|
|
Бизнес больше вкладывает в образованиеКадровый голод 2006 Сегодня рынок труда испытывает значительный кадровый дефицит, который продолжает усиливаться. Не хватает как квалифицированных рабочих, так и специалистов. Несмотря на то, что за последние годы численность обучающихся в ВУЗах станы возросла в несколько раз, явный дисбаланс между спросом на кадры и предложением специалистов, выходящих из стен высших и специальных учебных заведений, позволяет говорить о кадровом голоде как о серьезной проблеме, угрожающей экономике страны в целом. И дело здесь не только и не столько в недостаточном финансировании учебных учреждений. Нехватка средств не главная причина дефицита образованных и квалифицированных кадров, все зависит от того, каким образом эти средства будут потрачены. Существующая организация системы образования является во многом обособленной и изолированной от экономики системой и не соответствует запросам рынка труда. Без существенной модернизации учебных программ, направленной на соответствие современным стандартам ведения бизнеса, вложенные средства, какими бы они ни были, могут быть потрачены впустую. В этих условиях очень важным является тесное взаимодействие предпринимателей с образовательными учреждениями и переориентация учебных заведений на целевой механизм подготовки специалистов, квалификация и навыки которых будут адекватны задачам бизнеса. На мартовской встрече с российскими предпринимателями президент Владимир Путин призвал бизнесменов к активному участию в жизни образовательных учреждений, вплоть до преподавательской деятельности, и в формировании профессиональных стандартов. «Их могут полноценно сформулировать только сами участники рынка и затем предложить их соответствующим ведомствам, учебным заведениям для подготовки специалистов, отвечающих потребностям рынка», отметил президент. Глава государства также призвал предпринимателей проявить активность в процессе развития кредитования образования и участвовать в обеспечении учебных заведений современной материальной базой. Бизнес и образование история вопроса> Нельзя сказать, что до настоящего времени бизнесмены не принимали участия в решении проблем российских учебных заведений. С 2001 по 2003 год большую активность в процессе инвестирования в систему образования проявляла компания ЮКОС. В рамках этой инициативы была создана «Федерация интернет-образования», профинансированы поставки вычислительной техники в 43 учебных центра. Но такие проекты носили скорее эпизодический, чем массовый характер. Известна деятельность некоммерческих благотворительных фондов, финансируемых крупными предпринимателями: фонда «Династия» Дмитрия Зимина и фонда Владимира Потанина. Усилия фонда «Династия» сосредоточены в области разработки и реализации программ, направленных на интеллектуальное развитие нации, способствующих поддержке и популяризации российской фундаментальной науки. Фонд реализует ряд стипендиальных программ для студентов, аспирантов и молодых ученых, занимается выделением специальных грантов преподавателям физики и математики, осуществляет общественные и культурные проекты. Общий бюджет фонда «Династия» в 2004 году составил $2.5 млн, на эти деньги было профинансировано 183 гранта. В бюджете на 2005 год было предусмотрено финансирование 456 грантов на общую сумму $3.6 млн1. Вручение почетных дипломов победителям2 Источник: благотворительный фонд &Laquo;Династия» Фонд Владимира Потанина также предусматривает различные стипендиальные программы для студентов, курсантов военных ВУЗов, ВУЗов МВД и школьников-победителей международных олимпиад, а также предоставление грантов молодым ученым, преподавателям и организациям. В 2004-2005 году фонд выделил на реализацию образовательных программ и проектов поддержки культуры $8 млн. Из этих денег $4.7 млн было потрачено на проведение конкурсных программ, а $3.3 млн на выплаты целевых грантов организациям. Всего за этот период фондом было выплачено 2225 стипендий и грантов на конкурсной основе и 7 целевых грантов организациям3. Конкурсный отбор и награждение курсантов вузов МВД4 Источник: благотворительный фонд В.Потанина Национальные университеты будущее российского образования Сегодня национальным проектом «Образование» предусматривается создание так называемых национальных университетов больших образовательных структур, которые должны будут объединять действующие ВУЗы страны. Предполагается, что национальные университеты станут базой для внедрения новых образовательных программ и создания исследовательских центров, оборудованных новейшей техникой и программным обеспечением для реализации инновационных программ. Это должно способствовать притоку высококвалифицированных молодых специалистов и педагогов, которые смогут заниматься интересной работой на достойных условиях. Выпускники нацуниверситетов будут востребованы как на отечественном, так и на мировом рынке труда. Национальные университеты предполагают укрупнение существующих и сокращение избыточных структурных подразделений ВУЗов и развитие деятельности на базе так называемых автономных учреждений, которые являются формой ведения коммерческой деятельности учебного заведения, предусматривающей соучредительство и активное привлечение внебюджетных средств, вкладываемых предпринимателями. Предполагается, что в течение нескольких лет после начала работы ВУЗы нового формата получат статус государственных корпораций. «Вопрос о предоставлении национальным университетам статуса государственных корпораций предполагает принятие законов, регламентирующих статус национального университета и государственной корпорации в сфере образования, комментирует ситуацию юрист компании Байтен Буркхардт Анна Афанасьева. Предполагается, что национальный университет, получивший статус государственной корпорации, сможет осуществлять хозяйственную и коммерческую деятельность, в частности: сдавать в аренду помещения ВУЗов, создавать научно-технические производства, заключать хозяйственные договора. Прибылью от указанной выше деятельности предполагается управлять через попечительские советы национального университета». Проект федерального закона «Об автономных учреждениях» был принят в Госдуме в июне нынешнего года, однако, многие общественно-политических организации, такие как Союз директоров ВУЗов России, Российский союз ректоров, Профсоюз работников образования и науки, Профсоюз работников культуры, профильный Комитет Совета Федерации и комитеты Госдумы по культуре и по собственности, высказались против законопроекта. Председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский выразил мнение, что при массовом создании автономных учреждений на базе государственных или муниципальных учреждений вследствие сокращения финансирования из бюджета и замены бесплатных услуг платными произойдет расслоение автономных учреждений согласно их финансово-хозяйственному положению, а это приведет к упадку некрупных региональных учреждений при отсутствии бюджетного финансирования. Председатель Комитета по культуре Иосиф Кобзон считает, что законопроект «Об автономных учреждениях» нуждается в существенной концептуальной доработке перед первым чтением. Российские ученые также не согласны с принятием законопроекта, что выразилось в акциях протеста против него. Несмотря на это, первые проекты по созданию национальных университетов уже реализуются в Южном и Сибирском федеральных округах в Ростове-на-Дону и Красноярске. Красноярский нацуниверситет должен объединить Красноярский государственный университет, Красноярский государственный университет цветных металлов и золота, Красноярский государственный технический университет и Красноярскую государственную архитектурно-строительную академию, и открыть свои двери 1 сентября 2007 года для 40 тыс студентов. На создание и развитие нацуниверситета в Сибири планируется выделить из федерального бюджета 3 млрд рублей в течение 2006-2007 годов и еще 5,5 млрд рублей в 2008-2009 годах. Второй, Ростовский нацуниверситет по планам должен заработать в 2008 году. Предположительно он объединит ростовские государственный, педагогический и технический университеты, Академию архитектуры и искусства, таганрогские педагогический и радиотехнический университеты, Северо-Кавказский научный центр и Южный центр Академии наук. Однако следует признать, что ученые и преподаватели пока не разделяют оптимизма правительства и министерств. В концепции нацуниверситетов до сих пор много неясного, не определены многие юридические аспекты и список представителей бизнеса, готовых вкладывать средства. Российский бизнес смотрит в будущее Определенным индикатором того, что российский бизнес двинулся навстречу образованию, является подписание соглашений о стратегическом партнерстве Российского союза ректоров (РСР) и ряда российских бизнес-структур, состоявшееся в рамках проходившего в июне нынешнего года в Московском Государственном Университете VIII съезда Российского союза ректоров (РСР). Со стороны предпринимателей в съезде участвовали такие крупные объединения, как Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, «Опора России». В рамках соглашений предложены конкретные меры по активизации участия бизнеса в образовании страны: создание корпоративных университетов, целевая подготовка и переподготовка специалистов для нужд работодателей, развитие специализированных образовательных программ, финансирование грантов и именных стипендий. Бывший министр образования и нынешний ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов отметил, что для эффективного сотрудничества образования и бизнеса нужны в первую очередь хорошие экономические регуляторы, серьезные налоговые льготы. В настоящее время налоговая политика для учреждений образования, по мнению специалистов, оставляет желать лучшего. «С 01.01.2005 года были отменены налоговые льготы для образовательных учреждений. Эти льготы предусматривали, в частности, освобождение от уплаты всех видов налогов, в том числе от платы за землю, образовательными учреждениями независимо от организационно-правовой формы (пункт 3 статьи 40 Закона «Об образовании»). С 01.01.2006 года отменены льготы по налогу на имущество для объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд образования, комментирует ситуацию Анна Афанасьева. Однако субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать отдельные дополнительные льготы в сфере налогообложения, в том числе, и для учреждений образования. Так, например, законодательство Новосибирской области предусматривает установление для учреждений образования льготной ставки по налогу на прибыль организаций. А закон Новосибирской области «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области» устанавливает возможность предоставления налоговых льгот организациям, вкладывающим средства в развитие образования Новосибирской области. Таким образом, налоговые льготы в сфере образования сместились в настоящее время на региональный уровень. Наиболее значимыми налогами, по которым региональными законами могут быть предусмотрены льготы, являются налог на прибыль и налог на имущество организаций. Следует отметить, что во многих регионах предоставление льгот коммерческим организациям, финансирующим образование, практически не установлено». Тем не менее, уже в настоящее время имеются значительные примеры интерграции интересов бизнеса и образовательных учреждений. Например, компания Ай-Ти разработала для ВУЗов решение по построению кампусного информационного городка. «Основу ИТ-инфраструктуры вуза, по нашему мнению, составляет кампусная мультисервисная сеть, а также различные системы интеллектуального здания, системы информационной безопасности и т.п., прокомментировал ситуацию Тагир Яппаров, президент Группы компаний Ай-Ти. К системам управления учебным заведением можно отнести, например, системы электронного документооборота, решения для управления финансово-хозяйственной деятельностью вуза, системы управления персоналом и т.п. В образовательном процессе мы предлагаем использовать системы дистанционного обучение «по требованию», электронные библиотеки, виртуальные учебные аудитории, интерактивные системы обучения, интерактивные системы голосования, обсуждения и др». На пути взаимовыгодного сотрудничества образовательной системы и бизнес-сообщества стоят не только неразвитые экономические механизмы, но и некоторые положения российского законодательства, в частности, Закон о всеобщей воинской обязанности. На заседании рабочей группы Госсовета РФ по вопросам образования в Петрозаводске руководитель социального департамента Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов заявил, что бизнесмены не хотят вкладывать серьезные деньги в подготовку специалистов, не будучи уверенными в том, что, отслужив в армии после окончания учебного заведения, молодые профессионалы смогут сохранить необходимую квалификацию. Инициативы западных ИТ-компаний Используя богатый опыт образовательной деятельности и огромный собственный потенциал, иностранные компании, работающие в сфере ИТ, инвестируют в российское образование. Широко известна деятельность международной инициативы компании Microsoft «Партнерство в образовании» (Microsoft Partners in Learning, PiL) для системы общего и начального профессионального образования России, которая существует с 2004 года и включает в себя ряд программ и проектов, целью которых является ознакомление школьников с информационными технологиями Microsoft и получение ими навыков и знаний, которые пригодятся в процессе дальнейшего профильного обучения и профессиональной деятельности. В рамках этой инициативы разрабатываются учебно-методические комплекты обучающих курсов, предназначенных для повышения квалификации преподавательского состава и обучения школьников основам программирования и информационной безопасности, навыкам работы с операционными системами, прикладными программами и компьютерными сетями, элементам компьютерной графики. Все курсы доступны для бесплатного скачивания на сайте Microsoft. Подобный проект разработан Microsoft и для студентов высших учебных заведений. Это программа Microsoft IT Academy, которая начала действовать во всем мире в январе 2003 года и работает сегодня более чем в 2 000 образовательных учреждений. Система обучения программы Microsoft IT Academy позволяет студентам и молодым специалистам не только приобрести глубокие знания в различных ИТ-специализациях, но и получить сертификаты начального уровня, способствующие построению успешной карьеры в области информационных технологий. Выгода таких программ обоюдна: учащиеся получают полезные навыки для дальнейшего профессионального роста, а Microsoft реализует программу по продвижению и популяризации своих продуктов. Заметным событием стал экспериментальный образовательный проект «Виртуоз», стартовавший осенью 2004 года в Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского. Этот проект направлен на подготовку преподавателей российских вузов по современным информационным технологиям. В нем участвуют мировые лидеры в области ИТ компании Intel, Microsoft, Borland, IBM, а также Carnegie Mellon University и российский Kaspersky Lab. В рамках проекта разрабатываются учебные курсы, отвечающие международным образовательным стандартам, а молодые ученые и преподаватели ВУЗов страны проходят обучение современным методам разработки программного обеспечения и стажируются у ведущих разработчиков аппаратных и программных средств. Кроме участия в программе «Виртуоз», корпорация Intel продвигает ряд других инновационных образовательных проектов, собственных и совместных: международные конкурсы и смотры, обучающие курсы и семинары, сотрудничество с российскими университетами и школами. Среди них разработанная Intel для учителей средней школы и студентов педагогических ВУЗов программа «Intel® Обучение для будущего». Она создана с целью оказания помощи педагогам в освоении современных обучающих и информационных технологий. В период с 2002 по 2005 годы по программе «Intel® Обучение для будущего» прошли обучение 224 тыс человек. Ежегодно в нижегородском Центре по разработке программного обеспечения Intel проводится летняя студенческая школа, целью которой является привлечение на работу в Intel в Нижнем Новгороде выпускников ВУЗов из России и стран СНГ. В течение двух месяцев ее участники являются слушателями семинаров, проводимых российскими учеными и ведущими сотрудниками компании и проходят стажировку по реальным бизнес-проектам. Лучшие выпускники школы имеют преимущество при поступлении на работу в корпорацию после окончания учебы. Intel проявляет активную деятельность в финансировании научно-исследовательских проектов творческих коллективов университетов и научных организаций, работающих в интересных для корпорации областях: технологиях беспроводной связи, нанотехнологиях, разработке компиляторов и высокопроизводительных вычислительных систем, а также проводит стипендиальную программу для студентов и молодых ученых. Заметный вклад в развитие российского образования внесла компания HP. «За последние несколько лет НР Россия удалось реализовать немало успешных программ в сфере образования по ряду приоритетных направлений нацпроекта «Образование». Так сегодня действует целая сеть учебно-технологических и образовательных центров НР, созданных на базе средних школ, профучилищ и вузов России. Они входят в состав «Цифрового сообщества НР» и оснащены технологиями, а также методическими курсами, разработанными компанией, рассказал в интервью CNews Андрей Вышлов, директор департамента по работе с государственными учреждениями компании HP. Активно происходит взаимодействие с ведущими вузами страны в рамках «Программы НР по сотрудничеству с университетами и научно-исследовательскими организациями» (University relations (UR). Ведется инновационная деятельность и создается необходимая инфраструктура на базе главных университетов страны для ее применения. НР Россия оказывает поддержку талантливым ученикам, студентам и аспирантам, реализует программу по трудоустройству выпускников». Ралько Андрей/CNews 1 Данные годового отчета фонда «Династия» за 2004/2005 год 2 1-я ежегодная научная конференция «Мы будущее российской науки», организованная фондом «Династия», март 2003 3 Данные годового отчета по финансовым показателям благотворительного фонда Владимира Потанина 4 Стипендиальная программа благотворительного фонда В.Потанина, Москва, май 2006 |