|
|
Ноутбуки: Россия в эпицентре событийРезультаты исследования, проведенного CNews Analytics, показывают большую динамику российского рынка ноутбуков и значительное увеличение доли иностранных вендоров за последнее время. Подобные темпы развития делают рынок ноутбуков России весьма привлекательным.. Определяя объем российского рынка ноутбуков, аналитические компании расходятся в своих оценках более чем существенно. Некоторые говорят о продажах портативных компьютеров в количестве 230 тыс. устройств, другие подтверждают продажу 312 тыс. шт. По оценкам CNews Analytics, объем рынка по итогам 2003 года составил 274 тыс. шт. Рост рынка по сравнению с 2002 годом, по оценкам ITResearch, превысил 80%. Судя по тому, что показатели продаж по итогам первых двух кварталов 2004 года в ряде компаний уже превышают показатели оборота за весь 2003 год, есть основания ожидать, что темпы роста рынка, как минимум, сохранятся. Динамика роста российского рынка ноутбуков Источник: ITResearch, 2004 По данным исследования CNews Analytics, рыночные доли ведущих поставщиков мобильных систем по количеству проданных устройств в 2003 году существенно отличаются от оценок Romir Monitoring и ITResearch по итогам 2002 года. Прежде всего, это свидетельствует о быстрых изменениях, происходящих на рынке. Так, доля компании Asus, по данным CNA, по итогам 2003 года составила 14,2%, на продажи НР пришлось 11%, доля iRU 10,5%, MaxSelect 6,10%. Оценки CNews Analytics доли Rover по итогам 2003 года не фиксируют существенных изменений положения этой компании 23%. Доли рынка ведущих вендоров в 2003 году, шт Источник: CNews Analytics, 2004 Показатели роста продаж в количественном исчислении в 1 полугодии 2004 года, по сравнению с аналогичным периодом 2003 года говорят сами за себя. По данным CNA, увеличение продаж Acer составило 502%, HP 147%, Asus 111%. По итогам 2003 года, Dell зафиксировала рост продаж ноутбуков в России на 2600%. Одновременно увеличивались и продажи отечественных поставщиков ноутбуков. Показатель роста отгрузок MaxSelect в 1 полугодии 2004 г. по сравнению с 1 полугодием 2003 г. составил 309%, iRU 442%. Количество проданных ноутбуков Rover выросло за тот же период на 15%. В целом можно констатировать, что за последний год международным вендорам удалось значительно увеличить свое присутствие в отечественном секторе мобильных ПК. Приведенные выше оценки рыночных долей демонстрируют позиции поставщиков в разрезе по количеству изделий. Если же говорить о структуре доходов на рынке ноутбуков, то тут динамика развития иностранных вендоров еще более впечатляющая. Рост продаж вендоров, 1 полугодие 2003/1 полугодие 2004, шт. Источник: CNews Analytics, 2004 Демонстрируемые Россией темпы экономического развития, делают отечественный рынок ноутбуков весьма привлекательным для международных вендоров. Соответственно, в текущем году темпы их проникновения сюда вряд ли уменьшатся. Реализованные в прошлом году (наиболее активно во втором полугодии) агрессивные маркетинговые стратегии уже дали определенные результаты, позволив заметно усилить позиции поставщиков, прежде всего азиатских. Вкупе с американскими конкурентами, тайваньские и корейские поставщики делают ставку на реализацию в России западноевропейской модели развития рынка мобильных ПК. В последние годы в ряде стран Европы позиции местных сборщиков были существенно потеснены нерезидентами. Сегодня, на фоне сокращения своих долей рынка, локальные игроки вынуждены рассматривать вариант консолидации бизнеса с целью сохранить его как таковой. Тем не менее, отечественные компании пока не склонны пессимистично оценивать свои перспективы, констатируя стабильный рост продаж. CNews Analytics Олег Изумрудов: Доля наших ноутбуков на AMD выросла до 55%Интервью CNews.ru дал Олег Изумрудов, директор по развитию бизнеса компании MaxSelect.. CNews.ru: Какие тенденции вы назвали бы сейчас доминирующими на российском рынке ноутбуков? Олег Изумрудов: В первую очередь, несомненно, это грядущая конкуренция между традиционными десктопными системами и ноутбуками. По критерию стоимости они уже практически сравнялись, и теперь на первый план выходит функциональность, универсальность и практичность. А это новый этап компьютерного бизнеса вообще. CNews.ru: Как долго, по вашим прогнозам, будут сохраняться существующие темпы роста на этом рынке? Олег Изумрудов: Довольно долго. Связано это не только с расширяющимся рынком мобильных устройств, но и с тенденциями апгрейда существующих систем. Вместо плавного замещения комплектующих в традиционном системном блоке, многие пользователи захотят, например, сменить старый монитор CRT на LCD и при этом обеспечить новую функциональность, а именно мобильность. В этом случае альтернатива в виде ноутбука выглядит уже как просто более логичное решение. CNews.ru: В прошлом году около 30% ваших продаж приходилось на ноутбуки на AMD и 70% на Intel. Как изменилось это соотношение за год? Олег Изумрудов: Да, действительно, как мы и предсказывали, доля ноутбуков на AMD существенно выросла. Сейчас она составляет у нас 55% в пользу AMD. Причина очень проста Intel наступила на свои же собственные грабли, критикуя AMD Performance Rating. Возведя в аксиому утверждение, что люди покупают мегагерцы, Intel угодила в собственную ловушку с технологией Centrino. Покупатели были в недоумении, увидев на полках ноутбуки с частотой 1,4GHz и процессором Intel В целом же мы прогнозируем устойчивою долю AMD в структуре наших продаж во второй половине нынешнего начале следующего года, до 3540%. Разумеется, она будет колебаться в зависимости от маркетинговой активности как AMD, так и Intel, а также в зависимости от выверенности и сбалансированности нашего модельного ряда. Например, в конце года мы собираемся представить очень интересные модели как на Intel Олег Колесов: Процесс замещения настольных систем портативными ПК идет с ритмом 57% в годИнтервью CNews.ru дал Олег Колесов, директор по маркетингу и продажам компании DVM Group. CNews.ru: По вашим прошлогодним оценкам, рост продаж ноутбуков, опережая показатели Олег Колесов: Да, мы вполне согласны с приведенными оценками и считаем, что в ближайшие Рынок устройств с особыми свойствами (например, с защитой корпуса, экрана и информации) будет расти чуть медленнее, но его доля уже постепенно увеличивается. Люди приходят к пониманию того, что лучше один раз заплатить больше, чем потом тратить на ремонт и восстановление техники и, самое главное, информации. Потребность в защищенных ноутбуках растет не только в России, но и в мире. Согласно недавним исследованиям Panasonic и аналитической компании TBR в США, средний случай повреждения мобильного компьютера обходится организации около 3.500 у.е. Это приводит к тому, что на одного пользователя ноутбука компания затрачивает в 5 раз больше средств, чем на менеджера среднего звена. А если еще учитывать факты, которые не поддаются оценке, например, потерю данных и информации, то становится очевидным колоссальная перспективность защищенных ноутбуков в России в том числе. CNews.ru: Какая доля приходится сейчас на ноутбуки в общих продажах DVM Group? Как изменился этот показатель по сравнению с прошлым годом? Олег Колесов: Компания DVM Group расширила ассортимент предлагаемой продукции, как за счет новых брендов, таких как Panasonic или LG, так и за счет новых наименований продукции и модельных рядов своих ключевых партнеров, например, Fujitsu Siemens Computers и Toshiba. Соответственно произошел довольно мощный скачок в сфере продаж ноутбуков. В этом году на долю портативных компьютеров по примерным оценкам приходится около 13% от общего объема продаж. За год нам удалось существенно увеличить оборот по ноутбукам. Это говорит о том, что мы постепенно становимся мультибредовым дистрибьютором, и сейчас имеем неплохую долю рынка в сегменте мобильных ПК в том числе. Мы не собираемся останавливаться на достигнутых показателях и планируем увеличить в следующем году долю ноутбуков при общем увеличении объема продаж до 15%. Расти в этом направлении мы собираемся не только количественно, но и качественно. Например, DVM Group уже более семи лет плодотворно сотрудничает с компанией LG Electronics и является одним из ее ключевых дистрибьюторов. Как вы знаете, в 2003 году эта компания вышла на рынок ноутбуков и уже неплохо там себя зарекомендовала. Мы надеемся, что и в этом году DVM Group продолжит активно продвигать портативные компьютеры LG Electronics, что положительно отразится на объемах продаж ноутбуков в целом. |