|
|
Обзор подготовлен
Вовлеченность иностранных компаний в российские проекты в сфере ИТ продолжает расти, благодаря появлению все большего числа партнерств между российскими и зарубежными поставщиками.
Российские игроки сохраняют лидирующие позиции на отечественном рынке, значительно опережая по годовому обороту ИТ-услуг иностранных конкурентов. Компания НР, которая до этого была единственной зарубежной компанией в списке ведущих поставщиков ИТ-услуг, в 2011 г. выбыла из десятки лидеров, свидетельствует отчет IDC Competitive Profiles and Analysis of Leading IT Services Players in Russia, 2012. При этом рынок ИТ-консалтинга по своей структуре он скорее является "многоукладным", для нормального функционирования ему требуется участие игроков разного уровня и из разных стран, чтобы поддерживать процесс передачи и создания новых знаний. Поэтому стоит уделять большее внимание его качественному составу, нежели распределению кусков этого «пирога», выраженному в процентах.
Вполне закономерно, что российские компании лидируют в секторе ИТ-консалтинга, но это лидерство достигается не только за счет более низких ставок отечественных консультантов. Конечно, для многих заказчиков, особенно из среднего бизнеса, стоимость услуг может быть решающим фактором при выборе исполнителя проекта. Однако для российских корпораций уровня "Газпрома" на первый план выходит набор компетенций консультантов и способность поставщика услуг к масштабированию своего сервиса – иначе говоря, возможность оперативно усилить проектную команду количественно и качественно.
Тем не менее, IDC констатирует, что ведущими поставщиками на российском рынке ИТ-услуг по итогам 2011 г. стали компании "Крок", IBS, "Ланит", "Техносерв" и EPAM Systems. Совокупная доля пятерки лидеров в общем объеме рынка составила около 28%, увеличившись по сравнению с 2010 г. В текущем 2012 г. на рынке не наблюдается драматических перемен, которые позволили бы говорить о смене тенденции.
Как правило, все крупные и сложные ИТ-проекты в России впервые реализуются с привлечением иностранных консультантов, даже если основным подрядчиком выступает российская компания. Это логично – ведь у западных консультантов есть опыт реализации проектов такого масштаба в других странах. Все ИТ-компетенции, как в области инфраструктурных решений, так и в сфере внедрения бизнес-приложений, таких, как SAP или Oracle EBS, носят универсальный характер.
Крупнейшие российские проекты по внедрению информационных систем в свое время начались с бенчмаркетинга, и, естественно, best practice считались западные проекты. На сегодня долю иностранных компаний-консультантов в общем объеме ИТ-консалтинговых проектов участники рынка определяют как 8–14%. Абсолютное большинство проектов реализуются российскими отделениями зарубежных консалтинговых компаний. По данным IDC, лидерами по объемам в России среди зарубежных компаний являются Accenture, Deloitte, PriceWaterhouseCoopers, IBM, KPMG, как утверждает Леонид Тихомиров, генеральный директор компании "Парма-Телеком".
Каким бы широким опытом не обладали западные консультанты, их проектам все равно необходима "привязка к местности", как говорят архитекторы. Только лишь красивого чертежа недостаточно, чтобы построить здание. Нужно учесть рельеф, уровень грунтовых вод, то, как оно впишется в пейзаж и не возникнет ли проблем с законом. Аналогично и с ИТ-проектами: лучшие практики глобальных консалтинговых компаний могут рассматриваться как типовой проект того или иного сооружения, который должен быть адаптирован к местной специфике при помощи российских консультантов.
В 90-х гг. глобальные ИТ-вендоры начинали свой бизнес в России с поставок оборудования или продажи лицензий, иначе говоря, с "бокс мувинга" – банального перемещения коробок. В то время никаким ИТ-консалтингом никто не заморачивался, иногда не было даже банального сервисного обслуживания и технической поддержки, кроме как по телефону из-за границы и на английском языке. За прошедшие двадцать лет ситуация поменялась: рентабельность бизнеса по продаже оборудования и лицензий упала до нескольких процентов, а по многим позициям почти до нуля. Теперь бизнес можно сделать только на услугах.
Леонид Тихомиров отмечает, что в последние годы усилилась тенденция открытия консалтинговой практики у вендоров, ранее закрепившихся на российском рынке в сегменте продаж лицензий и работающих по внедрениям через партнерскую экосистему. Таким путем пошли SAP, Oracle, Tieto и др. "Думаю, что доля консалтинга от вендоров будет незначительно, но расти. Зарубежные ИТ-консультанты сегодня активно расширяют сервисы, мировые поставщики ПО и ПК ведут диверсификацию, открывая консалтинговые направления (такую линию с "кризисного" 2009 г. открыли Cisco, Dell, EMC, IBM, HP, Xerox). Закономерным в борьбе за выживание является открытие новых рынков и активизация на перспективных рынках. Достаточно привлекательной все еще остается Россия, поэтому стоит ожидать активности зарубежных компаний в сфере ИТ-услуг", – поясняет он.
Наибольшим спросом в прошедшем году ИТ-услуги пользовались среди банков, где ведущим поставщиком стала компания "Крок". В государственном и телекоммуникационном секторах лидерами стали "Ланит" и "Техносерв", соответственно.
По всей видимости, сектор консалтинговых услуг в госсекторе для иностранных компаний будет наиболее трудным для вхождения в силу множества административных барьеров и пристрастия чиновников к секретности. Даже если проект не связан прямо с обработкой сведений, составляющих государственную тайну, приоритет чаще отдается отечественным подрядчикам. Попытки иностранных консультантов закрепиться на этом рынке часто оказывались неуспешными, как, например, опыт взаимодействия Xerox с Госдумой.
Основная проблема (даже если не рассматривать коррупционные аспекты) заключается в различной ментальности западных консультантов и госсзаказчиков. Общепринятые стандарты и методики управления проектами только начинают находить понимание у чиновников. С другой стороны, западным компаниям весьма трудно подстроить свои практики под требования ГОСТ серии 34.
В перспективе следует ожидать большей гибкости со стороны госзаказчиков в части проектных методик и сближения российской практики с мировой. Это подчеркивается приятием в сентябре 2012 г. в качестве ГОСТов серии международных стандартов управления проектами (ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом и др.). Но в очень отдаленной перспективе.
Коррективы в соотношение российских и зарубежных поставщиков на рынке РФ также в ближайшее время увеличат потребность клиентов в SaaS. Вероятнее всего, доля иностранных поставщиков будет значительна. "С повышением уровня технологической подготовленности регионов и ростом популярности облачных и мобильных решений поставщики ИТ-услуг ищут новые возможности партнерства и расширения своих бизнес-компетенций, – отмечает аналитик IDC Александр Прохоров. – Кроме того, новые модели доставки ИТ ведут к проникновению на рынок компаний из других отраслей, которые видят преимущества выхода за рамки обслуживания только своего бизнеса и начинают оказывать ИТ-услуги внешним заказчикам".
Одним из новых сегментов для российского рынка ИТ и управленческого консалтинга является рынок EPC-подрядчиков (Engineering Procurement Construction). Зарубежные компании давно используют эту модель, в России рынок только начал складываться, говорит Леонид Тихомиров. В этом сегменте проникновение иностранных компаний очень высоко, они сильно подвинули российских консультантов, проектных менеджеров и НИИ, и такая расстановка несет в себе потенциально потери для российского производителя: зарубежные EPC-подрядчики работают с иностранным оборудованием и, часто, иностранными субподрядчиками по модели EPC. Тогда как российских компаний, готовых взять эти проекты, не больше 10-ти, список зарубежных EPC-контрактеров, работающих на российских проектах, насчитывает уже несколько десятков.
Консультанты любят парадигму win-win, когда взаимодействие сторон приводит к их взаимному выигрышу, и это вполне применимо к ИТ-консалтингу как отрасли в целом. Противостояние и жесткая конкуренция российских и западных консультантов едва ли могут быть продуктивными для их заказчиков. Здесь более полезным будет подход совмещения лучших отечественных и международных практик.
Илья Машков, директор по развитию компании "Логика бизнеса 2.0" также считает, что участие иностранных партнеров по большей части оказывается весьма полезным. Иногда это добавляет некоторой статусности проводимым мероприятиям или работам. Но в большей степени высокий уровень предметной отраслевой экспертизы и западный опыт оказывались очень интересными и полезными для клиентов. Хотя иногда поначалу это воспринималось "в штыки", и требовалось время на осмысление и адаптацию. "Работа в совместной группе выручает – наши специалисты помогают и в адаптации, и во встраивании в российские реалии процедурных вопросов, которые западных экспертов поначалу могут удивлять, – рассказывает Илья Машков. – Но были также и неприятные инциденты, когда западный эксперт на поверку не обладал нужной для заказчика компетенцией. В таких случаях можно порекомендовать уделить больше времени на предварительное выяснение реальных знаний и возможностей привлекаемых специалистов".
Станислав Макаров