|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг 2011Обзор подготовлен
Руководитель Единого центра предоставления ИТ-услуг "Мосэнерго" Иван Савин и руководитель отдела развития ИТ "Мосэнерго" Руслан Юнусов рассказали CNews, поему один из крупнейших холдингов страны предпочитает работать с зарубежными консалтинговыми компаниями.
CNews: Как вы оцениваете состояние российского рынка ИТ-услуг?
Иван Савин: Состояние рынка среднее. В прошлом году мы проводили конкурс на поддержку рабочих мест пользователей. Получили немало предложений, но лишь немногие из них были качественными и продуманными. Наиболее полными и интересными были предложения от "большой тройки" международных компаний, известных на рынке ИТ-услуг – HP, IBM, Siemens IT Solutions and Services (SIS).
Учитывая, что у IBM фактически нет своего бизнеса услуг по поддержке рабочих мест в России (за исключением глобальных контрактов), call-center находится в Румынии, а подход к ценообразованию не назовешь идеальным, компания осталась позади конкурентов. Я бы сказал, что наилучшее положение на рынке качественных ИТ-услуг на рынке у SIS. Это и богатая методология, и мощный производственный центр в Воронеже, с качественной удаленной поддержкой на русском и основных европейских языках. Компания HP имеет большую долю рынка в поддержке рабочих мест компаний, находящихся в России, однако более ориентирована на поддержку оборудования. Предложение компании SIS оказалось наиболее удачным также и в ценовом плане, поэтому с ней был заключен трехлетний контракт на сопровождение рабочих мест, и сотрудничество продолжает расширяться.
Мы сразу заметили разницу в подходе и в качестве организации поддержки по сравнению с предыдущим провайдером услуг – крупной российской компанией, давним игроком на этом рынке.
В целом можно сказать, что заметны перемены именно в подходах крупных западных игроков рынка ИТ-услуг. Меняется их подход к ценообразованию, к учету специфики российского бизнеса. А учитывая их богатый мировой опыт по решениям и услугам для бизнеса во всем мире, они становятся очень привлекательными и для отечественных потребителей ИТ-услуг. Наше управление ИТ ориентируется именно на западные компании при выборе поставщика ИТ-услуг.
CNews: Если сравнивать зарубежных и российских вендоров, то отличается ли качество методологии, организации проектных работ?
Иван Савин: Да отличается, и не в лучшую сторону для отечественных компаний. Такое ощущение, что отечественные компании не имеют качественных знаний по методологиям, хотя часто заявляют о них. Некоторые ссылаются на владение фирменными методиками, не подтверждая это ничем.
Зарубежные вендоры отличаются качественным и внимательным подходом к клиенту, демонстрируют опыт и отличную обратную связь на всех этапах проектов.
Хочется, однако, отметить, что, к сожалению, в некоторых больших западных компаниях-вендорах сильна бюрократия, и периодически возникает неразбериха с ответственностью отдельных менеджеров, срываются сроки простых работ по оформлению документов.
CNews: Какие ИТ-услуги, по вашему мнению, наиболее востребованы? По какому направлению информатизации вы ощущаете дефицит качественного ИТ-консалтинга?
Иван Савин: С моей точки зрения, наиболее востребованы качественные услуги поддержки рабочих мест, базирующиеся на методологии ITIL, с использованием большого процента решения инцидентов удаленно, при наличии процесса управления проблемами, изменениями, знаниями. Поддержка чаще всего реактивна, то есть инциденты устраняются тогда, когда уже возникли. Хотя чаще всего их можно предотвратить.
Востребованы услуги по поддержке оргтехники, печатающего и подобного оборудования, с прогрессивным подходом оплаты за отпечаток.
CNews: Насколько вами востребовано направление SaaS, в частности публичные облака?
Иван Савин: В организациях с большой долей капитализации государства это направление пока это мало востребовано. Исключением могут быть корпоративные облака.
CNews: Выросла ли востребованность ИТ-аутсорсинга за последний год? Меняются ли положения SLA?
Иван Савин: По ИТ-аутсорсингу процессы идут в обе стороны. В нашей организации потребность за год выросла и будет расти. Основной принцип – знания и экспертиза остаются в компании, а рутинная работа и процессы передаются подрядчику. В штате остаются менеджеры по контролю качества услуг (SLM). С подрядчиком ведется непрерывная работа по улучшению качества услуг и внедрению инноваций. Положения SLA в целом не меняются, у нас SLA разрабатываются (внедряются новые KPI) для более жесткого контроля качества услуг.
CNews: Какие интересные проекты стартовали в "Мосэнерго" за последние 12 месяцев?
Руслан Юнусов
Руслан Юнусов: В первую очередь проекты, реализуемые в "Мосэнерго", ориентированы на поддержку инициатив, нацеленных на изменение бизнес-процессов. Приоритетный курс в этом направлении – построение корпоративной информационной системы на базе решений SAP. Причиной выбора именно этой платформы послужили основные положения стратегии информатизации "Газпрома", а также возможность использования для формирования бизнес-процессов компании лучших практик, заложенных в стандартных решениях SAP. Но в конечном итоге, переходя на единую платформу, мы преследуем цель по сокращению совокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой.
Внедрение SAP в "Мосэнерго" проходит поэтапно в рамках трехлетней программы "Изменение стандартов управления и внедрения КИС", которая стартовала в феврале 2009 года. Задачи программы – повышение качества управления, совершенствование бизнес-процессов и создание единой информационной корпоративной системы. Первый этап, получивший название "Форсаж" и являющийся фундаментом для последующей реализации, был завершен точно в срок – к 1 января 2010 года: внедрены решения SAP для управления процессами закупок, управления запасами, сбытом, управленческого учета и бюджетирования, бухгалтерского и налогового учета, инвестиций, управления ликвидностью и кредитованием. 2010 год стал этапом трансформации: были формализованы стратегии, отслеживалось их выполнение и контролировалось соответствие систем новым процессам. Ключевой задачей проектной команды, включавшей в себя сотрудников "Мосэнерго" и консультантов компании Deloitte, на этом этапе стало совершенствование процессов планирования и учета технического обслуживания и ремонта оборудования, а так же сбыта тепловой энергии. Интеграция соответствующих модулей SAP-TOPO и IS-U в уже существующий SAP-ландшафт "Мосэнерго" проводилась в рамках одноименных проектов "Форсаж-ТОРО" и "Форсаж-Теплосбыт".
В проект "Форсаж-Теплосбыт" вошли продажи и маркетинг, обслуживание клиентов, расчеты потребления тепловой энергии и начисления, управление дебиторской задолженностью и урегулирование споров. Ключевые изменения в этих процессах были поддержаны отраслевым решением для энергетики SAP for Utilities (IS-U). В результате реализации проекта в "Мосэнерго" выстроен непрерывный управляемый процесс взаимодействия с потребителями тепла: от поиска новых клиентов и до повышения качества обслуживания.
Шаблон решения SAP-ТОРО в "Мосэнерго" был адаптирован для генеральной дирекции и трех "пилотных" станций - ТЭЦ-11, ТЭЦ-21 и ТЭЦ-23 - в 2010 году. Был создан единый справочник по оборудованию, представляющий собой досье с информацией о стоимости ремонтов, техническому обслуживанию, количеству поломок.
2011 год стал этапом тиражирования TOPO на остальные электростанции "Мосэнерго" – опыт пилотных ТЭЦ позволяет максимально эффективно трансформировать процессы управления ремонтами. В результате реализации проекта "Форсаж-ТОРО" повышена прозрачность процессов планирования и учета затрат по ремонту и взаимоотношений с подрядчиками, оптимизированы процессы планирования и контроля загрузки производственных мощностей для ремонтных работ хозяйственным способом, а так же управления запасами благодаря усовершенствованию процесса формирования потребности. В дальнейшем это позволит повысить доступность объектов из-за повышения точности планирования ремонтов, сократить продолжительность плановых ремонтов и число поломок и аварий. Планирование ремонтов будет проактивным, с учетом состояния и важности оборудования.
В августе 2011 года стартовали проекты "Форсаж-Казначейство" и "Форсаж-Персонал". Внедрение модулей SAP FSCM (Financial Supply Chain Management – "Управление финансовыми цепочками") и SAP HCM (HumanCapital Management – "Управление человеческим капиталом") проводится с привлечением консультантов компании Ernst & Young.
Модуль SAP FSCM даст возможность увеличить горизонт планирования денежных потоков "Мосэнерго". Его основная цель – оптимизация процессов казначейства, создание единого информационного поля в процессах, связанных с управлением ликвидностью и кредитованием, управлением финансовыми вложениями, анализом и оценкой финансовых рисков. Внедряя SAP FSCM и оптимизируя бизнес-процессы казначейства, "Мосэнерго" стремится минимизировать денежные остатки на конец дня, повысить эффективность размещения временно свободных денежных средств, а также оптимизировать операционные расходы. Часть процессов планируется разработать практически с нуля. К таковым, например, относится управление финансовыми рисками. "Форсаж-Казначейство" – один из самых коротких по времени проектов внедрения программного обеспечения SAP. Начав работы в первой декаде августа, проектная команда совместно с сотрудниками компании планирует реализовать все задачи по оптимизации процессов, дизайну, настройке и тестированию системы до 16 января 2012 года – даты запуска новой системы в эксплуатацию. SAP FSCM логично встроится в уже существующую в "Мосэнерго" архитектуру бизнес-приложений SAP, расширяя функционал информационной платформы.
Система SAP HCM внедряется в нашей компании в рамках проекта "Форсаж-Персонал" с августа 2011 года с целью совершенствования процессов управления персоналом. Предполагается оптимизация процессов по подбору персонала, кадрового администрирования, анализа, развития персонала и планирования карьеры. Запуск системы в продуктивную эксплуатацию запланирован на последнюю декаду первого месяца 2012 года. С 30 января пользователи "Мосэнерго" начнут в ней работу.
Внедрение в "Мосэнерго" всех модулей SAP, проходящее в рамках программы "Форсаж" с 2009 года, можно отметить как один из самых успешных проектов. Это подтверждает и сама компания SAP СНГ, приглашая представителей проектной команды как ключевых экспертов для участия в мероприятиях по обмену опытом. Успех проектов обусловлен в первую очередь выбранным подходом. Проектная команда делает упор на трансформацию бизнес-процессов, управление изменениями и активное вовлечение бизнеса как в разработку дизайна будущей системы, так и в поддержку ее дальнейшего развития. Кроме того, сама проектная команда, сформированная из сотрудников "Мосэнерго" и консультантов подрядчика, воспринимается единым целым с равным распределением доли ответственности. Это позволяет проводить внедрение и тестирование решений максимально эффективно.
К ключевым также относятся задачи, непосредственно связанные с производством, – генерацией электроэнергии и тепла. Наиболее значимой программой в этом направлении стала "Инновация". Программа рассчитана на 2010-2013 года и включает в себя три взаимосвязанных между собой проекта. На первом этапе, получившем название "Инновация4Lean", создается система сбора и хранения технологической информации (ССПТИ). Система станет базой для развития любого решения, связанного с управлением производством, управлением работами на оптовом рынке электроэнергии и мощности, расчетом эффективности показателей работы электростанций. Такое промышленное решение позволит создать единую базу для хранения больших объемов технологической информации в течение длительного времени. Кроме того, обеспечит необходимые интерфейсы практически для всех систем управления технологическими процессами и прочих источников информации, которые есть в Компании. Информация, поступающая в систему, будет доступна для отображения на мнемосхемах средствами портала, а также для использования любыми информационными системами компании. 2011 год стал годом "пилотного" внедрения проекта "Инновация4Lean" в генеральной дирекции и на ТЭЦ-8, 11, 20 и 27. Тиражирование на остальные станции "Мосэнерго" предусмотрено в течение следующего 2012 года.
Второй этап программы "Инновация" получил название "Иновация4Generation". Проект нацелен на оптимизацию режимов работы оборудования станций на основе имитационной модели ТЭЦ. В качестве "пилота" выбрана ТЭЦ-20 как одна из самых сложных по составу оборудования. Это даст преимущество при последующем тиражировании. Результатом проекта станет имитационная модель ТЭЦ. Это электронная копия станции в виде математических объектов, имитирующая тепловые процессы станции и позволяющая проводить расчет и выбор оптимального режима, а, следовательно, и управлять эффективностью загрузки оборудования. Алгоритм "Что, если", реализованный в системе, позволит задавать целевые значения того или иного параметра, рассчитать возможный режим работы оборудования и дать рекомендации по его оптимизации. Окончательное решение при этом останется за человеком. Внедряемая система моделирования и оптимизации режимов оборудования опирается на информацию, получаемую из ССПТИ. То есть оба этапа программы "Инновация" тесно взаимоувязаны. Завершение "Иновация4Generation" запланировано на конец 2012 года. Важно отметить, что внедряемая система моделирования и оптимизации режимов оборудования не имеет аналогов в России. Создаваемая имитационная модель станции будет являться результатом лучшего мирового опыта и знаний передовых специалистов "Мосэнерго". Реализацию проектов "Инновация4Lean" и "Иновация4Generation" проводит проектная команда, сформированная из числа сотрудников "Мосэнерго" и консультантов компании "Крок".
Следующим этапом программы станет создание системы планирования и управления торговыми операциями, которая будет внедрена в рамках проекта "ИнновацияForecast". Старт третьего этапа будет возможен только после оценки успешности первых двух, которые построят основу для принятия решений такого рода прогнозирования.
Программы "Форсаж" и "Инновация", реализуемые в "Мосэнерго", как нельзя лучше показали важность правильного выбора подрядчика при внедрении решений такой сложности. Наиболее клиентоориентированными и нацеленными на результат показали себя западные кампании – команды консультантов Deloitte и Ernst & Young изначально оценили процессный подход и управление изменениями как необходимые при реализации проектов SAP. Кроме того, жесткое следование западному подходу управления проектами позволило менеджерскому составу команды "Форсаж" максимально эффективно управлять проектными рисками. А тесная работа на каждом этапе со специалистами от бизнеса существенно сократила количество замечаний на этапе тестирования системы – все проекты "Форсаж" завершены точно в срок.
Сроки же ввода в промышленную эксплуатацию систем программы "Инновация" в настоящий момент пересмотрены, так как на этапе планирования не были учтены все риски и важность организационных изменений как неотъемлемой части проекта. Немалую роль сыграл тот фактор, что проекты внедрения MES-систем такого уровня с использованием софта западных компаний (OSI Soft, IBM iLog) в российской энергетике уникальны. Необходимых компетенций и опыта у российских интеграторов пока в этой области недостаточно. Для них это отчасти некая научно-исследовательская работа, и они готовы таким образом инвестировать в успешность подобных проектов. В то же время западные крупные игроки с достаточным опытом в этой области еще не обосновались на российском рынке.
CNews: Какие предложения вы хотели бы увидеть на российском рынке ИТ-консалтинга, но пока не видите?
Руслан Юнусов: Не хватает здоровой конкуренции между консалтинговыми компаниями, работающими на российском рынке. Основные причины – это множество карманных аффилированных компаний, которые не нацелены на конечный результат проектов, их низкая клиентоориентированность, недальновидность стратегий. Следствием становится нежелание крупных западных игроков идти на такой рынок. Но мы надеемся, что ситуация в ближайшем будущем выровняется до уровня конкурентной, что уже происходит на рынке внедрения ERP-систем. Это позволит нам, заказчикам, выбирать качественные услуги, а подрядчикам, в том числе и российским, соответствовать мировым стандартам в этой области.
CNews: Спасибо.