|
|
Обзор подготовлен
CNews: Какие основные пункты включает ИТ-стратегия компании?
Антон Гаврин: Наша ИТ-стратегия написана в прошлом году, рассчитана на 3 года и детализируется на ежегодной основе. Как раз сейчас будем подробно расписывать планы на 2013 г. В стратегии зафиксированы основные принципы, по которым мы собираемся жить и строить информационные системы, а также корпоративную ИТ-инфраструктуру.
Основным технологическим принципом является консолидация ресурсов, причем консолидация не только "железа", но и бизнес-приложений. Иными словами, мы стараемся не внедрять новых приложений, а максимально использовать существующие, наделяя их дополнительным функционалом. Активно используем виртуализацию. Сегодня у нас 2 виртуальные фермы по 16 "лезвий" от HP, на которых установлено примерно 110 виртуальных машин.
CNews: Вы не думали воспользоваться аутсорсингом в сфере облачных услуг?
Антон Гаврин: Если говорить про аутсорсинг в использовании облачных технологий, мы рассматривали варианты обращения к стороннему провайдеру, но на момент подписания стратегии ни один из провайдеров не предоставлял услуги в том виде, в котором требовалось. Обычно сервис-провайдер несет минимальную ответственность за простои. Максимальный штраф, который можно с него потребовать – это стоимость сервиса за время перерыва. Естественно, бизнес-потери от подобных перерывов стоят гораздо больше.
Нас интересовала платформа, которая позволяет оперативно масштабировать мощности, в любой момент времени, с оплатой за реально потребляемую мощность. Очень многие провайдеры предлагали нам платить за фиксированную виртуальную машину, но нас это не устраивает. Нагрузка динамически изменяется, нам интересно платить только за то, что мы потребляем, а не за запас. Кроме того, используемое оборудование пока закрывает потребности компании, запаса прочности хватит еще на пару лет, в течение которых рынок аутсорсинга может измениться, стать более дружественным.
В целом пока принято решение использовать облачные технологии для организации дополнительных сервисов. Кроме того, мы видели, как работают публичные "облака". Например, та же система объединенных коммуникаций, установленная на виртуальном сервере во внешнем ЦОДе, при видеоконференции "точка-точка" работает стабильно. Но как только подключается третий участник и включается в работу сервер, обновление "рабочего стола" происходит с видимыми задержками. Поэтому такие вещи, как объединенные коммуникации, мы будем размещать на своей стороне.
Но мы нашли возможность перевести в публичные "облака" наши web-сайты, нагрузка на которые динамично изменяется. Когда выходит новый фильм или сериал, нагрузка на сайт резко возрастает. В такой момент требуется больше процессорных мощностей. Когда спрос падает, мощностей требуется меньше. Мы платим по потребностям.
В будущем году мы рассматриваем перенос в "облака" внутреннего интранет-портала и, возможно, электронного архива. Эти приложения построены на web-платформе, и их удаленное размещение кажется нам оправданным.
CNews: Как выбирали провайдера?
Антон Гаврин: Мы рассмотрели две площадки, на одной управление виртуальными машинами было реализовано на базе VMware, на другой – на базе бесплатного гипервизора. Выбрали второй вариант, так как этот провайдер предложил почасовой биллинг, зависящий от объема потребляемых мощностей, плюс полностью управляемую клиентом систему резервного копирования. Мы сами определяем, сколько копий делать, как часто. Проект стартовал совсем недавно, и уже 3 недели мы только и делаем, что отлавливаем ошибки в работе системы. На самом деле все удобно, администрирование идет через web, но постоянно возникает то одна, то другая проблема, до самых банальных. Например, одной виртуальной машине потребовалось присвоить несколько IP-адресов, но такой возможности с ходу не оказалось. Проблема решилась, но потребовалось время. Иными словами, у нас не получилось прийти и сразу начать пользоваться услугой.
CNews: Какой проект этого года потребовал больше всего усилий, был самым дорогостоящим?
Антон Гаврин: Самый крупный проект этого года – внедрение системы объединенных коммуникаций на основе Microsoft Lync, он является завершением целой программы проектов.
Для того, чтобы внедрить это решение, нам прежде всего потребовалось сменить почтовую систему с IBM Lotus Domino на MS Exchange, потому что решение работает только на этой платформе. Для того чтобы сменить почтовую систему, потребовалось "уйти" от старой системы электронного документооборота, "привязанной" к Lotus Domino. Кроме того, одной из причин старта этого тройственного проекта было то, что было много нареканий к интерфейсам как самого Lotus’а, так и системы документооборота. Сегодня пользователи уделяют большее внимание интерфейсу, чем функционалу.
Сначала мы внедрили систему электронного документооборота WSS Docs на базе SharePoint с переносом на новую платформу всех исторических данных: приказов, договоров, внутренних документов, на него ушло 3 месяца. Потом за 2 месяца мы перенесли более 1000 почтовых ящиков, также с сохранением всех данных, в том числе архивов, которые хранились не на сервере, а локально у пользователей.
Далее стартовал пилотный проект по объединенным коммуникациям. Его целью было убедиться, что система работает, и определить поставщика телефонных аппаратов. В России их представлено не так много, и мы попробовали всех. Сейчас проект завершается, с декабря система будет введена в промышленную эксплуатацию.
CNews: С какими трудностями столкнулись во время проектов?
Антон Гаврин: Для миграции с Lotus’а на MS Exchange нам пришлось привлекать стороннего подрядчика. Сами мы, к сожалению, сделать этого не могли, потому что наши администраторы на тот момент были знакомы только с Lotus’ом. Кроме того, интегратор предложил нам специализированный софт, который позволяет выполнить миграцию. Почему-то у Microsoft такого решения нет, и его разрабатывают сторонние компании. Первые 100 ящиков перенес подрядчик, остальные – наши специалисты. С внедрением объединенных коммуникаций пришлось пойти по тому же пути – выбрать опытного интегратора, сделать тестовый проект. К сожалению, Microsoft ничем не смог нам помочь в процессе перехода на их собственные продукты.
Мы также уделили много внимания выбору телефонных аппаратов. 16 пользователей в течение месяца пользовались телефонами разных производителей. Есть телефоны, которые подсоединяются только по USB и стоят в 3 раза дешевле обычных. Благодаря тестированию, пользователи подметили их главный недостаток – они не работают, когда выключен компьютер. А многие люди привыкли, выключая компьютер, звонить перед уходом домой. Если бы мы сразу приступили к полномасштабной реализации, то наверняка захотели бы сэкономить и приобрели бы дешевые телефоны. "Пилот" позволил нам избежать ошибок.
CNews: Как вы относитесь к мобильности?
Антон Гаврин: Компания спокойно относится к концепции BYOD (Bring Your Own Device). Мы предоставили корпоративным пользователям удаленный интернет-доступ к системе электронного документооборота, электронному архиву, в котором хранится вся первичная документация и договоры, корпоративному интранет-порталу. Теперь руководство, даже во время командировок, активно участвует в процессе согласования документов, работая со своих любимых iPad’ов.
CNews: Использованы ли специальные решения для защиты мобильного доступа?
Антон Гаврин: Доступ осуществляется через web-приложения, поэтому достаточно стандартных мер защиты и firewall'а. Для реализации данных решений мы не привлекали сторонние компании и все сделали сами.
CNews: Как идет информатизация финансового блока?
Антон Гаврин: В компании внедрено решение по бюджетированию, но пока оно работает очень медленно и имеет неудобный интерфейс.
Сейчас информация хранится в трех разрозненных системах: электронного документооборота, электронного архива и учетной системе на базе "1С". Новое решение для бюджетирования и контроля расходов объединит информацию из всех трех блоков, позволит автоматически сверять счета на возможность оплаты, контролировать статусы предоставления первичных документов. Проект рассчитан на полтора года.
При этом, как я уже это говорил ранее, пользователи уделяют много внимания удобству работы с программой и ее интерфейсу. Поэтому для основной массы пользователей, которые выполняют массовые типовые, но несложные операции мы планируем использовать заказной web-интерфейс. В основном это сотрудники функциональных подразделений, инициирующие договор или счет на оплату. Сотрудники финансового блока, у которых операции более сложные, с возможностью расчета аналитики, будут, как и прежде, работать в "толстом" клиенте.
CNews: Для каких задач вещательной компании трудно найти готовое ИТ-решение?
Антон Гаврин: У нас есть задача, решение которой мы не нашли вообще, то есть даже на мировом рынке. Нам требовался программный продукт, который позволяет формировать сетку вещания на большой срок вперед.
Компания закупает права на определенный контент, которые обычно ограничены фиксированным количеством показов за определенный период. Случается, что срок использования прав подходит к концу, а показы еще остались, и мы не успеваем поставить фильм в сетку вещания. Бывают и обратные ситуации. Избежать их, пользуясь ручными инструментами расчета. очень сложно.
Требовался программный продукт, который позволил бы планировать вещание на большой период вперед с учетом имеющихся прав. Мы хотели видеть, фильмы какой стоимости надо докупить для заполнения сетки, какие права мы уже имеем и по каким – срок лицензии подходит к концу. При этом должна автоматически рассчитываться стоимость дня с точки зрения прав и возможности размещения рекламы. То есть требовалась оптимизации сетки вещания с точки зрения стоимости прав. При этом система должна позволять не только считать плановую стоимость, но и моделировать ситуации расстановки: что будет если эти фильмы расставить в прайм-тайм? Что будет если эти права "сгорят" и т.п.?
Мы не нашли подходящего продукта на рынке, поэтому это полностью заказная разработка, которую сейчас выполняет нам компания "Прогноз". Проект называется "Динамическая сетка", тестовый драфт системы мы получим к апрелю. Как всегда, выбор во многом определился благодаря очень удобным интерфейсам платформы.
CNews: Как же решают проблему зарубежные коллеги?
Антон Гаврин: Увы, работают в Excel’е.
На мой взгляд, это типичная задача производственного планирования (MRP): сколько нужно запчастей, чтобы произвести автомобиль. Программа "откатывает" ситуацию назад, рассчитывая, что и когда надо заказать так, чтобы запчасти поступали к нужному этапу производства. Здесь примерно то же самое: сколько точно нужно купить прав, чтобы заполнить сетку вещания. Но готового решения для отрасли пока нет.
CNews: Были ли интересные инфраструктурные проекты?
Антон Гаврин: Мы организовали беспроводной доступ в наших офисах для сотрудников и наших гостей. Раньше было установлено 8 беспроводных точек в переговорных центрального офиса и 3 точки в технологическом комплексе. Проблема была в том, что точки не управлялись централизованно, и каждый раз приходилось заново вводить пароль, при перемещении между точками связь прерывалась.
В обоих офисах мы развернули сеть Wi-Fi на оборудовании Aruba, оно позволяет не только централизованно управлять точками доступа, но и искать сторонние точки, которые принесли гости или установили свои же сотрудники, блокировать их. Этот проект – в общем-то традиционный для ИТ-департаментов, мы выполнили его самостоятельно.
Также в этом году мы внедрили покопийный аутсорсинг печати. История с выбором провайдера наглядно иллюстрирует степень развития российского рынка аутсорсинга печати, вернее, его отсутствие. К участию в конкурсе мы пригласили как больших игроков: HP, Konica Minolta, Xerox, так и две российские компании среднего размера. Мелкие компании, несмотря на явное желание выиграть, не смогли предложить "покопийный сервис", просто потому, что такая модель расчетов не была у них проработана. HP просто "исчез" после переговоров. Konica Minolta честно отказалась от участия в конкурсе, так как на наших объемах (около 150 тыс. копий в месяц) они не были способны сделать конкурентное предложение. Таким образом, победил Xerox в лице своего партнера "Сервис-Директ".
С 1 сентября они полностью взяли на аутсорсинг наш печатный парк. Мы больше не задумываемся о том, закупили ли мы картриджи, работает ли печатное оборудование, достаточно ли его для печати. В конце месяца мы просто получаем счет: "Вы распечатали столько-то листов на таких-то устройствах...".
При этом выросло не только качество печати, финансовая эффективность перехода на аутсорсинг составила около 20%.
CNews: На сколько лет рассчитан контракт?
Антон Гаврин: Он бессрочный, и одним из условий стал наш свободный выход из контракта в любой момент. Естественно, подменная техника, которую исполнитель представил за время контракта, "уходит" вместе с ним. Мы остаемся с тем, с чем вошли в контракт. При этом "большие игроки" настаивали на трех- и пятилетних контрактах без права выхода.
CNews: Как вы оцениваете качество российского ИТ-консалтинга?
Антон Гаврин: Не хочу быть пессимистом, но, по-моему, качество российских поставщиков ИТ-услуг падает. Крупные интеграторы выставляют очень высокие цены, а качество работы им не соответствует. При этом небольшие контракты либо просто игнорируются, либо на них идут под определенным давлением. У меня такое ощущение, что сегодня надо брать маленьких, но "голодных", которые хотят работать. При этом, безусловно, "интегрировать" их работу между собой придется внутреннему ИТ-департаменту.
Очень хотелось бы получать от интегратора профессиональный документ, описывающий решение с технической точки зрения, а не писать этот документ за него. Фактически сейчас приходится за них прорабатывать концепцию, а потом еще и контролировать по узкоспециализированным задачам. Не знаю, почему – но либо слышишь объяснения на пальцах, либо получаешь коммерческие предложения ни о чем. Некоторые объясняют это тем, что "пресейл нынче дорог". Меня это немного коробит, порой на конкурсе выбирать не из кого. Хотелось бы большего профессионализма.
CNews: А к зарубежным поставщикам пробовали обращаться?
Антон Гаврин: У меня такой опыт был на предыдущих местах работы. Так, например, с помощью зарубежных консультантов готовилась ИТ-стратегия. Получился огромный 300-страничный документ, в котором не было никаких конкретных (со сроками и оценками) проектов.
ИТ-стратегию "СТС Медиа" писал сам, в ней на 80-ти страницах описаны необходимые проекты со сроками и ожидаемыми результатами. Ее можно "обсуждать или осуждать", но по ней можно работать и мне, и моим сотрудникам.
CNews: Спасибо.