|
|
Обзор подготовлен
Средний срок окупаемости бизнес-приложения до сих пор превышает 2–3 года (в консьюмерском сегменте он может составлять и несколько месяцев, что прекрасно иллюстрируется историями успеха американских стартапов). Собственники и управленцы продолжат инвестировать в технологии с тем, чтобы улучшить качество обслуживания своих клиентов и снизить внутренние расходы на бизнес.
По данным опроса Gartner более чем 2300 ИТ-директоров компаний, работающих во всем мире, размеры ИТ-бюджетов в ближайшие годы почти не вырастут. Усредненная динамика составит не более 0,5% (а фирмы с ИТ-бюджетами от $500 млн и выше начнут их активное сокращение). Причем в Северной Америке и Западной Европе динамика и вовсе будет отрицательной (-0,6% и -0,7%, соответственно). Рост обеспечат Латинская Америка (+12,7%) и Азиатско-Тихоокенаский регион (+3,4%).
Тем не менее, аналитики считают, что компании будут инвестировать в развитие ИТ, просто вместо фокусировки на каком-либо одном топовом направлении они начнут работать сразу на нескольких, распределяя существующие бюджеты на достижение 2–4 целей. Суммарный объем ИТ-бюджетов, задействованных в выборке респондентов, составил примерно $321 млрд (он распределен между компаниями из 37 сфер экономики и работающими в 45 странах мира).
Общим выводом стало то, что ИТ-директора воспринимают и продолжат воспринимать ИТ как инструмент автоматизации операционной деятельности предприятий. Идеи работы с ИТ как средствами для интеграции и контроля для технократического топ-менеджмента, падкого на инновации и усиления бизнес-ценности, уйдут на второй план. Вместе с тем, собственники бизнеса и управленцы-лидеры продолжат использовать технологии с тем, чтобы улучшить качество обслуживания своих клиентов и снизить внутренние расходы. В этом отношении технологии будут усиливать производственный потенциал.
Естественно, что Gartner делает скидку на ситуацию в экономике и отмечает, что в рамках сложных рыночных процессов и усиления влияния государства, стратегии для бизнеса обязаны быть одновременно и генераторами роста, и основой для операционной эффективности. На текущей перспективе ИТ-руководство компаний может продолжить сдерживать расходы на ИТ. Но начальство все же продолжит воспринимать ИТ как средство решения нетривиальных задач по выходу производств из трясины экономического коллапса.
Главными направлениями для инвестирования ИТ-директора, по результатам опроса Gartner, признали вложения в сегменты маркетинговой аналитики и BI, мобильных технологий, облачных вычислений, социальных медиа и совместной работы. Например, аналитические продукты вкупе с другими ИТ-системами могут использоваться для решения и упрощения многих процессов и направлений работы: аналитика вместе с управлением цепочками поставок повысит эффективность процессного управления и контроль закупок; аналитика же вместе с мобильными решениями удешевит и упростит процесс полевых продаж; наконец, аналитика в составе социальных медиа упростит задачу привлечения и удержания новых клиентов.
61% опрошенных отметили, что в ближайшие 3 года они займутся улучшением использования мобильных технологий, поскольку они видят, что подобная тенденция действительно позволит им выбиться в лидеры в своей отрасли. Это спровоцирует соответствующий рост конкуренции, который в условиях нестабильного рынка может привести как к положительным последствиям (закрытию неэффективного бизнеса, возникновению инновационных решений), так и к негативным (избыточному предложению, некорректному ценообразованию, недобросовестной конкуренции).
Подобная тенденция – вкладывать во все, что даст рост бизнеса, играет на руку ИТ-стартапам, которые создают бизнес-приложения с использованием вышеперечисленных технологий. В частности, уже хрестоматийным примером удачных инвестиций сразу в двух направления из списка Gartner является инвестиция терпящей операционные убытки международной сети кофеен Starbucks в американский сервис мобильного эквайринга Square (сочетает мобильные технологии, понятные бизнесу и привлекающие обычных пользователей, и облачные вычисления, поскольку транзакции проходят не через банковские шлюзы), рыночная капитализация которого уже превысила $3 млрд. Помимо Square, можно привести десятки схожих историй, включая венчурных создателей инновационных VoIP-решений Genbrand, авторов сервиса ЭЦП для мобильных платформ DocuSign.
Российский рынок бизнес-приложений, в силу своей консервативности, которая связана с по-прежнему огромным влиянием госсектора, менее подвижен и практически не идет на опережение тенденций. Если на Западе в аналитику вкладываются потому, что чувствуют необходимость управления накопленным массивом данных (в том числе состоящим из постоянно прирастающего контента от пользователей, описывающего собственно их пристрастия, интересы и другую информацию, используемую в маркетинге), то в России в BI вкладываются преимущественно ради обычной систематизации информации, которая собирается такими средствами "прошлого века", как CRM и ERP. С аналогичным отставанием в России развиваются и все остальные в направления ИТ – переход к модели ECM из традиционных СЭД, к BPM и кейс-менеджменту от не менее традиционной ERP.
Планы по внедрению бизнес-приложений на российском рынке в 2012 г
Источник: CNewsAnalytics, 2012
В этом отношении отечественные инвестиции в бизнес-приложения пока не идут ни в какое сравнение с западными ни по объему средств, ни по стратегии (в России инвестируют преимущественно в хай-тек, имея в виду 5–8-летний горизонт выхода из проекта, который еще строится и не имеет никакого подтверждения рынком). Максимум для крупнейших российских вендоров - это покупки команд с последующим трудоустройством ("Мегаплан" и "Мой Склад" в "1С"), инвестиции в развитие программного обеспечения для интернет-сервисов, в рамках которых возможно развертывание и BI, и CRM, и ERP в SaaS-исполнении (Parallels, nginx, Jelastic) и ряд сравнительно мелких по размеру инвестиций в отраслевые решения для бизнеса (например, онлайн-конструктор приложений My-Apps, систем хранения данных Collowear и Raidix, ПО для жестового управления Computer VisionSystems и ряда других).
Михаил Демидов