| |
Обозрение подготовлено |
При поддержке |
|
|
Алекс Ким: 2004 год станет ключевым в борьбе за российский рынок ноутбуков
Интервью CNews.ru дал Алекс Ким, глава представительства компании ASUSTeK Computer в России.
CNews.ru: Какие изменения, по вашим наблюдениям, происходят в данный момент на мировом рынке ноутбуков? Какие технологические тенденции оказывают наибольшее влияние на его развитие?
Алекс Ким: Основная тенденция и направление изменения мирового компьютерного рынка была видна давно, сейчас можно констатировать, что наконец-то наступил перелом в соперничестве привычной настольной системы «процессорный блок-монитор-периферия» и ноутбука. Сейчас аббревиатура «ПК» воспринимается уже не как «персональный», а именно как «портативный» компьютер. Это стало возможно благодаря влиянию трех факторов: технического, финансового и психологического.
Во-первых, благодаря переходу на новые технологии (сначала на 0.13 мкм, затем на 0.09 мкм), процессоры стали меньше, но мощнее. При этом DTP снизился до нескольких десятков Ватт, что позволяет создавать тонкие и легкие ноутбуки, по своей производительности ничем не уступающие настольным системам. Процессоры с технологией Centrino впечатляют возможностями автономной работы, а беспроводные технологии освобождают от сковывавших ранее проводов.
Во-вторых, средняя стоимость ноутбука практически сравнялась с настольной системой. Давайте посчитаем затраты на настольную систему блок ЦП, монитор, периферия, прибавив к ней ещё и цену квадратного метра жилья, которую она занимает… Например, в Москве это будет вообще страшная цифра ~1500$/кв. метр. Тогда расходы на такую милую вещь как компьютерный столик покажутся мелочью. А если вспомнить об удовольствии работы с ноутбуком на даче, кухне, в спальной комнате и в других, прежде нетрадиционных местах?
В-третьих, ноутбук в массовом сознании перестал быть «вещью в себе» и ещё больше приблизился к потребительскому товару. Сейчас мало кто будет «зацикливаться», например, на количестве операций, производимым центральным процессором в секунду. На передний план для покупателей выходят потребительские характеристики: надежность, дизайн, функциональность и т.д. Ноутбук сегодня это не только элемент общественного статуса, но и замечательная, порой незаменимая вещь для работы и жизни. Недаром все большей популярностью пользуются ноутбуки с 1517" экраном высокого разрешения, пригодным для качественного просмотра DVD и TV-программ, с мощной видеокартой, TV и FM-тюнером и мощным звуком. Такие машины полностью замещают настольную систему и становятся поистине «центром развлечений» в доме. Пример тому наш новый «широкоэкранник» с соотношением сторон 16:10 ASUS W1Ne, с замечательной телевизионной матрицей 15.4", разрешением 1680х1050, видеоподсистемой ATI M10, TV тюнером, пультом ДУ, размещенным в PCMCIA-разъеме, процессором Intel Pentium Dothan, с потрясающим звуком 4 динамика плюс один сабвуфер, в алюминиевом корпусе отличного дизайна. Уже на сегодняшний день аппараты этой серии показали отличные результаты продаж.
Суммируя вышесказанное: главное, что влияет на рынок ноутбуков это постоянно растущий потребительский спрос. Все технологические новинки постоянно увеличивающаяся производительность процессора, переход на новые технологии производства микроэлементов, развитие беспроводных стандартов связи, новые технологии производства элементов питания, всё только корректирует основное спрос. А он в России растет очень быстро, и главное есть куда расти, соотношение продаж ноутбуков и настольных систем сейчас у нас один к десяти. И очень важно это быть к нему готовым.
CNews.ru: Насколько существенно, на ваш взгляд, отставание отечественного рынка ноутбуков от мирового тренда?
Алекс Ким: В этом вопросе, я думаю, нужно изменить порядок слов, тогда получится «отставание рынка отечественных ноутбуков» от лучших мировых образцов. Этот факт имеет место, несмотря на уверение российских компаний, что мировые брэнды продают в России свой «неликвид». Очевидно, что рынок диктует свои законы, и сюда привозят новейшие образцы компьютерной техники, сразу же, как только они появляются в производстве. Вспомним те же ASUS W1N или ASUS S300N, которые были анонсированы в начале лета, а в июле покупатели уже приобретали его у наших дилеров в России.
Что касается последних технологических разработок, то и здесь Россия сейчас мало чем отличается, к примеру, от западноевропейских стран. Но так как территория страны велика, а экономическое развитие регионов неоднородно, то и концентрация технологий порой очень разная.
CNews.ru: По приводимым вами данным, продажи ноутбуков в России в прошлом году составляли менее 10% компьютерного рынка, в то время как в других странах на их долю приходится около 50%. Как изменится это соотношение в ближайшие годы?
Алекс Ким: Тенденция к росту рынка ноутбуков в России сохранится и, не сомневаюсь, перекроет прошлогодние показатели. По нашим оценкам, рост составит порядка 60%, и за 2004 год в России будет продано не менее 450 тысяч аппаратов. При этом ёмкости российского рынка хватит еще на несколько лет такого роста. Здесь скажутся многие факторы. В основном, те три (технический, финансовый и психологический), про которые я уже говорил выше. Кроме этого, выступит катализатором и появление в числе игроков мультинациональных компаний, для которых растущий с рекордными темпами российский рынок становится очень привлекательным.. Рынок в России окончательно не сформирован, за него идет борьба, а 2004 год станет ключевым. Тот, кто выйдет вперед в ближайшее время, имеет все шансы стать лидером на годы. Подтверждение тому большие рекламные бюджеты некоторых брендов, явно поставивших перед собой цель вырваться вперед. Однако даже обильная, агрессивная реклама не является залогом успеха. Необходимы ещё и качество, и современный дизайн, и сбалансированный модельный ряд, и разумная партнерская политика, и развитая сервисная сеть все это есть у ASUS.
CNews.ru: Насколько, по вашим оценкам, различаются требования, предъявляемые к портативным ПК со стороны российских и западных клиентов?
Алекс Ким: Если говорить про различия в предпочтениях российских и западно-европейских потребителей, то думаю, они связаны прежде всего со средним материальным достатком, который у наших западных соседей значительно выше. Посему и технику они покупают более дорогую: в основном тонкие и легкие модели, где воплощены все основные технологические новинки, т.е. то, что мы называем «бизнес-классом». Также на западе популярны «desktop replacement» ноутбуки с большой вычислительной мощью, выделенной высокопроизводительной видеокартой, хорошей матрицей, развитым звуком с сабвуфером, что делает возможным использовать их как «центр развлечений».
Российские клиенты часто жертвуют и качеством продукта, и предлагаемым сервисом, не говоря уже про дизайн и характеристики. Им просто очень нужен ноутбук, и они зачастую готовы купить восстановленные аппараты западных брендов, далеко не первой свежести. В последнее время эта ситуация начинает меняться, и специалисты отмечают, что в России этим летом был очень хороший спрос на «бизнес»-серию ноутбуков. Ни для кого не секрет, что на местном рынке мы обычно имеем картину, аналогичную западной с запаздыванием от года и более. Надеюсь, что в будущем это отставание будет сокращаться.
CNews.ru: Ноутбуки Asus на базе какой платформы, по вашей статистике, пользуются сейчас наибольшим клиентским спросом в мире и в России? Каково ваше отношение к мобильным процессорам AMD? Планируете ли вы использовать эту платформу в своем производстве?
Алекс Ким: Действительно, здесь разница есть. В других странах охотно покупают ноутбуки на процессорах AMD. Но в России Intel занимает настолько сильные позиции, что его лидерство не оставляет сомнения.
У нас в текущем модельном ряду есть ноутбуки с процессором AMD ASUS A2Dc (Athlon XP M 2800+). Эта фирма имеет в России своих поклонников, и если будет спрос, то будет и соответствующее предложение. Мы к этому готовы.
CNews.ru: Какие из моделей ваших мобильных ПК сейчас можно считать бестселлером? Как долго вообще той или модели удается удерживать за собой ведущие позиции по продажам?
Алекс Ким: Долгое время безусловным лидером была модель ASUS A2L «экономическая серия» нашего модельного ряда. Это достаточно простая машина, но покупатели быстро оценили качество от ASUS по достаточно невысокой цене.
Время, которое та или иная модель удерживает за собой лидирующие позиции, зависит от многих факторов. Прежде всего, конечно, от предложения конкурентов и от удачности самой модели. Обычно это период от 6 месяцев до одного года. Мы не любим устраивать «чехарду» из нашего модельного ряда, поэтому стремимся выйти на рынок с моделью, которая будет актуальна довольно долго. Подтверждением тому служит ставший культовым ноутбук ASUS S200 модель, которой уже больше двух лет. Сначала выпускавшийся на Crusoe Transmeta, позже на Ultra-low-Voltage Pentium M (ASUS S200N), он и сейчас не имеет аналогов. Это самый миниатюрный и легкий ноутбук на процессоре с Centrino в России. Сейчас мы выпустили ASUS S300N продолжение линии «mobility», который в модифицированном корпусе ноутбука S200N имеет ещё и встроенный оптический привод DVD-CDRW или DVD-multi.
У нас, как у производителя, есть большое конкурентное преимущество мы можем производить модернизацию существующей модели так, как этого требует рынок изменить тип применяемого процессора, видеокарты и т.д. Так что покупатель гарантированно получит только самую современную технику, даже если модель не будет сниматься с производства долгое время.
CNews.ru: В предыдущем интервью нашему изданию вы говорили о своих планах занять 25% российского рынка ноутбуков. По итогам прошедшего полугодия, как вы оцениваете свои результаты?
Алекс Ким: Мы не отказываемся от поставленных целей и намерены занять четверть ноутбучного рынка России, возможно, уже к концу этого года. Из последних отчетов Garner Group за второй квартал следует, что ASUS уже достиг своей цели и находится на первом месте по количеству проданных ноутбуков, занимая 16,3 процента рынка.
Время, когда можно было предложить пусть страшненький и «криво» работающий, но самый дешевый на рынке ноутбук и стать при этом лидером в продажах, безвозвратно прошло. Сейчас покупатель, и более того, сами продавцы стали другими. В настоящее время выигрывает тот, кто предлагает всё в комплексе плюс что-то ещё, чего ни у кого нет. Мы знаем, где и как надо работать, чтобы это лидерство сохранить и увеличить отрыв от основных конкурентов.
CNews.ru: Ожидаете ли вы в этом году кардинальных изменений в расстановке сил в российском секторе ноутбуков? Чем могут быть обусловлены подобные процессы?
Алекс Ким: Конечно, мы внимательно следим за действиями наших конкурентов и видим, что в последнее время они работают очень много, привлекая большие людские и финансовые ресурсы. Красноречиво говорят о факте повышенной активности вендоров, к примеру, кадровые перестановки в представительствах. В Fujitsu-Siemens была произведена полная замена топ-менеджмента, в НР назначен новый управляющий, Dell открыли офис в России. Я уже говорил, что 2004 год будет решающим. Тот, кто в этом году станет «номером один», получит все шансы остаться лидером долгое время. Не исключено, что осенью предстоит атака с использованием «мегакилотонных» рекламных бюджетов.
ASUSTeK тоже не намерен останавливаться на достигнутом. Мы понимаем, что просто делать качественные и передовые продукты только половина дела, нужны еще и маркетинговые усилия, чтобы донести до людей, насколько они хороши. Мы не будем заниматься «ковровым бомбометанием», устанавливая на каждом перекрестке страны по «билборду», а в каждой рекламной паузе по ролику. Думаю, что у некоторых потенциальных покупателей возникло стойкое неприятие некоторых брендов именно из-за навязчивой рекламы. Наша маркетинговая активность будет «точечной». Мы напрямую поддерживаем наших партнеров, которые могут эффективно и профессионально работать на рынке. С ними мы будем дружить. Кроме того, в крупных городах страны, в местах, удобных с транспортной точки зрения, будет создана сеть специальных центров работы с клиентами, где уже непосредственно конечному клиенту будет оказываться квалифицированная консультационно-сервисная помощь.
CNews.ru: Каковы ваши стратегические планы по дальнейшему развитию бизнеса в России?
Алекс Ким: Если говорить о продуктовой линейке, то, следуя принятой в ASUSTeK концепции «3С: computers, commutations, consumer electronics» (компьютеры, коммуникации, потребительская электроника), мы будем расширять и усиливать свое присутствие на компьютерном рынке в этих областях с изделиями под собственной торговой маркой ASUS. В этом году на российском рынке появились устройства беспроводной связи ASUS, сетевое оборудование, серверы, корпуса, barebone-система «Digimatrix», как элемент концепции цифрового дома, на осень намечено появление в России сотовых телефонов ASUS, коммуникаторов и ЖК-телевизоров.
Если говорить в плане работы представительства, то мы производим сейчас шаги по организации полноценного, высокоразвитого, структурированного офисного аппарата, который сможет справиться с возложенными на него задачами в связи с намеченными нами планами увеличения продаж в России.
В плане тактики поведения на рынке, мы достаточно долго и внимательно наблюдали за действиями наших других вендоров, которые сделали беспрецедентные вложения в рекламу своих изделий. Но это именно их путь от пылесосов к компьютерам. Мы же изначально были производителями именно компьютерной техники. Мы понимаем, что качество продукта и его устойчивый успех не зависят от количества рекламы. Успех это прежде всего комплексный подход к самому продукту, сервису, конечному пользователю и партнерам по бизнесу. Прежде всего, это, конечно, качество. То, что во втором квартале ASUS стал первым по количеству проданных ноутбуков в России, думаю, является фактом, подтверждающим правильность этой мысли. Теперь наша задача занять четверть российского рынка к концу 2004 года. Задача трудная, но мы чувствуем в себе силы для её достижения.
CNews.ru: Спасибо.
|
|