| |
Обозрение подготовлено |
При поддержке |
|
|
Алексей Спеваков: В будущем «имя» для ноутбука будет уже не столь важно
Будучи известным дистрибьютором телекоммуникационного и сетевого оборудования, компания RRC не так давно решила заняться продвижением в России и в Восточной Европе новых для себя продуктов ноутбуков. О том, насколько комфортно чувствует себя компания в новом качестве, о преимуществах и проблемах продвижения ноутбуков различных вендоров в интервью CNews.ru рассказывает менеджер по развитию бизнеса компании RRC Алексей Спеваков.
CNews.ru Ноутбуки новое направление в бизнесе вашей компании. Можно ли уже подвести первые итоги? Ноутбуки каких производителей вы предлагаете дилерам?
Алексей Спеваков: Предварительные итоги, безусловно, есть, но говорить о них пока рано, так как проект только стартовал. Однако мы планируем, что к концу текущего года
доля ноутбуков в бизнесе RRC составит 35%, и в дальнейшем будет расти. Сегодня у RRC есть соглашения с несколькими поставщиками ноутбуков. Достигнута договоренность о расширении подписанного дистрибьюторского соглашения с компанией IBM по серверам и системам хранения данных на направление PSG, куда входят и ноутбуки. Ведется работа по ноутбукам ASUS. В настоящее время мы занимаемся дистрибуцией наладонных компьютеров этого производителя. На наш взгляд, у этой компании, которая сравнительно недавно выпускает ноутбуки под собственной торговой маркой, очень интересная линейка для конечных пользователей, широкий модельный ряд и стильный дизайн.
Мы сотрудничаем и с российскими производителями ноутбуков. Здесь можно выделить Rover Computers. Концепция этой компании ориентирована на создание классической двухуровневой модели канала сбыта, что не может не привлекать «правильного» дистрибьютора, коим мы и являемся.
CNews.ru: Планируете ли вы в ближайшее время расширять свое сотрудничество с другими поставщиками ноутбуков?
Алексей Спеваков: Думаем, что в дальнейшем будем работать по ноутбукам с четырьмя-пятью поставщиками. Для нас выбор поставщика продуманный шаг. Мы фокусный дистрибьютор, вкладывающий деньги в развитие различных продуктовых направлений не только в России, но в Восточной Европе. Курс на фокусную дистрибуцию позволяет нам концентрироваться на продвижении конкретного продукта в определенные секторы рынка. Дилеры понимают это, и, работая с нами, знают, что могут рассчитывать на грамотную консультацию экспертов и выбор оборудования для решения конкретных задач. Кроме того, мы можем порекомендовать им оптимальный путь продвижения тех или иных моделей.
Очень интересна для нас продукция IBM. По нашему мнению, в России мало кто целенаправленно занимается продвижением ноутбуков IBM, хотя они и представлены в портфелях российских дистрибьюторов. Ноутбуки этого производителя незаслуженно занимают недостаточный сегмент рынка в России, в то время как их доля в мире весьма значительна. Нам это кажется несправедливым.
То, что сейчас происходит с «переоцененными» брендами Dell и НР, не приносит радости ни самим вендорам, ни их российским дистрибьюторам. Зачастую канал сбыта недостаточно структурирован. Из-за этого происходят перекосы склада и распродажи товара. Например, ноутбуки Dell можно было купить за $799 . Очень странная цена для ноутбука класса "А". Такие акции, на наш взгляд, не способствуют развитию канала продаж.
CNews.ru: Вы считаете ноутбуки Dell за $799 нетехнологичным или некачественным товаром?
Алексей Спеваков: Нет, это не так. В сегмент low-end попадают товары не малой функциональности и низкого качества. Это рациональное решение для удовлетворения определенного спроса: есть люди, которые набирают на ноутбуке текстовые документы, и такой модели им будет достаточно. Но есть и те, кто работает с Lotus и Oracle как с корпоративными приложениями, и им требуются большие возможности. Обслуживание большого количества ноутбуков разных марок в крупных корпорациях ведет к проблемам для системных администраторов. Также существуют компании, для которых корпоративный стандарт определен конкретным производителем (IBM, Toshiba и др.). Речь идет о больших компаниях, которым в первую очередь нужна мобильность. Думаю, постепенно запросы таких компаний на качество ноутбуков будут расти. Им и будет поставлять ноутбуки IBM.
CNews.ru: Целесообразно ли сейчас дистрибьютору делать ставку на малораскрученные марки? Или пока имеет смысл ориентироваться на проверенные бренды, пользующиеся устойчивым спросом в России?
Алексей Спеваков: Поскольку дистрибуция ноутбуков новое направление для RRC, мы пока не готовы заниматься малораскрученными брендами. Однако в целом это интересно, и, возможно, мы решимся на это позднее.
Важно также понимание того, что же собой представляют нераскрученные марки. Это не только марки, которые спонтанно возникают как новые российские бренды, которые все как один производятся на Тайване. Есть и достаточно известные «нераскрученные» производители. К примеру Fujitsu, JVC, Sharp. Это признанные марки, которые не продаются не только в России, но и в Европе. Лишь в прошлом году представительство Fujitsu Siemens Computers в России начало продавать новые модели ноутбуков, потому что дистрибьюторы забросали запросами российский офис компании. Примерно такая же картина будет наблюдаться, если свои ноутбуки в России начнет продавать, например, Sharp. Эту марку сложно назвать нераскрученной, но тем не менее, ноутбуки этого бренда в России практически не продавались. Возможно, прорыв осуществит и компания NEC, примерно так же, как это сделала Acer.
Сегодня множество компаний, хорошо зарекомендовавших себя в качестве производителей компонентов, начинают выпускать ноутбуки под своим именем и достигают успехов в этом бизнесе. Может быть, в будущем имя для ноутбука будет уже не столь важно. Чем более массовым становится рынок тем меньше пользователи склоняются к необходимости приобретения какого-то конкретного бренда.
CNews.ru: Как вы оцениваете конкурентоспособность российских ноутбуков по сравнению с зарубежными? Как долго, по вашим прогнозам, сохранится их доминирующее положение на этом рынке?
Алексей Спеваков: Производить ноутбуки могут многие компании, но все-таки хороший производитель должен выделяться определенными преимуществами, лучше всего своими технологиями. Большинство производителей ноутбуков сегодня размещают заказы на заводах Юго-Восточной Азии. Но их модельный ряд не ограничивается так называемым ширпотребом. Только некоторые вендоры производят свои топовые модели в Японии, а IBM в Европе.
Хорошо, что российские производители ноутбуков занимают сегодня в России около 40% рынка. Люди, у которых нет средств на покупку ноутбука класса Premium, все-таки могут приобрести ноутбук хорошего качества. Но при этом пользователи российских мобильных компьютеров часто говорят, что при покупке следующего ноутбука они сильно задумаются над его весом, сроком службы батарей и дизайном. Безусловно, российские ноутбуки нормально работают, они востребованы рынком. Да и в Европе доля локальных сборщиков составляет около 50%.
Если товар пользуется спросом его нужно продвигать. Для нас это «нижний» сегмент представленного нами модельного ряда. Чтобы человек смог понять, что такое ноутбук, он должен купить свою первую систему, попользоваться и сформировать собственные требования к ней.
CNews.ru: Ноутбуки какой ценовой категории, на ваш взгляд, сейчас наиболее востребованы российским покупателем? Остается ли цена до сих пор главным фактором для принятия решения о покупке?
Алексей Спеваков: Лучше всего продаются или дешевые, или дорогие модели ноутбуков. Наш подход состоит в создании сбалансированного ряда моделей, в котором представлены все позиции, и с которым нашим партнерам будет удобно работать.
Российские производители сделали ноутбук массовым товаром, что было очень важно для рынка. Из «новорусского гаджета» ноутбук превратился в средство производства, «рабочую лошадку», которую может приобрести менеджер среднего звена.
Сейчас потребитель уже не говорит, что цена для него самое главное. Он смотрит на то, что сможет получить, если потратит $1000 или $1500. Думаю, что настало время осмысленного приобретения ноутбуков. Люди понимают, для каких целей им необходим мобильный компьютер, это и становится определяющим фактором при его покупке.
Технология Intel Centrino открыла новые возможности: ноутбуки стали легче, возросло время их работы от батареи, не говоря уже о возможности беспроводного доступа. Если раньше были важны вычислительный ресурс, возможности графической подсистемы ноутбука, то сейчас уже сама технология подразумевает мощный вычислительный ресурс и хорошую графику.
Люди сейчас обращают внимание на мобильность техники, хотят, чтобы ноутбук был легким, долго работал от батареи. Могу привести такой пример: однажды в командировке мы с коллегой неверно оценили расстояние до места проведения конференции. Через 15 минут прогулки с ноутбуками мы поняли, какой должна быть мобильность, выраженная в весовой категории. Ноутбук весом более полутора килограммов носить с собой просто тяжело. Кроме того, мобильные компьютеры с большой диагональю невозможно раскрыть в самолете. Ноутбуки с 912-дюймовыми экранами это возвращение к незаслуженно забытой теме, и сейчас на подобных матрицах делают ультра-легкие и компактные устройства. Так, производители сегодня стараются угодить бизнес-леди, делая ноутбуки, которые легко умещаются в обычном портфеле или дамской сумке.
CNews.ru: По данным западных аналитиков, в США продажи ноутбуков уже превышают продажи настольных ПК. Как скоро вы могли бы прогнозировать подобную ситуацию на российском рынке?
Алексей Спеваков: Это общемировая тенденция, которая рано или поздно придет и в Россию но не через год и не через два. Есть, правда, и другая тенденция в Западной Европе одно время продавалось больше ноутбуков, а сейчас меньше в процентном отношении ко всем вычислительным системам. На наш взгляд, это связано с иным подходом западных пользователей к новинкам. В России с приходом Centrino значительно быстрее, чем в Европе увеличилась доля ноутбуков, произведенных с использованием этой технологии. Западный пользователь более прагматичен, он не готов переплачивать. Для него ноутбук это средство производства, а не имиджевая вещь, которую хочется приобрести «навырост», чтобы иметь возможность гордиться собой. Скорее всего, в США сравнительные данные по продажам приводились в денежном выражении, а не в штучном. Тогда картина понятна: ведь ноутбук в 22,5 раза дороже настольной системы.
Рынок рано или поздно перейдет на ноутбуки. Люди будут относиться к этой технике как к видеомагнитофону или телевизору: все перестанут думать о замене винчестера или памяти. Ноутбуки будут легко меняться пользователями по мере необходимости.
CNews.ru: С учетом вашего опыта работы на рынке Восточной Европы можно ли говорить о существенных различиях в пользовательских потребностях по сравнению с Россией?
Алексей Спеваков: Европа более консервативна, она выбирает известные бренды, больше покупает ноутбуков среднего класса и лучше считает деньги. Поэтому, с одной стороны, в Европе выше требования к качеству и меньше локальных брендов. Однако там сложнее продвигать что-то принципиально новое, поэтому мы занимаемся только продвижением ноутбуков IBM.
Сейчас у нашей компании имеется два офиса в Польше, по одному в Чехии, Венгрии, Сербии и на Украине. Наша задача выбрать наиболее перспективный рынок, достичь результатов, а потом этот опыт распространить на другие рынки. Так, сегодня для нас стартовым полигоном в области продвижения ноутбуков является Россия. Среди восточно-европейских стран наиболее массовым рынком является Польша, очень перспективен рынок Сербии.
CNews.ru: Спасибо.
|
|