|
|
Обзор подготовлен
Телекоммуникационные компании воспринимаются сегодня как один из головных локомотивов рынка облачных вычислений. Вместе с тем самостоятельное развитие их невозможно и полностью зависит от зрелости смежных сегментов.
Проникновение облачных сервисов в бизнес компаний происходит стремительными темпами. Аналитики констатируют, что 95% организаций в мире будут продолжать, или наращивать применение корпоративных приложений, распространяемых по модели SaaS. Это свидетельствует о том, что, так или иначе, один из основных камней преткновения– качество телеком-инфраструктуры для доставки web-приложения и отправки в него данных – постепенно выходит на нужный уровень. "Облака" становятся интересны крупному и среднему бизнесу.
Результатом подобного сдвига в понимании ценностей SaaS стали изменения в выручке провайдеров. Аналитики Gartner отмечают, что в 2011 г. в выручке телекоммуникационных компаний SaaS-сервисы догнали доходы от развлекательных услуг (IPTV, предоставления контента и так далее). В России к ним пока относятся услуги для физических лиц: антивирусы по подписке, офисные пакеты, а также некоторые типы игр. Для юридических лиц это решения для управления корпоративным контентом, CRM, некоторые виды СЭД и ERP-продуктов, а также коммуникационное ПО (виртуальные АТС, средства совместной работы и тому подобный софт).
За рубежом проекты SaaS для корпораций уже набрали критическую массу пользователей и интересны инвесторам для многомиллионных инвестиций. В России такие сервисы в основном существуют в бета-версии или работают в нишевых отраслях. В частности, в телекоме и торговле, тогда как в медицине и госсекторе уровень их распространения пока еще низкий по сравнению с развитыми странами. Из-за сложностей в организации ИТ-инфраструктуры и высокой стоимости ШПД для компаний в регионах применение SaaS-приложений для замены критических десктопных программ в России практически сведено к нулю.
SaaS-решения постепенно занимают все больше места в выручке телеком-операторов в мире. Так, по данным IDC, в 2010 г. SaaS приносили операторам около 1% дохода ($8 млрд от почти $1 трлн), а в 2011 г. этот показатель увеличился вдвое и продолжает расти. Вендоры все чаще и чаще выбирают SaaS-модель для распространения софта.
Сегодня оборот "облачной" индустрии xaaS (PaaS, SaaS, IaaS) насчитывает более $55 млрд с прогнозом роста к 2015 г. до $130 млрд. Динамика обеспечивается снижением продаж обычного десктопного софта, а также повышенным вниманием к платежам в Сети и проектам в области электронной коммерции, требующим больших ресурсов при минимальных затратах на ИТ. Так, в начале 2012 г. в мире насчитывалось более 700 тыс. подписчиков облачной CRM-системы Salesforce.com, распространяемой через партнерские каналы, включая и операторов связи за рубежом.
По оценкам разных аналитических компаний, в мире в 2012 г. к сети будут подключены не менее 50 млрд устройств (гаджетов, компьютеров, промышленного оборудования), большая часть которых станет потребителем "облачных" сервисов: для гаджетов это будет развлекательный контент, для компьютеров – используемый конечными пользователями софт, а для промышленных решений, например, M2M-оборудования, – сведения для обмена и загрузки в информационные хранилища.
Для доставки SaaS тем заказчикам, которые требуют выполнения SLA и предъявляет высокие запросы к качеству услуги и ее доступности, телекоммуникационный оператор вынужден модернизировать свою инфраструктуру. Повышаются затраты на строительство линий связи, дата-центров и закупку оборудования. Например, в 2011 г. американский сотовый оператор Verizon потратил около $2 млрд на развитие собственной сети, включая покупку нескольких компаний. Европейский оператор FranceTelecom инвестировал в построение собственного "облака" около 750 млн евро. В этом смысле, при достойном финансовом обеспечении, оператор может сформировать качественное и конкурентоспособное предложение для рынка. В России телекомы являются основными игроками на рынке коммерческих ЦОДов, что подтверждает тезис.
Правда, доступность и качество обеспечиваются не только инфраструктурой, но и содержанием. Предшественники SaaS – арендуемые ASP-приложения, размещаемые на удаленном сервере, – не обеспечивали должный уровень производительности и скорости, а также безопасности, чем и снискали репутацию неудачной схемы дистрибуции.
Не менее существенной является проблема биллинга – оплаты и учета использования "облачного" ПО. За рубежом она решается сотрудничеством с телеком-игроками, которые предоставляют провайдерам свои биллинговые системы. В России же подобные разработки есть только у крупнейших операторов и в большинстве своем они не адаптированы для корпоративных клиентов. Единых же площадок уровня "маркетплейс" для использования общей инфраструктуры оплаты и доступа к SaaS в России пока нет. Условно успешные проекты от нескольких софтверных дистрибьюторов выглядят нерепрезентабельно (ActiveCloud, Point4All).Так что это направление – еще одна ниша для телекома на рынке облаков.
Аналогичные доводы касаются технической поддержки. ИТ-провайдер может самостоятельно не справиться с большим количеством пользователей. А телеком-операторы, особенно имеющие опыт поглощения более мелких собратьев с абонентской базой, умеют решать такие проблемы.
Интерес операторов к "облакам" продиктован тем, что подписка на сервис поможетповысить среднюю сумму чека, снизить отток абонентов при большой конкуренции. Исходя из этого, возможны три сценария работы телеком-провайдера на рынке облачного ПО: как поставщика инфраструктуры, обеспечивающей связь с SaaS-сервисом; как поставщика инфраструктуры, предоставляющей доступ к IaaS и доставляющей данные, которые размещены в приложениях "облака"; как компании, предоставляющей оборудование в аренду для организации промежуточных процессов в "облаке" (резервное копирование, фильтрация, защита информации).
Первая модель – самая простая, абонент использует web-приложения, коммуникационное ПО – мессенджеры, видеоконференцсвязь. Они доступны просто потому, что абонент оплатил доступ в интернет. Перспективами развития таких сервисов является возможность приоритезации доступа к тем или иным услугам в зависимости от маркетинговой стратегии оператора связи (например, обеспечивать быстрый доступ к собственному файлохранилищу, но уменьшать пропускную способность каналов связи при использовании аналогичных сторонних сервисов). Аналитики считают, что тренд может превратиться в новое направление с условным названием CaaS – communications-as-a-service. Драйвером станет стремление монетизировать собственные сервисы и в итоге повысить среднюю выручку от абонента.
Вторая модель является усложненной версией первой. Инфраструктура телекоммуникационных операторовподготовлена к предоставлению "облачных" услуг с точки зрения наличия каналов доставки, организации техподдержки. В ближайшем будущем они могут предоставить и другие услуги – аренду программных приложенийиз собственных дата-центров, интеграцию с ними. Подобные планы в той или иной степени присутствуют у всех отечественных федеральных операторов. У них есть возможности для синергии новых продуктов с уже имеющимся портфолио сервисов. это позволяет построить на базе инфраструктуры оператора общенациональные "облачные" платформы (пример – "Ростелеком"). Впрочем, преимущественно телекомы будут предоставлять "легкие" облачные сервисы: виртуальные АТС и унифицированные коммуникации, офисное ПО, M2M-сервисы.
Третья модель наиболее распространена – это обслуживающие сервисы для "облаков". Они развернуты у крупных зарубежных операторов как мобильной связи (AT&T, T-Mobile, Verizon, Sprint), так и фиксированной (Cox). Однако услуги пока предоставляются как дополнительные и имеют недостаточный уровень обеспечения доступности: на слуху падения облачных сервисов T-Mobile в Европе и периодическая недоступность "облаков" из-за метеоусловий в США. Подобная схема работы будет трансформироваться в первую или вторую, полагают аналитики из Telco 2.0. По их прогнозам все мировые операторы вместе взятые (Qwest, Savvis, Equinix, Verizon, Terremark и несколько более мелких) имеют не более 20% рынка IaaS, что сопоставимо с долей лидера Amazon в 18%. При этом они могут занять к 2014 г. до 25–30% рынка при условии, что отрасль будет расти на 45% ежегодно.
Михаил Демидов