|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как вы считаете, рынок SAM в России вообще существует? Какую долю он может занимать в общем сервисном сегменте ИТ-рынка?
Владимир Разуваев: Безусловно, рынок SAM существует. Более того, в последнее время он начал расти быстрыми темпами. Если 4-5 лет назад об аббревиатуре SAM слышали единицы, то сейчас большинство компаний знает, что это означает, а многие уже внедряют у себя процессы управления программными активами и их автоматизацию. О росте рынка можно судить по разным показателям: один из них – рост количества проектов. К примеру, в компании Softline число проектов SAM увеличилось в три раза в 2012 году по сравнению с 2011 годом.
Если говорить о доле рынка услуг SAM в общем сервисном сегменте ИТ-рынка, то я бы не называл эту долю значительной, однако если мы к SAM добавим процессы управления аппаратными активами и другими ИТ-активами (любыми конфигурационными единицами, в том числе персоналом), то этот рынок (ITAM – IT Asset Management) занимает уже более серьезную нишу.
Многие компании задумываются о внедрении процессов ITIL, а чтобы приступить к этому, компании сначала необходимо внедрить процессы ITAM, чтобы понимать текущее состояние ИТ-активов, с которыми придется работать. Поэтому рынок ITAM в целом и SAM в частности можно назвать обнадеживающим.
Важным я считаю то, что рынок SAM не замкнут на одни только столичные города. Представительства Softline по всей России имеют успешный опыт продаж услуг SAM. Скажу, что в этом году наши представительства за пределами Москвы сделали почти 70% оборота услуг SAM, и это не может не радовать.
CNews: Насколько вообще отечественный бизнес и госсектор понимает смысл услуг SAM ?
Владимир Разуваев: Объяснять ИТ-специалистам, что такое SAM, уже не нужно. Сейчас мы вышли на тот уровень, когда люди понимают, что это за процессы, из чего состоят, зачем и каким образом внедряются. Конечно, существуют и айтишники, который видят в SAM не более чем инструмент автоматизации инвентаризации программного обеспечения, но таких всё меньше. Я помню много разговоров с заказчиками 4-5 лет назад, когда мне приходилось объяснять, что SAM – это не ивентаризация ПО, что SAM – это процессы, лишь одним из которых является инвентаризация ПО. Сейчас же при общении с нашими заказчиками я сталкиваюсь с полным пониманием, и когда заказчик говорит, что хочет внедрить SAM, это означает, что дело не ограничится просто установкой «софта» для инвентаризации.
Приятно, что и в госсекторе ситуация похожая. Государство сейчас требует прозрачности во всех сферах, не исключая ИТ, а для обеспечения прозрачности ИТ требует управления. Именно поэтому вопросы SAM у государственных органов и бюджетных учреждений - не на последнем месте. К примеру, наша команда Softline реализовала уже несколько проектов в госсекторе, и в настоящее время ведется еще несколько проектов.
CNews: Каковы ожидания заказчиков, решившихся на внедрение SAM ?
Владимир Разуваев: Если посмотреть на историю этого рынка, то пять лет назад проекты по SAM покупались только за счет желания заказчиков минимизировать юридические риски. Люди хотели провести инвентаризацию всего программного обеспечения в компании, проанализировать имеющиеся лицензии и сделать так называемый license compliance, т.е. сравнить имеющееся количество лицензий с реально используемыми системами и приложениями. Это давало представление о так называемом проблемном ПО и возможность принимать меры.
Три-четыре года назад, когда финансовый кризис был в самом разгаре и коснулся многих, основной целью проектов SAM было снижение финансовой нагрузки на обслуживание ПО (сокращение затрат на лицензии, сокращение времени обслуживания и т.д.). Сейчас акцент смещается на эффективность: лучший результат при наименьших инвестициях. Отсюда цели повысить управляемость программным обеспечением, навести порядок за счет владения информацией (кто владеет информацией, тот владеет миром), управлять «в один клик».
Два года назад компания Softline проводила исследование в узнаваемости SAM на рынке. Опрос ИТ-специалистов из более чем 3000 компаний показал, что почти 90% компаний проводят инвентаризацию ПО различными способами, а формализованные процедуры и регламенты, описывающие жизненный цикл ПО существуют менее, чем в 50% компаний. Сейчас же в первую очередь думают о процедурах. Кстати, мы исследуем очередной срез и приглашаем всех желающих принять участие в опросе по управлению программными активами.
CNews: А какие услуги в области SAM наиболее востребованы сегодня?
Владимир Разуваев: К сказанному выше я добавлю один момент – интерес растет не только к повышению зрелости SAM, но и к качественному росту: от SAM к ITAM, от ITAM к ITSM. Именно это заставляет Softline также смещать акценты и предлагать своим заказчикам не только внедрение процессов SAM, но и полноценные ITSM-проекты. Кстати, вы можете оценить уровень развития своей компании в области управления программными активами, отправив запрос на сайте.
CNews: Как меняются подходы к SAM в контексте распространения облачной модели поставки ПО?
Владимир Разуваев: В последнее время этот вопрос часто задают. В профессиональном сообществе и в Softline, в частности, обсуждается, как должно выглядеть управление облачными активами. Мы приходим к выводу, что в общем никаких качественных изменений нет. Облачные решения иначе реализованы технически, но не организационно. Методологически подход к реализации процессов SAM остается тем же, и это подтверждает, что мировые практики в SAM были изначально заложены верно.
CNews: Какой вы видите роль Softline в контексте российского рынка услуг SAM ?
Владимир Разуваев: Компания Softline, без всякого сомнения, является лидером на этом рынке. Это лидерство подтверждает, в частности, победа Softline в номинации «Партнер года» на международном партнерском конкурсе Microsoft в категории SAM Acceleration Market в 2011 году. На конкурс было подано более 35 заявок от команд со всего мира и мы стали победителем, обойдя в финале сильные команды из США и Германии.
Наше сильнейшее преимущество и подтверждение нашего профессионализма – выделенная команда по SAM. Softline - пожалуй, единственная компания, в которой по SAM работает отдельная команда сотрудников. Эти сотрудники занимаются ТОЛЬКО проектами по SAM.
Нельзя не отметить того факта, что компания Softline тратила и тратит огромное количество ресурсов на продвижение этой технологии. Именно мы первыми стали проводить крупные публичные мероприятия, посвященные проблемам в области SAM и путям их решения.
CNews: Насколько это важное направление для бизнеса Softline ? Каковы ваши планы дальнейшего его развития?
Владимир Разуваев: SAM — это одно из ключевых направлений компании Softline. Мы инвестируем в людей, мы инвестируем в заказчиков, мы собираем лучших людей на рынке. На сегодня у нас есть два основных плана.
Во-первых, это усиление команды профессионалов за счет привлечения новых людей. При этом мы планируем не только нанимать уже квалифицированных специалистов, но и самим готовить профессионалов, создавая вокруг себя профессиональное сообщество. Имеются и планы по «выращиванию» студентов и привлечению их прямо со студенческой скамьи.
Во-вторых, как коммерческая компания мы не можем не думать о прибыли, поэтому другой стратегический план — увеличение объемов услуг SAM за счет предложения заказчикам не только SAM, но и ITAM, ITSM и прочих связанных услуг.
CNews: Спасибо.
По всем вопросам и за дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь в департамент SAM&ITAM компании Softline по телефону: +7(495)232-00-23 или email: sam-info@softline.ru.