|
|
Обзор
Рынок баз данных 2010Основное направление движения рынка СУБД в мире и в России, считают эксперты Microsoft, определяется изменениями в восприятии заказчика: полноценная СУБД перестает быть эксклюзивным продуктом, необходимым и доступным лишь крупным компаниям. Средний и малый бизнес теперь тоже собирает, хранит и обрабатывает огромные массивы данных, используя их для поддержания своей деятельности. Новыми задачами рынка определяются новые тренды для поставщиков.
Объем мирового рынка систем управления базами данных (СУБД) к 2013 г. должен со ставить 32 млрд долл., по прогнозам Forrester Research. По итогам 2009 г. этот показатель оценивался около 27 млрд долл. Доля российского сектора СУБД здесь почти незаметна — около 1?1,5 % от мировых продаж. Эта ситуация, по предположениям Gartner, вряд ли существенно изменится в ближайшие пять лет.
Однако развивается отечественный рынок СУБД вполне в контексте мировых трендов, и определяют его развитие те же лидеры. Как на мировом рынкеСУБД, так и в России много лет устойчиво доминирует так называемая «большая тройка» — Oracle, Microsoft и IBM. На их общую долю сейчас приходится — и в мире, и в России — около 90 % от всех продаж.
В этом секторе, больше чем во многих других, важным фактором успеха производителя являются постоянные масштабные инвестиции как в разработку, так и в маркетинг. Понятно, что достаточными бюджетами располагают только инфраструктурные гиганты. Их ресурсы позволяют проводить агрессивные маркетинговые кампании и быстро добавлять новую функциональность в свои продукты. Менее крупным игрокам все сложнее с ними конкурировать, особенно в нынешней ситуации, когда технологии постоянно усложняются. У стартапов может просто не хватить ресурсов (ни материальных, ни временных) на подобную активность, и единственным их шансом, при наличии действительно интересных идей, становится поглощение все теми же гигантами.
Лидером российского рынка СУБД, по данным Gartner (май 2010), является Oracle, на долю которого приходится более 63 % продаж. Позиции компании, начавшей работать в России 27 лет назад (еще в советском пространстве) объективно сильны: на территории СНГ разработчиками создано уже более 750 продуктов на платформе Oracle, в том числе 175 решений с использованием Oracle Fusion Middleware.
Ближайший конкурент — Microsoft. Он идет с заметным отрывом (15,5 %). Совсем рядом с ним — IBM (14,8 %), после чего вновь идет огромный разрыв: доли всех прочих игроков составляют 2 % и менее. Однако, преждевременно считать окончательно поделенным все еще очень слабо насыщенный отечественный рынок. Слабая насыщенность оставляет некоторые шансы отстающим.
«Продажи SQL Server стабильно растут, — оптимистично настроен Вячеслав Архаров, менеджер по продуктам SQL Server и BizTalk компании Microsoft в России. — Рынок постепенно возвращается на докризисный уровень, компании снова начинают сложные ИТ-проекты, в которых задействованы СУБД. Позиции Microsoft на этом рынке сильны, поскольку мы предлагаем более дешевые, однако не менее функциональные решения, чем прочие производители СУБД. В условиях экономии ИТ-бюджетов это немаловажно».
Источники: CNews Analytics, Forrester Research, Gartner, 2010
Насыщения рынка пока не произошло и не предвидится. Продажи растут ежегодно, существующие заказчики расширяют свои системы и строят новые, появляется множество новых заказчиков — и мелких, и очень крупных», — комментирует Марк Ривкин, руководитель направления Database Technologies отдела технического консалтинга Oracle в СНГ.
Поставщики СУБД конкурируют в самых разных сегментах заказчиков, пересекаясь на рынках информатизации госсектора, банков, телекома, промышленности и пр. Гиганты предлагают продукты практически по всем вертикалям, а менее крупные игроки придерживаются относительно узкой специализации. Так, например, СУБД Adabas от Software AG исторически сфокусирована на госструктурах, включая силовые, а также на крупных промышленных корпорациях.
Гиганты не забывают о среднем и малом бизнесе. Есть специализированные редакции Microsoft SQL Server для обеспечения работы бухгалтерских и учетных программ в малом бизнесе. У Oracle есть редакции СУБД (Standard edition и Standard edition one), предназначенные для предприятий с небольшим числом пользователей и небольшими объемами данных. Эти решения считаются и по цене, и по функциональности прямым конкурентом Microsoft SQL Server. В продвижении последнего, по словам Вячеслава Архарова, подчеркиваются более доступная цена и расширенная функциональность; например, встроенные функции бизнес-аналитики, которые другие производители предлагают в виде дополнительных, в том числе с точки зрения стоимости, продуктов.
Отличающийся достаточно высокой инновационной емкостью рынок СУБД обязывает к тому, чтобы при появлении новых возможностей у одного из конкурентов остальные игроки оперативно реализовывали их в своих продуктах. Это необходимый шаг на опережение в сторону пользователей, которые в своих запросах часто опираются не только на субъективный опыт работы с теми или иными решениями, но и на громко анонсируемые другими поставщиками новые (или таким образом продвигаемые) функции. Догоняют, как правило, технологических лидеров — IBM, Oracle или Microsoft, которые ведут исследования одновременно по множеству направлений.
Развитие рынка СУБД происходит в общей парадигме глобального развития отрасли ИТ и учитывает ее ключевые тенденции. Соответственно, сегодня наиболее актуальными словами здесь тоже стали «виртуализация» и «облачные вычисления».
«Современная система СУБД должна быстро инсталлироваться и легко настраиваться, но при этом поддерживать работу с любыми объемами данных, а также при необходимости легко масштабироваться и обеспечивать исключительный уровень надежности и производительности, — считают в Microsoft. — Даже крупные компании не готовы платить миллионы долларов за поддержку сложнейших СУБД: все стремятся сэкономить, отдавая предпочтение стандартизованным и быстроокупаемым решения. Логичным продолжением этой тенденции можно видеть перенесение всей инфраструктуры данных в облачные системы — в этом случае надежность и производительность будут обеспечены автоматически, а любое масштабирование не составит труда и потребует минимальных затрат. Для этих целей Microsoft разработал облачную базу данных SQL Azure, которая удовлетворит потребности облачных разработчиков и, фактически, является первым облачным сервисом БД».
Источник: Gartner, 2010
Со своей стороны, Алексей Борисов, директор практики интегрированных бизнес-решений Software AG & IDS Scheer в России и странах СНГ, отмечает увеличение требований рынка к быстродействию БД, повышению их доступности, а также к обеспечению двухстороннего обмена данными в реальном времени и возможности управления жизненным циклом данных.
Марк Ривкин из Oracle к определяющим тенденциям на рынке СУБД относит поддержку новых типов данных (XML, RFID, Semantic Web, геном, быстрые LOB и т. д.) и библиотек процедур для их обработки; использование Inmemory СУБД для ускорения работы традиционных СУБД; а также самоуправление, самодиагностику и самолечение, позволяющие улучшить качество и скорость работы СУБД, облегчить их администрирование и разработку конечных продуктов. Именно самоуправление сможет частично компенсировать постоянное усложнение СУБД. Также очевидно, что вследствие принятия в России закона о персональных данных (и из?за общего повышения ценности и секретности данных в корпоративных и государственных базах данных) будет совершенствоваться и расширяться использование встроенных в СУБД средств защиты данных.
Алексей Сергеев