возглавляю подразделение технического консалтинга, в котором мы, в основном, занимаемся проектами по построению ЦОД и ИТ-инфраструктуры, и на сегодняшний день, являемся самым большим консалтинговым направлением НР в России. Реорганизация шла на фоне финансового кризиса, это было очень тяжелое время, стоял вопрос о выживании.
CNews: Странно, что на пике кризиса затеяли реорганизацию в виде разделения, а не сокращения.
Сергей Утинский: Решение было принято на глобальном уровне, мы не выбирали время. На тот момент кризис в США подходил к концу, финансовые результаты развитых стран обнадеживали. К тому же в результате реорганизации у нас не произошло существенного увеличения штата. Более того, мы всеми силами боролись за то, чтобы сохранить ключевых сотрудников, так как они формируют интеллектуальный капитал компании, и это нам успешно удалось.
CNews: Международные корпорации редко озвучивают локальную выручку. Вы можете подтвердить рост консалтингового направления на примере увеличения штата?
Сергей Утинский: Сейчас в консалтинговом направлении НР в мире работает более 5 тыс. сотрудников, в 2010 году их было 3 тыс. Планируется дальнейшее наращивание штата. Мы соизмеримы с крупными игроками. Gartner подтверждает, что сегодня HP самая быстрорастущая ИТ-консалтинговая компания в мире.
Что же касается нашей локальной выручки, то я вынужден последовать примеру остальных международных вендоров . Могу только сказать что последние 2 года рост консалтингового подразделения, которое я возглавляю, превышал рост рынка консалтинговых услуг и системной интеграции России (по данным IDC) в 2-4 раза, а количество сотрудников консалтингового подразделения с 2008 года увеличилось почти в 9 раз.
CNews: Какие проекты вам интересны?
Сергей Утинский: Обычно нас не интересуют проекты малого масштаба стоимостью в десятки тысяч долларов, если только они не обладают какой-либо интересной спецификой. Мы предпочитаем браться за проекты среднего и крупного масштаба..
Прежде всего нас интересуют сложные проекты. Именно в таких проектах основную роль играет наша международная экспертиза. Например, первый в Восточной Европе проект по созданию ЦОДа уровня надежности TIER III по классификации Uptime Institute. Это был первый опыт проектирования подобного объекта в России. Проект было бы невозможно реализовать без использования наших иностранных экспертов.
Далее, нам интересены масштабные проекты, примеров успешной реализации которых у HP в мире достаточно много. Например, компания федерального масштаба хочет консолидировать все свои центры обработки данных, а никто в России такую задачу пока еще не решал, соответственно, ни у кого на локальном рынке нет соответствующего практического опыта. Компания НР выполняла подобные работы не только для заказчиков, но и для себя. Это означает наличие работающей методологии, применяя которую мы можем гарантировать успех проекта.
Миссия НР на российском ИТ-рынке – поднять планку этого рынка на новый качественный уровень. Строительство сертифицированного ЦОДа – как раз такой пример. Теперь все заказчики, которые строят ЦОД, включают услуги сертификации в проекты. То есть в этой области мы уже повысили планку требований наших заказчиков и планку стандартов, которым российские игроки обязаны соответствовать.
CNews: А нужен ли всем подряд сертифицированный ЦОД?
Сергей Утинский: Конечно нет. Мы исповедуем прагматичный подход, любой проект должен решать конкретные бизнес-задачи. И если решение задачи требует наличие сертификата, например, в качестве конкурентного преимущества при продаже площади ЦОД, то мы рекомендуем ее пройти. Мы никогда не предложим сертификацию ради сертификации, однако мы гарантируем, что даже без прохождения формальной сертификации, проект будет удовлетворять всем требованиям по надежности и отказоустойчивости.
CNews: Как вы оцениваете уровень российского ЦОДостроения, он изменился за последние 2 года?
Сергей Утинский: Изменился по двум причинам. Многие ЦОДы начинались строиться в конце 90-х – начале 2000-х годов, и большинство этих объектов не соответствует современным стандартам и имеют ряд технологических ограничений. Их нужно модернизировать, либо строить новые ЦОДы. Плюс ко всему, кризис отсрочил модернизацию существующих ЦОД, и сейчас многие заказчики рассматривают возможность строительства нового ЦОДа.
Далее, многие компании пытаются выйти на рынок коммерческих ЦОДов. Если раньше альтернатив собственному ЦОДу не было, то теперь заказчики в качестве альтернативы рассматривают хотя бы размещение оборудования на арендованных площадках. Некоторые готовы к переходу на аутсорсинг. Есть те, кто готов или уже разместил часть своей инфраструктуры в облаке. Многие телекоммуникационные операторы рассматривают коммерческое использование своих ЦОДов как дополнительный источник дохода и возможность для диверсификации портфеля. У нас десятки проектов с телекоммуникационными операторами Европы, и мы стараемся использовать накопленный нами опыт в России. Все это оказывает огромное влияние на рынок ЦОД.
CNews: Операторы объясняют, что сдают в аренду "излишки" дорогих технических площадей. То есть по мере роста потребностей операторов их ЦОДы не будут оказывать коммерческие услуги?
Сергей Утинский: Здесь нельзя судить однозначно. С одной стороны потребности операторов растут, с другой стороны технологии и оборудование меняются, и часто информационная система которая сегодня занимает одну площадь, через 5 лет будет занимать площадь в 5 раз меньше. То есть потребности в ЦОДе не только растут, но и сокращаются за счет развития новых технологий. Все зависит от конкретной ситуации у конкретного оператора.
CNews: Каким вы видите российский рынок консалтинга?
Сергей Утинский: Я считаю что в среднем уровень зрелости нашего рынка ИТ-услуг соответствует западному рынку 3- 5–летней давности. Это видно и по проценту от дохода, который российские компании тратят на ИТ и по соотношению ИТ-услуг к объемам поставляемого на рынок аппаратного и программного обеспечения.
Из опыта общения с клиентами можно сделать вывод что российский заказчик чаще всего рассчитывает только на себя, и прежде всего пытается решить проблему собственными силами. Россия – страна Кулибиных. Процент заявлений "Это мы делаем сами" в России гораздо выше, чем за рубежом. Там не всегда считается эффективным и безопасным использование собственной рабочей силы. Проще пригласить консультанта, который за фиксированную сумму даст гарантированный результат. Рассчитывая только на свои силы, можно столкнуться с жесточайшим дефицитом ресурсов. К тому же, существует ряд задач, которые встают перед заказчиком один раз в жизни, например, задача консолидации, а профессиональные консультанты решают подобные задачи ежедневно.
CNews: С какими проблемами вы сталкивались во время реализации наиболее интересных проектов в России?
Сергей Утинский: Основная проблема – это создание эффективной международной команды. Взять, к примеру, тот же проект по строительству сертифицированного дата-центра… В ходе реализации проекта была собрана международная команда проектировщиков и мы с удивлением наблюдали ситуацию, когда великолепные российские эксперты просто терялись, попав в состав такой команды, боялись возразить, отстоять свою точку зрения. Возможно, что еще со времен Петра I в нас остался излишний пиетет перед иностранцами. На самом деле за рубежом такие же люди, с которымиможно и нужно спорить. Мы пытаемся создать в России команду, которая будет легко интегрироваться в международные проекты, и это позволит нам эффективно использовать иностранную экспертизу.
CNews: К каким направлениям консалтинга вы чувствуете всплеск интереса?
Сергей Утинский: Виртуализация рабочих мест. Были небольшие проекты, масштабных пока нет, мы их только ждем, готовим, старательно поливаем и удобряем. Виртуализация рабочих мест может дать большой экономический эффект. Первопроходцами тут, наверное, станут банки.
Также есть большой интерес к сфере информационной безопасности. Распространение виртуализации, облачных технологий подняло новые вопросы ИБ. Типичный пример: корпоративная почта. Как отделу безопасности контролировать людей с множеством мобильных устройств, на которых может находиться конфиденциальная для компании информация? Развитие технологий, коммуникаций и методов ведения бизнеса привело к тому, что возникли новые угрозы безопасности, о которых 3 года назад никто не задумывался.
CNews: Есть какие-то глобальные тенденции развития российского рынка ИТ-консалтинга, общие для всех направлений?
Сергей Утинский: До какого-то определенного момента российский сервисный рынок развивался за счет локальных игроков. Думаю, что пришло время, когда крупнейшие мировые вендоры будут стремиться занять более активную позицию. Эту же ситуацию мы наблюдали в восточной Европе несколько лет назад, когда на развивающиеся рынки этих стран, изначально на 100% занятые локальными компаниями, начали выходить вендоры. Дальновидные российские компании понимают эту ситуацию и пытаются диверсифицировать свой бизнес.
CNews: Спасибо.