Обозрение подготовлено |
При поддержке |
|
|
Какой ноутбук выберет москвич
Высокие темпы роста розничных продаж ноутбуков свидетельствуют о происходящих на этом рынке изменениях продавцы начинают все больше ориентироваться на частного покупателя, а не на корпоративного заказчика. Чтобы выявить факторы, которые влияют на выбор мобильного ПК, IT Monitoring провел опрос покупателей в компьютерных центрах Москвы.
Язык профессионалов
В исследовании приняли участие 300 человек покупателей ноутбуков в розничных магазинах Москвы. Чтобы определить мнение основной категории покупателей и при этом не выходить за пределы одной социально-демографической группы, опрашивались только мужчины в возрасте 18-45 лет.
Для описания популярности брендов и известности их реклама, профессионалы пользуются следующей терминологией:
Brand awareness (известность марки) определяет процент потенциальных потребителей, которые знают (вспомнили) о существовании торговой марки. Различают два уровня осведомленности: спонтанный (активный) и с подсказкой (пассивный). Спонтанное знание марки определяется просьбой респондента перечислить все известные марки в определенной товарной категории. Когда требуется подсказка, то речь идет уже о пассивной осведомленности. Данный показатель особенно важен для новых брэндов, поскольку бренды, существующие на рынке давно, обычно имеют стабильно высокие показатели знания марки с подсказкой.
Advertising awareness (известность рекламы) аналогичен показателю brand awareness и характеризует процент потенциальных потребителей, которые видели/слышали рекламу. Также различают два уровня осведомленности о рекламе: активный и пассивный. Для брендов, активно поддерживаемых рекламой, существует сильная взаимозависимость между знанием марки и знанием рекламы.
Известность брендов на рынке ноутбуков
Спонтанно названные торговые марки те, что находятся в активной части сознания потребителя. Это либо абсолютные лидеры по известности, либо марки, рекламная кампания которых недавно завершилась или идет в настоящий момент.
Известность марок (спонтанная, первый ответ), %
Анализ всех спонтанных ответов позволяет определить, что самыми известными брендами на рынке ноутбуков в данный момент являются: Toshiba (67%), iRU (39%) и RoverBook (38,3%).
Известность марок (спонтанная, все ответы), %
Аналогом подсказки в исследовании в жизни является факт присутствия продукта на витрине магазина. Поэтому для сохранения и повышения уровня известности марки, необходима обеспечить хорошую дистрибуцию товара.
Известность марок (с подсказкой), %
Среди всех марок ноутбуков выделяются три, реклама которых наиболее известна среди покупателей. На первом месте идет iRU с показателем 46,3%, второе и третье разделяют Samsung и LG с показателями 31,7% и 30% соответственно.
Известность рекламы ноутбуков, %
Модель принятия решения о покупке
Основными потребительскими свойствами ноутбуков считаются надежность и качество, как в принципе и для любого технологического товара стоимостью $1000. Далее учитывается производительность устройства. Как показывает проведенное исследование, цена сейчас является наименее важным фактором при выборе ноутбука.
Важность различных характеристик при выборе ноутбуков
Оценки:
1 = "Совсем неважно"
2 = "Несущественно"
3 = "Имеет значение"
4 = "Важно"
5 = "Принципиально важно"
Ценовые предпочтения
По результатам исследования, наибольшим спросом сейчас пользуются ноутбуки в средней ценовой категории от $1001 до $1500 (40%). На втором месте по популярности идет ценовой сегмент от $1501 до $2000 (26,3%), на третьем от $801 до $1000 (19,3%).
Ценовые предпочтения
Практически все покупатели ноутбуков до посещения магазина предварительно выбрали либо одну конкретную марку (45%), либо наметили 23 наиболее привлекательных (34%), из которых потом был сделан выбор при покупке. Это подтверждает тезис о важности позиционирования и формирования имиджа бренда.
Модель принятия решения о покупке
Идеальный бренд
Представления об идеальном бренде были сформированы на основе данных о важности для покупателя тех или иных потребительских характеристик. Однако очевидно, что на высококонкурентном рынке бренд сам по себе не может удовлетворять всем потребительским потребностям, поэтому необходимо расставлять акценты в зависимости от значимости каждой характеристики.
Идеальный бренд
IT Monitoring
Вадим Копин: Количество игроков на российском рынке ноутбуков в ближайшие годы сократится
Интервью CNews.ru дал Вадим Копин, президент компании «Вобис Компьютер».
CNews.ru: Какие изменения за последний год вы отмечаете на российском рынке ноутбуков? Какие факторы, на ваш взгляд, сейчас являются определяющими для его развития?
Вадим Копин: Усиление конкуренции между российскими и западными брендами при резком росте рекламной активности российских «производителей», нивелирование технических параметров, усиление роли внешнего дизайна ноутбука как одного из основных факторов, определяющих выбор покупателя. Возрастание доли самых дешевых и самых дорогих ноутбуков в общем объеме продаж. Общая тенденция снижения маржевых ставок приводит к исчезновению мелких и средних игроков на рынке
CNews.ru: Какая доля в общем объеме вашего бизнеса приходится на ноутбучное направление?
Вадим Копин: В настоящий момент около 1720%.
CNews.ru: Отмечаете ли вы рост продаж российских ноутбуков? Есть ли вообще у отечественной продукции какое-либо еще преимущество перед импортируемой, помимо цены? Как в целом вы оцениваете качество российских ноутбуков?
Вадим Копин: С одной стороны рост продаж «российских» ноутбуков очевиден. С другой стороны как таковых российских ноутбуков все же нет, а есть ноутбуки тайваньского, китайского и корейского производства, присутствующие на нашем рынке под различными российскими логотипами и брендами. О качестве можно говорить в том смысле, какой ноутбук от какого OEM-производителя представлен на рынке. Наилучшего качества ноутбуки от первой мировой «четверки» Quanta, Compal, Asus, Wistron, но подобных «российских» ноутбуков на нашем рынке меньшинство. В основном здесь распространены ноутбуки от производителей 2-го уровня Mitac, Arima, Kapok и т.д.
При выборе ноутбука определяющим для покупателя должен быть уровень гарантийного и сервисного обслуживания, и здесь ряд российских брендов уже опережают западных конкурентов.
Полный текст интервью
|