Обзор подготовлен

версия для печати
Владимир Дворецкий

Владимир Дворецкий:

Мы уходим от "железа" и развиваем софт

Заместитель начальника отдела ИТ и бизнес-процессов компании "Вектор-Лизинг" Владимир Дворецкий рассказал о реализации стратегии развития бизнеса, основанной на двух принципах. Централизация, гибкость и непрерывность бизнеса обеспечиваются за счет IaaS на базе коммерческого ЦОДа. А все программные системы снабжаются web-интерфейсом для удаленного и мобильного доступа.

CNews: По какой бизнес-стратегии живет компания сегодня, и как она отражается на ИТ-задачах?

Владимир Дворецкий: "Вектор-Лизинг" работает в сфере лизинга, является универсальной лизинговой компанией, но имеет одно отличие: мы продвигаем не самое известное в России направление оперативного лизинга. Если не вдаваться в подробности, этот вид лизинга подразумевает большой комплекс дополнительных услуг, связанных с обслуживанием предмета лизинга. При этом, в отличие от тех, кто продвигает оперлизинг в России, мы работаем не только с легковыми и коммерческими автомобилями, но и с грузовиками, и со спецтехникой.

В 2012 году у компании изменилась стратегия развития. Если раньше мы в первую очередь нацеливались на региональную экспансию, то сейчас делаем ставку на центральный регион и увеличение скорости обработки данных и гибкости бизнес-процессов. В связи с этим на ИТ возлагаются большие надежды. Кроме того, акционеры поставили задачу максимально обезопасить бизнес от рисков отказа ИТ-инфраструктуры. В результате были выработаны следующие требования: во-первых, быстрое восстановление при любых инцидентах; во-вторых, максимальная гибкость при изменении масштаба бизнеса (сокращение или увеличение персонала, появление новых допофисов и т.д.); в-третьих, внедрение последней версии системы SAP Business One.

CNews: Обеспечить непрерывность и гибкость проще всего с помощью аутсорсинга инфраструктуры...

Владимир Дворецкий: Да, для соответствия требованию гибкости мы взяли в аренду виртуальные серверные мощности в коммерческом ЦОДе компании "Онланта" (входит в группу компаний "Ланит"). Сейчас мы используем виртуальные сервера для решения стандартных задач, например размещения почтового сервера, файл-сервера, сервера БД и прочих систем. Серверными мощностями можно управлять в произвольном режиме, причем оставаясь в рамках бюджета, что не может не радовать. Наша виртуальная площадка заработала с 1 июля 2012 года, сервисы компании переносились постепенно. Сейчас остался последний этап перехода, после которого наша физическая стойка будет переведена в режим "на всякий случай" – для выполнения требования непрерывности.

CNews: Поделитесь, пожалуйста, мнением о качестве сервисов, представленных на российском рынке.

Владимир Дворецкий: Приятно удивило, что выбор есть на любой вкус и кошелек: от полуподпольных, размещенных по подвалам, мелких провайдеров до крупных сервисов, предоставляемых на базе красивых современных ЦОДов, не уступающих лучшим международным аналогам. Мы познакомились, поездили, посмотрели, пощупали руками, и отобрали трех поставщиков: "Safedata", "Онланта" и "Ниеншанц", с которыми начали плотно работать, и выбрали одного из них.

CNews: Какие критерии определили окончательный выбор?

Владимир Дворецкий: Одним из отборочных критериев было наличие сервисной службы, которая сможет оказывать поддержку пользователям нашей компании в Москве и регионах, фактически требовалась полноценная замена штатных системных администраторов по нескольким категориям продуктов (Windows, CISCO, Avaya, MSSQL), плюс постоянно находящийся в офисе инженер техподдержки, плюс полноценный хелпдеск. Далее, декларированное качество услуг должно было быть подтверждено рекомендациями с рынка. Третий фактор – уровень цен. Плюс к этому случайно оказалось, что "Онланта" находится рядом с офисом компании. Это стало дополнительным, но не решающим аргументом.

CNews: Были какие-то проблемы при запуске проекта?

Владимир Дворецкий: Проблем как таковых не было. За весь переходный период, который длился три недели, сбои "съели" от силы час с небольшим. Например, при переключении контроллеров домена пришлось отключить стойку в офисе на полчаса. Я считаю, что такой низкий уровень потерь рабочего времени на переходном периоде – хороший показатель.

CNews: Вы оценивали экономическую эффективность перехода?

Владимир Дворецкий: Конечно. Оценивались затраты на переход к аутсорсеру (параллельная эксплуатация двух систем) по сравнению с покупкой железа – была подсчитана стоимость приобретения парка серверов и обновления парка рабочих станций в двулетней и пятилетней перспективе. Выяснилось, что бюджеты обоих вариантов примерно равны, однако по уровню гибкости виртуальная инфраструктура сильно выигрывает.

Мы уже побывали в неприятной ситуации: ввели в эксплуатацию новое ПО на одном из серверов, и оказалось, что памяти не хватает. А свободных слотов для установки памяти нет, и остается только покупка нового "железа" через полгода эксплуатации. Поэтому мы выбрали гибкость.

CNews: Как рассчитывается абонентская плата в случае резкого роста потребности в серверном пространстве?

Владимир Дворецкий: В договоре оговорен лимит мощностей – в процессорных единицах, гигабайтах памяти, дисковом пространстве. Тарифы, в рамках которых мы живем, зафиксированы на 2 года вперед до лета 2014 года. Как правило, мы за этот лимит не заходим, но если вдруг нам нужно что-то увеличить-уменьшить, мы просто обращаемся к нашему менеджеру. Он готовит дополнительное соглашение, по которому мы получаем дополнительные мощности. Причем сначала в течение часа подключаются мощности, а потом уже готовится и подписывается соглашение, проходит оплата. Быстро и удобно.

CNews: Что дал компании переход на "гибкую" серверную инфраструктуру, на виртуальные сервера?

Владимир Дворецкий: Во-первых, благодаря виртуальной площадке мы смогли развернуть тестовую среду для внедряемых систем, не увеличивая нагрузку на существующий серверный узел. Закупка дополнительного оборудования для той же цели оказалась бы менее рациональна. Во-вторых мы уже реально опробовали возможность маневра мощностью и бюджетом. При закрытии региональных филиалов освободились мощности и лицензии. На эти деньги была увеличена емкость терминального сервера, и московские пользователи смогли работать еще быстрее. Часть денег мы просто сэкономили – изъяли из договора и отложили на будущее.

Еще один момент: благодаря виртуальной среде появилась свобода перемены места. Наш последний переезд, даже в пределах одного здания, с этажа на этаж, занял почти неделю, из которой два рабочих дня ушло на прокладку сети, перестановку мебели, подключение стойки и прочие малоприятные мероприятия. Бизнес фактически стоял. Сейчас, при внешнем data-центре, у нас предусмотрена возможность подключения шифрованного канала, есть дежурный сменный офис. То есть в случае незапланированного переезда, любого форс-мажора ключевые сотрудники просто будут работать из этой комнаты.

При этом особо важные сотрудники, например топ-менеджмент, смогут работать из дома. Официально возможность удаленной работы пока не утверждена, но технически мы готовы обеспечить полнофункциональный доступ к корпоративным системам всем сотрудникам компании в любой момент практически из любой точки мира, где есть интернет.

CNews: Как обеспечено резервирование?

Владимир Дворецкий: Поскольку наша компания ведет исключительно "белый" учет, нам важна не столько сохранность коммерческой информации от государства, сколько непрерывность бизнеса. Для этого мы предусматриваем резервирование в нескольких вариантах. Первый уровень реализуется любым нормальным ЦОД по умолчанию – резервирование данных и мощностей внутри ЦОД. Второй уровень – раз в неделю осуществляется резервное копирование данных из облачных систем в ЦОДе на сервера в нашей старой стойке. Таким образом, если что-то случится с ЦОДом, у нас сохранится вся информация, пусть с потерей последней недели. При увеличении объемов бизнеса готовы этот срок сокращать. Третий уровень – на случай одновременных проблем с ЦОД и стойкой ведется поиск резервного ЦОДа.

CNews: Как проходит внедрение SAP Business One?

Владимир Дворецкий: Первое внедрение ERP-системы состоялось в 2008 году, это была версия 2007 года. Компания была еще совсем молодой, только начала работу. При внедрении консультантом была компания Softline Solutions, которая сопровождала нашу систему, помогала дорабатывать ее (например, в 2009 году мы объединились с другой компанией). Но в 2011 году наш партнер закрыл направление SAP Business One и отказался сопровождать систему. На рынке даже был небольшой скандал на эту тему.

В итоге представительство SAP взяло нас "под свое крыло" и предложило другого провайдера. Переходя к новому провайдеру, мы приняли решение заодно обновить систему, причем как платформу, перейдя на ее новую версию, так и бизнес-логику с учетом наработанного опыта и планируемых перспектив развития.

Главное, что требовалось от новой системы, это web-интерфейс и интегрированный лизинговый калькулятор. Слова "лизинговый калькулятор" звучат просто и ассоциируются с такой известной функцией, как кредитный калькулятор, доступной на сайте большинства банков. На самом деле это сложный программный комплекс для внутреннего пользования, который при большом количестве заданных параметров рассчитывает платежи по лизинговой сделке. Методики расчета являются know-how компаний, их берегут как зеницу ока. Исторически эта нетривиальная задача решалась лизинговыми компаниями в Excel’е.

Однако, чтобы сделать расчеты точными и надежно хранить как результаты расчетов, так и методику, все же желательно вести их в специальной программе. При старой версии ERP наш калькулятор был самостоятельным программным приложением, интегрированным с ERP и учетной системой на уровне обмена данными. В новой версии лизинговый калькулятор интегрирован в ERP на максимально тесном уровне. Благодаря этому, в частности, мы смогли обеспечить менеджерам полноценный web-доступ к калькулятору.

Попутно переработка системы позволила по новому взглянуть на подготовку отчетности по МСФО. Как радостно декларирует наш финансовый директор, "Вектор-Лизинг" – одна из немногих отечественных лизинговых компаний, в которой отчетность по МСФО формируется не методом трансформации, а путем прямого учета операций.

CNews: Почему для стартапа было выбрано такое дорогое решение, как SAP Business One?

Владимир Дворецкий: Внедрение западной системы было политическим решением. Плюс к этому на момент образования компании типовых решений для лизинга практически не было – все имевшиеся на рынке системы требовали большой доработки. Как ни странно звучит, стоимость внедрения и дальнейшего обслуживания была в пользу SAP даже по сравнению с решением на платформе "1С".

CNews: Почему вам был важен web-доступ к калькулятору?

Владимир Дворецкий: Это отголосок бизнес-требования к мобильности и независимости наших менеджеров. Раньше сотрудник приезжал к клиенту, выяснял его потребности, потом уезжал и делал расчет. Сейчас менеджер приезжает к потенциальному заказчику или просто работает на выставке, открывает ноутбук, быстро регистрирует нового клиента в системе и сразу выдает ему варианты расчетов. Увеличивается скорость работы с клиентами.

CNews: Какой была роль консультанта на проекте внедрения новой версии ERP?

Владимир Дворецкий: Они взяли на себя почти все, над нашим проектом работают 8–10 сотрудников интегратора. Единственное, что мы оставили за собой, – это разработка методик (калькулятор, учет МСФО) и подготовка данных для загрузки в новую систему. Потому что "чистка" данных сильно удорожает проект: данные хранятся в таком разном количестве мест, систем, форматов, что проще было все это подготовить самим, чем объяснять, что откуда брать. Подготовка данных началась в апреле этого года, и сейчас мы на завершающей стадии. Пока система тестируется на данных, близких к реальным. Проект внедрения занял чуть больше года.

CNews: Если исходить из вашего текущего опыта, как вы оцениваете качество консалтинга?

Владимир Дворецкий: На твердую четверку.

CNews: Какие варианты удаленного, мобильного доступа к корпоративным системам реализованы в компании сегодня?

Владимир Дворецкий: Подавляющее большинство сотрудников работает в офисе. Если же требуется работать из дома или во время командировки, начальникам всех отделов, ведущим специалистам из отдела рисков, бухгалтерии выдаются корпоративные ноутбуки. Для мобильной корпоративной связи менеджерам подключается опция "СуперБИТ" от МТС и мобильный интернет. Но смартфоны и планшеты – личные (кроме как у топов). Поэтому с личного устройства возможен доступ только к web-сервисам (почте и рабочему месту специалиста по продажам), с корпоративного ноутбука – почти ко всем системам. Сейчас готовится к запуску web-модуль по управленческой отчетности для руководства. В ближайшие 2 года мы планируем создать web-модули для всех ИТ-систем.

CNews: Почему вы предпочитаете web-доступ мобильным приложениям?

Владимир Дворецкий: Это платформонезависимый вариант. У нас нет собственного штата программистов, а нанимать их каждый раз, когда потребуется разработка под очередную платформу, – слишком дорого.

CNews: Каковы ваши планы на ближайшие 2–3 года?

Владимир Дворецкий: В концепции, утвержденной в 2010 году и рассчитанной на период до 2015 года, прописан магистральный путь развития, в том числе в части софта. Про web я уже сказал. Вполне возможно, уже в следующем году будет рассматриваться возможность внедрения систем управления документооборотом и анализа данных, поскольку количество договоров уже приближается к десяти тысячам, а ведь есть еще историческая информация, которую тоже надо анализировать.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS