|
|
Обзор подготовлен
Взрывной рост рынка мобильных технологий подталкивает компании обращать больше внимания на пользователей смартфонов и планшетов. Для реализации потенциала сенсорных устройств используются мобильные приложения, которые становятся все более распространенным ИТ-инструментом. Однако для многих компаний вопрос: "Как и когда создавать мобильные приложения?" все еще остается открытым.
Доступ к информации с мобильных устройств бывает востребован в двух случаях. Во-первых, когда у компании возникает потребность в привлечении новых заказчиков и создании более удобного сервиса для существующих клиентов, и тогда говорится о "внешних" приложениях. Или целью является повышение эффективности работы менеджеров - и речь идет о "внутренних" приложениях. В обоих случаях перед компанией стоит непростая задача, которая заключается не только в разработке конкретного программного обеспечения, но и в интеграции его с действующими бизнес-процессами.
Следует помнить, что само по себе мобильное приложение не представляет собой особенной ценности (если оно не является готовым продуктом - таким, как игра Anrgy Birds). Однако для большинства компаний мобильные приложения – это новый способ взаимодействия с пользователем, а значит, должны быть интегрированы с остальными элементами существующей ИТ-инфраструктуры.
Для полноценной разработки приложений необходимо построить идеологию их создания и развития, продумать архитектуру и способы взаимодействия с базами данных, а также обеспечить поддержку и развитие программного продукта. Именно поэтому в команде разработчиков обязательно должен быть архитектор, ответственный за формализацию всех технических аспектов работы приложения, и идеолог, увязывающий технологии с реальными потребностями пользователей и функционалом.
При этом основным преимуществом мобильных приложений как отдельного класса решений для предоставления сервисов является использование уникальных особенностей мобильных устройств, в основном – сенсорного экрана. В дополнение к этому адаптация контента для экрана смартфона или планшета, а также возможность сохранения настроек и преференций, делает работу с приложением более комфортной и удобной для пользователя. Однако при этом заказчик должна понимать, что берет на себя поддержку и развитие еще одного элемента ИТ-инфраструктуры, требующего отдельных инвестиций.
Как отмечают разработчики компании "Астерос", приложение, поддерживающее лишь нескольких ключевых функций, можно подготовить буквально за месяц. По мере роста числа мобильных функций, количества функциональных заказчиков, интеграционных процедур, специфических требований к дизайну и прочих нюансов, продолжительность выполнения среднего проекта может составлять до полугода. Впрочем, в некоторых случаях процедура разработки затягивается еще дольше. Стоимость проекта по разработке мобильного приложения сильно варьируется и фактически не имеет верхней границы.
В любом случае, разработка мобильного приложения – это командная работа, и за исключением редких случаев с ней не справится один специалист. Для реализации проекта как минимум необходимы разработчик интерфейсов, дизайнер, программист и руководитель. В зависимости от своей роли или квалификации специалист по разработке мобильных приложенийможет получать от 6 тыс. руб. в день. Высокая квалификация может оцениваться и болеечем в 20 тыс. руб. в день. Таким образом, бюджет разработки приложения может быть очень даже внушительным.
Разрабатывать мобильное приложение самостоятельно нужно,еслиэто основной канал работы с аудиторией для компании. Когда мобильное приложение является лишь частью маркетинговой компании или выполняет какую-нибудь вспомогательную функцию – дешевле и эффективней заказать его у разработчика, считает Евгения Смородникова, один из основателей бизнес-акселератора zombolab.com и образовательного проекта для предпринимателей freshle.com.
Разработка мобильных приложений – достаточно трудоемкий и затратный процесс, который зачастую полностью реализован только в компаниях, профилем которых является именно разработка. В остальных случаях требуется лишь наличие специалистов, отвечающих за планирование развития инфраструктуры приложений и их наполнение полезными бизнес-функциями.
"Если в корпоративной стратегии развития мобильным решениям отводится значимое место, то разумно создать собственную команду идеологов мобильных технологий с постоянной загрузкой. Архитекторов, визуализаторов и программистов можно брать на аутсорсинг, варьируя команду по требованию и подбирая стабильный, слаженный состав. Если мобильные технологии не являются приоритетом для компании, можно отдать работу по мобилизации в партнерскую организацию, требуя от нее закрепленный за вами состав архитекторов и идеологов", –комментирует Петр Лилеев, руководитель практики мобильных решений компании "Астерос Консалтинг".
Впрочем, сегодня существует возможность выпускать мобильныеприложения, практически не создавая ничего нового. Для этого используются все те же технологии, что и для веб-компонентов, но только создаются они специально для мобильных устройств, сопровождаемые такими же иконками, как и полноценные мобильные приложения.
"В корпоративной среде существует проблема обновлениякомпонентов. Поэтому если нет желания создавать свой магазин приложений в корпоративной среде, компания вынужденабудет пользоваться порталами, – отмечает Игорь Акулов, технический директор компании "P2P технологии". – И если не нужна возможность работы с оборудованием устройства (компас, акселерометр, сканер штрих-кодов, карт-ридер и так далее), большинство так называемых "корпоративных мобильных приложений", скорее всего, окажутся не более, чем обертками для web-клиентов".
Потребность в создании мобильных приложений продиктована желанием компаний доставлять тот или иной контент прямо на мобильные устройства. Однако во многих случаях это можно сделать при помощи мобильных сайтов. Преимуществом данного подхода является менее затратная реализация инфраструктуры, так как в отличие от приложений сайты не нужно обновлять на клиентских устройствах – достаточно изменить форматирование или наполнение контента на сервере.
С другой стороны, мобильные приложения несут в себе такие преимущества, как интуитивная моторика, продуманная для возможностей конкретного устройства, и возможность работы в режиме оффлайн, что бывает актуально, когда пользователь находится в метро, самолете или просто вне зоны доступа к сети передачи данных.
Однако универсального средства не существует, и в реальности все зависит от вида бизнеса и стратегии продвижения компании на рынке. Как сайты, так и приложения требуют средств на разработку и поддержку, и отдача от них должна быть адекватной.
Впрочем, совершенно необязательно выбирать между мобильными приложениями и сайтами для смартфонов и планшетов. Те компании, которые уже имеют команду по разработке и поддержке web-порталов, могут легко адаптировать существующие продукты для работы с мобильными устройствами. Использование мобильных приложений позволяет привлечь новых клиентов, сделать работу с сервисами компании более персонифицированной и повысить лояльность существующих заказчиков. В конечном счете, людям всегда нравятся разные вещи, и когда некоторые клиенты предпочитают установить что-то новое на свой смартфон, другие с большей радостью зайдут с него на мобильный сайт и получат всю необходимую информацию оттуда.
По словам экспертов, рынок мобильных приложений в России постепенно стабилизируется, спрос на разработки становится более систематизированным и вместо хаотичных запросов, заказчики постепенно переходят к долгосрочным стратегическим планам. Когда проекты разработки запускаются не просто так, а в рамках утвержденной ИТ-стратегии, где мобильные технологии являются отдельной статьей бюджета, эффективность использования созданных инструментов оказывается на порядок выше, и это обеспечивает возможность дальнейшего развития инфраструктуры приложений. В любом случае современный бизнес видит в мобильных решениях удобство,как для своих менеджеров, так и для клиентов. А это значит, что приложений будет становиться все больше, а стоимость их разработки будет постепенно снижаться за счет появления на рынке большего количества компаний-разработчиков.
Андрей Шуклин