|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг 2011Обзор подготовлен
CNews: Как вы оцениваете состояние российского рынка ИКТ? Почувствовали ли вы какие-либо изменения за последний год?
Алексей Газизов: Наиболее полно я могу оценивать рынок услуг связи в России, так как сейчас именно на этой области сконцентрирован фокус моего потребления. На сегодня сложилась интересная ситуация – прошедшие 2-3 года назад поглощения у "большой тройки" наконец-то дали синергию, сети структурированы, обновлены, их обслуживание отлажено. Но в уходящем году мы стали свидетелями еще одного поглощения. Так вот его масштабы и применяемый подход пугают. Госоператор не захотел учиться на чужих ошибках, и теперь мы наблюдаем ухудшение качества предоставляемого сервиса по всей стране.
CNews: Если сравнивать зарубежных и российских вендоров, то отличается ли качество их методологии, организации проектных работ?
Алексей Газизов: Отличается. И в первую очередь это особенности нашего законодательства, которые обязывают вендоров работать с клиентами через партнеров. Увеличивается "проектное плечо", усложняется сам процесс внедрения. С другой стороны, это освобождает вендоров от необходимости иметь сильных технических специалистов в России, тем самым перекладывая предпроектную (проектную и постпроектную) нагрузку на партнеров, что накладывает дополнительные риски.
CNews: По какому направлению информатизации вы ощущаете дефицит качественного ИТ-консалтинга?
Алексей Газизов: Услуги связи, качественное комплексное внедрение ERP.
Построение и организация мультисервисной сети для нашей компании – достаточно сложный вопрос. Специфика бизнеса накладывает ограничения на ширину и качество каналов связи. В таких условиях задача обеспечения должного уровня предоставления услуг становиться первостепенной. Далеко не все операторы готовы взяться за комплексное решение данной задачи. Хотя нет, взяться готовы многие, а вот добиться результата – далеко не все.
Что касается внедрения ERP-систем. Зачастую мы видим, как процесс внедрения ERP-системы (или какого-либо ее блока) на крупных предприятиях проходит по шаблонам и моделям SMB, примененным консультантом ранее в своей практике. И зачастую это дает отрицательный эффект не сразу, а спустя год-два после внедрения. На собственном примере убедились в том, как решения, заложенные во внедряемую ERP 4-5 лет назад, доставляют массу проблем при дальнейшем развитии компании. Считаю, что в случае крупных заказчиков проектная команда должна иметь картину стратегического развития компании, возможных новых путей развития бизнеса.
CNews: Насколько востребовано направление SaaS, в частности публичные облака?
Алексей Газизов: Работа компании "ТиссенКрупп Материалс" автоматизирована на базе собственного корпоративного облака. Однако в силу особенностей организации ИТ-инфраструктуры компании некоторые приложения с удовольствием взял бы из публичного облака. Это, например, банк-клиенты, программы налоговой и прочей отчетности. К сожалению, эти приложения специфичны и пока не представлены на рынке SaaS.
CNews: Выросла ли востребованность ИТ-аутсорсинга за последний год? Меняются ли положения SLA?
Алексей Газизов: Становится популярной модель внутреннего ИТ-аутсорсинга в крупных корпорациях. Причин для этого две. В той или иной мере, но все крупные компании давно уже прошли через этап виртуализации большинства своих приложений. Вопрос оптимизации ИТ-затрат решается через последовательное объединение ИТ-услуг (подразделений) всех компаний холдинга. Как вариант, дальше происходит выделение ИТ-подразделения в отдельное юридическое лицо и оказание полного спектра ИТ-услуг (через SLA). Отдать ИТ-услуги на внешний аутсорсинг мешает как боязнь руководства компании (не только ИТ-директора) потерять контроль над инфраструктурой, так и сложность самой инфраструктуры. Российский ИТ-аутсорсинг, на мой взгляд, сейчас больше подходит для SMB. Причем желательно его внедрять сразу, на этапе старта.
CNews: Какие предложения вы хотели бы увидеть на российском рынке ИТ-консалтинга, но пока не видите?
Алексей Газизов: Качественный аутстаффинг "узких" специалистов.
За время своей карьеры в ИТ (а это более 15 лет) не раз сталкивался с ситуаций, когда в компании имеется сервис (или несколько сервисов), построенный на сложном и редком оборудовании, в которое вложены значительные средства и его сопровождение осуществляется отдельным специалистом (в обучение и развитие которого также вложены деньги). Рано или поздно бизнес становиться заложником данной ситуации и данного специалиста. В случае, когда невозможно в силу ряда причин перестроить сервис на стандартизованные решения, выходом может послужить либо внешний аутсорсинг, либо аутстаффинг такого специалиста.
CNews: Спасибо.