|
|
Обзор
Рынок баз данных 2010Согласно исследованиям аналитиков, рынок BI в 2009 году вырос на 4,2% и достиг отметки 9,3 млрд долл. Рынок, который не слишком пострадал от кризиса, тем не менее, переживает некоторые пертурбации – в первую очередь ввиду изменений требований бизнеса.
Наряду с возобновлением интереса бизнеса к BI-решениям на фоне даже кризисных изменений в экономике, эксперты отмечают определенную замкнутость рынка ИТ-систем для бизнес-аналитики, склонность разработчиков общаться на своем, малопонятном для рядовых бизнес-пользователей языке, часто неумение донести до них всю пользу BI. Отчасти это связано с тем, что бизнес-аналитика - сфера достаточно сложная, предполагающая наличие соответствующих способностей, не говоря уже об опыте и высоком уровне квалификации специалиста. Вообще BI-система тяготеет к усложнению в силу трудности аналитических задач, для решения которых она предназначена.
С другой стороны, до кризиса, как признают представители самих вендоров, объяснять необходимость использования BI-решений не приходилось, поскольку реализация BI-проектов находилась в числе приоритетных задач руководства многих компаний. Срабатывала общепринятая (или усилиями маркетологов считавшаяся таковой) для мировой практики логическая цепочка: "внедрил ERP – пора внедрять BI".
Сейчас, когда ИТ-бюджеты строго контролируются, бизнес желает убедиться не только в том, что BI-система функционально отвечает требованиям бизнеса, но и в том, что она будет эффективно использоваться в данной конкретной компании, а это уже определяется не только характеристиками системы.
Действительно, само по себе наличие в компании BI-системы не гарантирует автоматического повышения эффективности бизнеса и снижения затрат. BI-система – это инструмент, которым должны пользоваться сотрудники компании – заводить данные, формировать отчеты, принимать верные с точки зрения бизнеса решения. Именно человеческий фактор становится критичным в проекте внедрения BI-системы.
Сейчас интерес к BI-системам в России возобновляется, отмечают эксперты, опрошенные CNews. Проявляют его как финансовые компании, телеком – традиционные потребители этих решений, так и производственные предприятия и энергетика.
Максим Войцеховский, специалист Microsoft по бизнес-решениям, отмечает, что в докризисное время BI-решения входили в число главных приоритетов для ИТ-директоров, а сейчас же, по данным Gartner – всего лишь пятые в списке, где №1 стала виртуализация. Тем не менее, по мнению эксперта, говорить о повышении эффективности бизнеса, не внедряя BI-решения, просто не приходится, так как только BI решения позволяют найти узкие места в бизнесе компании и отследить ход выполнения тех или иных решений.
Очевидной становится и такая тенденция развития BI-рынка, как переход от BI 1.0 к BI 2.0. В рамках решений BI 1.0, как известно, бизнес-пользователи достаточно ограничены в возможностях самостоятельной работы с BI-системой, поскольку заказывают и получают отчеты через ИТ-специалистов. Это приводит к задержкам получения аналитической отчетности, снижает ее актуальность, оперативность работы бизнес-аналитика. Решения класса BI 2.0 предоставляют инструменты, которые позволяют бизнес-пользователям на своих рабочих местах самостоятельно создавать многомерные бизнес-модели, оперативно формировать и получать аналитические отчеты. При этом сбалансированное BI-решение для компании должно быть комплексным, уверен Войцеховский. Например, BI-платформа Microsoft включает три уровня – персональный (в Microsoft представлен решением Microsoft Office), коллективный (портал для совместной работы SharePoint 2010) и корпоративный (платформа SQL Server 2008 R2). Персональный уровень придает BI-системе гибкость и доступность на каждом рабочем месте, коллективный уровень выполняет функции репозитария аналитической отчетности, давая возможность бизнес-пользователям эффективно обмениваться информацией, корпоративный – обеспечивает достоверность информации, правильность очистки данных на финальной стадии.
Юрий Пешков, руководитель направления в дирекции Oracle компании TopS Business Integrator, подчеркивает, что проект внедрения BI-решения – это не только установка и запуск на рабочих местах инструментария, позволяющего получать необходимую аналитическую отчетность, но и сам процесс сбора информации в компании, а также собственно управленческие решения, которые принимаются на основании полученной аналитической информации. Чтобы BI-проект был успешным, он должен быть связан со стратегией развития компании в целом, в рамках которой продумывается и реализуется BI-стратегия. При подготовке BI-проекта важно продумать способы мотивации сотрудников в плане использования BI-системы.
Динамика выручки ключевых игроков рынка BI-решений, 2009-2008
Источник: CNews Analytics, Gartner, 2010
Андрей Шалыгин, заместитель председателя правления "Республиканской Финансовой Корпорации" ("РФК"), разделяет точку зрения о важности персонала для успеха BI-проекта. По его мнению, BI – это в первую очередь люди, бизнес-пользователи, процессы в компании, и только затем – собственно программный и программно-технический инструментарий. Выбор той или иной BI-платформы, методики должен диктоваться наличием квалифицированных сотрудников, которые смогут пользоваться системой, вводить данные, получать отчеты и принимать правильные решения. Business Intelligence - это люди, собирающие критически важную для бизнеса информацию, считает эксперт.
Помимо этого, BI-стратегия должна быть напрямую связана с планом развития компании. И если у компании изменился план развития (что для многих компаний вполне естественно в современных, постоянно меняющихся рыночных условиях), то должна меняться и BI-стратегия, а порой и собственно BI-система как набор инструментов. Исходя из требований ведения современного бизнеса, на каждом конкретном этапе развития компании (и даже под каждую заслуживающую этого задачу) необходимо заводить отдельную BI-систему, которая может быть небольшой, но гибкой и желательно постреляционной.
По мнению аналитиков Gartner все большее количество компаний считает, что без BI-системы невозможно предоставление основных услуг. В России тоже есть крупные компании, оценивающие собственные BI-системы подобным образом. Сергей Шеленцов, руководитель службы интеграции информации и операционной отчетности компании "Вымпелком", отмечает, что BIIS (Business Intelligence Information System) находится в промышленной эксплуатации с 2005 года, и за это время ее восприятие руководством компании изменилось. Первоначально система воспринималась лишь как способствующая повышению производительности труда сотрудников (office productivity). На текущий же момент BI-система оценивается как критическая для бизнеса (business critical), без которой компания не сможет поддерживать свою клиентскую базу, и отсутствие или простаивание системы повлечет финансовые потери. По мере развития BI-системы менялось и отношение к ней рядовых бизнес-пользователей. Сначала на BI смотрели с недоверием, но постепенно стали запрашивать все больше сервисов. На сегодня пользователями BIIS являются все подразделения компании, причем ее разработку оплачивают из собственного бюджета.
Критичный процесс для BI-системы, по оценке Шеленцова, - рост объемов данных. Размер базы данных необходимо регулярно планировать, чтобы избежать ее нецелесообразного и неконтролируемого роста. Так, в компании планировалось увеличение дискового пространства для нужд BI-системы в текущем 2010 году на уровне 50 террабайт. Однако, проанализировав данные, специалисты увидели, что первоначальных, необработанных данных хранится больше, чем агрегированных. После консультаций с подразделениями-заказчиками сервисов BI-системы, для ряда первоначальных данных была установлена фиксированная глубина хранения, а в некоторых случаях был снят гриф "хранить вечно". В результате требования к дополнительному дисковому пространству на 2010 год были существенно снижены. Еще одна важная проблема на первоначальной стадии становления BI-системы – рост количества отчетов. В рамках BIIS на сегодня более 1000 отчетов, причем их количество стабилизировалось примерно на этом уровне, т.е. количество новых отчетов, вводимых за год, примерно равняется количеству отчетов, выводимых из активного пользования.
Лидеры BI-платформ, 2009
Источник: Gartner, 2009
К числу специфических проблем использования BI-системы Шеленцов отнес случаи, когда бизнес-пользователи свои собственные ошибки пытаются списать на BI. И здесь очень важна поддержка высшего руководства компании, понимающего назначение BI как современного интеллектуального инструмента поддержки принятия правильного решения, и тот факт, что собственно решение все равно принимает (и несет ответственность за него), конечно, сотрудник.
Борис Михалин, начальник отдела Business Intelligence ДИТ торгового дома "Копейка", отмечает, что на стадии подготовки проекта внедрения BI-системы важно привлекать в качестве экспертов сотрудников компании по каждому направлению работы. Это существенно облегчает процесс внедрения, поскольку, во-первых, помогает правильно понять текущее состояние бизнес-процессов, а во-вторых, сократить расходы на внедрение системы, обходясь по возможности без дорогой сторонней экспертизы.
Структура продаж BI, 2009-2008
Источник: CNews Analytics, Gartner 2010
Уже упоминавшаяся логическая цепочка "внедрил ERP – пора внедрять BI", в случае с крупным бизнесом, похоже, оправдывает себя на 100%. Владимир Чибисов, директор по развитию бизнес-систем МХК "ЕвроХим", рассказывает, как, потратив однажды порядка 50 млн долл. на Oracle Business Suite, руководство компании не получило эффективного инструмента управления. И только строительство и внедрение собственного BI-решения, как надстройки над ERP-системой, привело к необходимому результату. При строительстве корпоративной BI-системы ЕвроХима были использованы как решения от ведущих вендоров (Oracle BI EEE Plus, People Soft, Business Object, Cognos и JD Edwards), так и собственные разработки. Если оценивать экономическую эффективность BI-проекта в конкретных суммах, то, как отметил Владимир Чибисов, это достаточно сложно, поскольку BI охвачены почти все направления деятельности компании (система внедрена на 80%), что позволяет компании экономить ежемесячно порядка 2 млн долл.
Алексей Воронин