|
|
Обзор подготовлен
Расходы на облачные технологии в России выросли в 5 раз за 2011 год, оценивают аналитики IDC. При всей позитивности динамики вопрос о дальнейших перспективах и направлениях развития этого рынка остается открытым.
Начало развития рынка облачных услуг в России пришлось на кризис 2008–2009 гг., когда компаниям было необходимо сократить расходы, связанные с непрофильными направлениями - в частности, на информационные технологии. Именно поэтому многие решили "рискнуть" и опробовали новые решения, предлагаемые российскими и зарубежными провайдерами.
Сегодня тенденция продолжает набирать обороты, однако рынок остается по-прежнему незрелым, а высокие показатели роста, с одной стороны, говорят как о стадии активного роста, так и, с другой стороны, – о небольшом объеме данного сегмента.
Российский рынок облачных технологий, $млн
Источник: IDC, 2012
Для сравнения - прогнозируемая динамика мирового рынка облачных услуг гораздо спокойнее. Очевидны технологические драйверы роста популярности данного вида услуг – это активное развитие инфраструктуры широкополосного доступа в интернет на территории России. Таким образом, сейчас облачные услуги становятся все более доступными региональным компаниям. По прогнозам компании "Ай-Теко", в период 2010–2015 гг. общий трафик центров обработки данных возрастет в четыре раза, причем трафик, связанный с облачными вычислениями, увеличится в 12 раз
Мировой рынок облачных услуг, $млрд
Источник: Gartner, 2012.
"По оценке различных аналитиков, бурный рост облачных сервисов в России, в разы превышающий темы роста отрасли в целом, будет продолжаться еще несколько лет. Так считают и сами игроки рынка, в том числе и наша компания, – отмечает Дмитрий Торшин, генеральный директор компании "Юниклауд". – Причин множество, но главные – это появление доверия к облакам и остающийся огромный потенциал рынка, так как пока облачными сервисами, кроме самых простых вроде почты, пользуются все еще очень немногие отечественные предприниматели".
Вопрос применения облачных вычислений тесно связан с подкованностью технических специалистов и хорошей осведомленностью руководителей. Только в том случае, когда заказчик понимает, что он хочет использовать, и может объединить новые возможности со своими бизнес-процессами, вероятна эффективная работа с таким инструментом, как облачная среда. Увы, излишняя модность этого слова приводит к маркетинговым спекуляциям. В действительности далеко не все проекты, называемые облачными, действительно являются таковыми. Во многих случаях инициативы, использующие технологии виртуализации, называются облачными для повышения престижа проекта.
Тем не менее, по прогнозам IDC, число российских вакансий, связанных c облачными вычислениями, в период с 2012 по 2015 гг. вырастет на 158% и достигнет 162,4 тыс. человек. А это значит, что облачные провайдеры и центры обработки данных становятся своеобразными центрами компетенции в вопросах оптимизации вычислений и аутсорсинга ИТ.
Тенденции внедрения облачных сервисов наблюдаются как в крупных, так и в средних и даже малых компаниях. Несмотря на определенную инертность мышления, бизнес стремится к сокращению издержек, и облака предоставляют такую возможность. Еще одним важным мотивационным фактором для передачи обслуживания информационных систем внешним подрядчикам является недостаток квалифицированного персонала в компаниях и сложность привлечения опытных сотрудников для постоянной работы.
Даже по самым пессимистичным оценкам, облачный рынок растет быстрее, чем рынок информационных технологий в целом. При этом малый бизнес позитивно воспринимает перспективы перехода на публичные сервисы, а крупные игроки чаще склоняются к созданию частных облаков. Именно им эксперты придают особое значение в качестве драйвера развития облачного сегмента рынка ИТ в России.
"Сохранить высокие показатели роста позволит развитие сектора частных облаков. Публичная схема пока не пользуется особой популярностью, особенно среди крупных игроков, а сегмент SMBвряд ли сможет поддержать взрывной рост. Компании-гиганты с недоверием относятся к вопросам обеспечения безопасности в облаке, – комментирует Валерий Соколюк, директор департамента инфраструктурных и телекоммуникационных решений компании "Астерос". – Переломить ситуацию может государство, которое начало постепенно перестраиваться на облачные рельсы. При условии массового внедрения облачных сервисов в масштабах страны, России, может быть, и удастся поддержать высокие темпы роста сегмента облачных технологий".
В западных странах спрос на публичные облачные услуги скоро превысит спрос на частные облака. В России пока обратная ситуация, и публичные сервисы пользуются спросом по большей части представителями малого и среднего бизнеса. При этом, с бюджетной точки зрения, публичное облако может быть гораздо более привлекательным для крупных заказчиков.
"Еще один мотивирующий фактор в пользу публичного облака – желание компаний получить доступ к лучшим практикам с точки зрения эксплуатации ИТ-систем, стремление достичь максимально высокого уровня предоставления услуг конечным пользователям, – отметил Валерий Корниенко, руководитель по стратегическому развитию сервисного бизнеса, IBM в России и СНГ. – У опытных сервис-провайдеров все процессы выстроены должным образом и, работая в таких условиях, компании могут предоставить своим пользователям индустриальное ИТ-окружение".
Серьезные отличия между российским и западным рынком облачных сервисов наблюдаются в отношении моделей аутсорсинга– предпочитают ли заказчики получить в свое пользование инфраструктуру или готовый сервис, либо программное обеспечение. Взападном мире наиболее популярной моделью является SaaS, а в России большая часть затрат приходится на IaaS.
При этом рост интереса к тематике "облаков" отражается и на предложениях поставщиков услуг. Эксперты считают, что спектр предоставляемых облачных сервисов будет расширяться, и наряду с традиционными SaaS, IaaS и PaaSв России будут становиться популярными и более специализированные услуги – безопасность, телефония, обработка вызовов, ServiceDesk, системы унифицированных коммуникаций, и так далее.
Как отмечает директор сервисного центра компании "Ай-Теко" Евгений Щепилов, рост расходов поставщиков облачных услуг обусловлен тем, что заказчики все же начинают доверять публичным облакам и передают непрофильные направления деятельности на аутсорсинг.
Рост спроса приводит к росту требований к вычислительным мощностям, что влечет увеличение затрат на обновление парка серверного оборудования. Ужесточение конкуренциитакже требует инвестиций – на этот раз в специалистов и отказоустойчивость мощностей. "Клиенты тратят все больше средств на облачные сервисы, – отмечает Евгений Щепилов. – Требуемые вычислительные мощности для проектов возрастают, что приводит к увеличению затрат на аренду ИТ-инфраструктуры. А тем, кому требуется высокая доступность,необходимо больше платитьза аренду инфраструктуры в отказоустойчивых ЦОДах с многократным резервированием инженерных систем".
Сегодня все больше российских компаний, особенно из сегмента СМБ, начинает доверять публичным облакам. Одновременно с этим набирает обороты секторSaaS, на рынке появляется все больше предложений, зарождается конкуренция.
Одновременно крупные клиентыначинают рассматривать варианты перевода своей ИТ-инфраструктуры в аутсорсинговые ЦОДы для сокращения прямых затрат в строительство и закупку оборудования, а также косвенных расходов на покрытие рисков и обслуживание систем. Это касается как коммерческих, так и государственных организаций РФ, постепенно внедряющих сервисы и IaaS, а далее –SaaS. "Со временем все больше приложений будет входить в "облачный пакет". Быть может, даже приложения САПР (система автоматизированного проектирования) станут облачными, если NVIDIA и Citrix доработают VGX, – ответил Дмитрий Якунин, ведущий специалист компании Arbyte. – Я думаю, что новые компании будут сразу начинать работать в облаке, не занимаясь созданием инфраструктуры локального офиса. В результате рабочее место у всех сотрудников компании будущего будет одинаковым – виртуальная машина из облака".
Андрей Шуклин