Информационный голод медиков губит пациентов

Количество смертей, вызванных врачебными ошибками, остается угрожающим даже в странах, традиционно считающихся благополучными. Однако далеко не всегда причиной можно считать халатное отношение или некомпетентность медиков. Часто врачи становятся жертвами информационной изоляции из-за недостаточного уровня проникновения ИТ в медицинские учреждения. Даже знакомство с профильными интернет-ресурсами для многих специалистов пока роскошь.

Более 100 тыс американцев ежегодно погибают вследствие медицинских ошибок, которые можно было бы предотвратить. Во Франции расходы на устранение последствий неправильного применения медикаментов составляют более 5 млрд евро в год. А в Нидерландах, по неофициальным данным, ошибочные действия медиков приводят к смерти от 1,5 до 6 тысяч пациентов в год. Наиболее подвержены врачебным ошибкам дети в возрасте до 1 года, а также пациенты, которым оказывалось лечение в рамках государственной страховой программы, направленной в помощь малообеспеченным слоям населения. В Великобритании медицинская ошибка является третьей по частоте причиной смертности после онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний. Такие данные приводит Чарльз Скетчард, вице-президент Oracle EMEA по здравоохранению.

Обнародованная информация о количестве смертельных случаев, произошедших по причине врачебных ошибок, заставили общество всерьез задуматься над тем, какие меры необходимо предпринять для снижения их количества. Между тем, врачебные ошибки в большинстве случаев отнюдь не являются следствием злого умысла, безответственности или низкой квалификации медиков.

По данным исследований бостонской клиники Brigham and Women’s Hospital, сегодня насчитывается более 10 тыс заболеваний, 3 тыс лекарственных препаратов, 300 различных радиологических процедур и 1 тыс лабораторных исследований. Заместитель директора информационно-аналитического центра Российской Академии медицинских наук, доктор технических наук Андрей Столбов приводит данные о 4 тыс активно использующихся в мире медикаментах, у которых зафиксировано более 2 тыс возможных взаимодействий, существенным образом влияющих на возможность их применения при той или иной патологии. Становится очевидным, что держать в голове такой объем информации совершенно невозможно. "В Европе основные акценты делаются на информационную поддержку врача, на создание новой информационной среды его деятельности, потому что именно это позволяет повысить качество лечения, его доступность, — считает Андрей Столбов. — Прежде всего мы должны ориентироваться на врача".

Для уточнения диагноза и принятия решения врачу часто бывает необходимо обратиться  к справочникам или проконсультироваться с более опытным коллегой. Более того, во всем мире существует практика  беспрерывного образования  врачей, позволяющая им постоянно быть в курсе последних достижений в области медицины и фармацевтики. "Системы компьютерной поддержки врачебных назначений позволяют существенно, почти на 80%, сократить количество ошибок при назначении лекарств и на 55% снизить неблагоприятные побочные реакции", — прокомментировал ситуацию Андрей Столбов.

Как показало исследование NUA Internet Surveys, проведенное компанией PSL Consulting, в 1998 году доступ в сеть интернет имели 44% врачей во всем мире. К весне 1999 года эта доля возросла до 64%, а в настоящее время составляет около 78%.  Таким образом, среда для размещения систем информационной поддержки  врача создана, а ресурсы для оперативного получения необходимой информации уже давно известны и не представляют из себя никакого "ноу-хау" — это информационно-справочные системы и тематические форумы.

Общение в сети: актуально, быстро, удобно

Опыт создания информационно-справочных медицинских систем существует в развитых странах достаточно давно. Так, европейская информационно-справочная система Anatomy Atlas позволяет современному врачу в кратчайшие сроки получить всю необходимую информацию, проконсультироваться по спорным вопросам. В ней собраны подробные описания клинических картин болезней, что позволяет точно и быстро поставить диагноз пациенту. "Ничего не надо выдумывать, — считает директор НИИ пульмонологии, главный терапевт-эксперт Минздравсоцразвития, академик Российской академии медицинских наук Александр Чучалин. — Все уже разработано и апробировано — надо только создать русскоязычный аналог существующих систем".

Изучение анатомии человека с помощью интернет-атласа

Изучение анатомии  человека с помощью интернет-атласа

Источник: Anatomy.med, 1997

Одной из составляющих информационно-справочных систем, помогающих врачам в ежедневной практике, являются клинические рекомендации. К сожалению, пока они слабо распространены и плохо востребованы. Бесчисленное количество таких рекомендаций размещено в интернете, но найти их там чрезвычайно сложно, и не все из них представляют реальную ценность для практикующих клиницистов.

Попытка систематизировать имеющиеся в сети клинические рекомендации в области неотложной медицинской помощи была предпринята специалистами Медицинского центра Бостона с помощью программы автоматического поиска в сети (Copernik 99, Agents Technoligies Inc, Quebec, Canada). По ключевому слову "clinical guidelines" в интернете были отобраны 1000 самых лучших документов. Затем из рекомендаций, отвечающих потребностям неотложной медицины, была создана  база данных объемом 250 записей, к которой впоследствии разработали пользовательский интерфейс, соединяющий эту базу данных с интернетом через Web-сервер Медицинского центра Бостона.  В результате у пользователей появилась возможность искать и считывать информацию в соответствии с имеющимися указателями: предметным, тематическим, авторским, по году выпуска, по спонсирующей организации. Web-узел предоставляет также автоматический выход на базу данных PubMed Национальной Медицинской Библиотеки США для самостоятельного поиска рекомендаций в медицинской литературе.

Еще одним современным средством поддержки врача является центр компетенции, примером которого может служить центр компетенции в области биомедицинских исследований, открываемый по инициативе IBM в Дублине. Он специализируется на разработке передовых аналитических приложений и призван помочь врачам принимать более обоснованные решения на основании имеющихся результатов. Эта инициатива дополнит предпринимаемые IBM усилия по созданию портала Clinical Trials Portal, который обеспечит врачам и пациентам доступ к данным клинических обследований, сосредоточенным на одном ресурсе.

Удобным и оперативным средством общения в интернете являются тематические форумы, где врач может в режиме реального времени обсудить с коллегами возникающие у него проблемы. Подобные ресурсы, широко распространенные на Западе,  существуют и в российском сегменте сети, но, к сожалению, так и не смогли приобрести широкую популярность.

Медицинские центры компетенции в России – скорее фантастика, чем реальность

Фактическое отсутствие у российских врачей возможности оперативного обмена информацией связано в первую очередь с низким уровнем проникновения информационных технологий в ЛПУ нашей страны. "Средствами вычислительной техники оснащено 76% лечебных учреждений. Фактически, это все лечебные учреждения до уровня центральной районной больницы,  — рассказал Георгий Лебедев, заместитель директора по информационным технологиям (ИТ) ФГУ "Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава" (ЦНИИ ОИЗ)  РФ. — Что касается участковых больниц, то здесь ситуация иная. Средствами вычислительной техники оснащена меньшая часть". Даже в крупных городах лишь небольшое количество специалистов-медиков имеет возможность выхода в интернет прямо со своего рабочего  места, а в провинции такие методы работы до сих пор находятся за гранью реальности.

Немаловажным барьером на пути внедрения электронных средств общения в здравоохранении является и психологическая неготовность значительного количества врачей к новому виду деятельности. "Более 30% практикующих врачей в России — это пенсионеры с достаточно низкой мотивацией, — считает Евгений Никонов, доктор медицинских наук, секретарь рабочей группы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по координации национального проекта "Здоровье". — Нередки случаи абсолютного непонимания и непринятия происходящих процессов".

Кроме технических и психологических сложностей существует еще и элементарная проблема нехватки времени – российские врачи перегружены. При формировании регистра медицинских работников выяснилось, что участковые врачи обслуживают в несколько раз больше пациентов, чем это предусмотрено нормативами. "Существуют официально утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития нормативы с установленной дельтой, то есть возможными отклонениями в ту или другую сторону, — рассказал Евгений Никонов. — Например, на участке со средней нормой в 1700 пациентов допустимы вариации в интервале 1500-1900. Де-факто в  Москве средняя численность прикрепленного населения на каждом 3-ем участке составляла 3000-3500 человек. Иногда численность обслуживаемого населения  возрастает до 10000. Данные обстоятельства резко снижают качество медицинского обслуживания".

Что касается наличия контента для информационно-справочных систем, то, кроме обозначенной Александром Чучалиным возможности перевода на русский язык уже имеющихся материалов, существует вариант объединения усилий по созданию интернет-справочника с работой по формированию электронной медицинской библиотеки, которая получила широкую поддержку в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".

Много, но непрофессионально

Нельзя сказать, что в нашей стране совсем не существует медицинских интернет-ресурсов – любой запрос в поисковой системе предоставит вниманию пользователя сотни сайтов, посвященных проблемам здоровья. К сожалению, выделить из этой массы материалов действительно профессиональные часто бывает сложно.

Портал "Медицинские конференции" (www.medico.ru) позиционируется как ресурс, ориентированный на специалистов. Он дает возможность познакомиться с новостями медицины, обсудить вопрос на форуме, опубликовать работу. Другой ресурс — www.med-doc.info — предназначен, по мнению создателей, для студентов и пациентов. На нем представлена Большая медицинская энциклопедия, содержащая словарь медицинских терминов, рефераты и лекции. Правда, материалов в энциклопедии пока немного и вряд ли они могут представлять интерес для опытного специалиста.

В отсутствие полноценных специализированных информационно-справочных интернет-ресурсов российские врачи довольствуются общением на профессиональных форумах, которых в интернете насчитывается великое множество. К сожалению, данный способ обмена опытом доступен далеко не всем: основная часть посетителей — это жители все тех же крупных городов, имеющие возможность неограниченного выхода в интернет. Наиболее нуждающаяся в консультациях часть специалистов, работающая в регионах, по-прежнему лишена такой возможности.

Основным, доступным большинству медиков, средством получения информации на данный момент остаются печатные издания. С 1995 года издается "Русский медицинский журнал", позиционирующийся как независимое издание для практикующих врачей. В нем публикуются обзорные статьи российских и зарубежных специалистов, посвященные новейшим  методам лечения, медикаментам и технологиям. Издатели "Русского медицинского журнала" уверяют, что его содержание отвечает всем требованиямточности, логики, научной достоверности и применимости публикаций в медицинской практике. В нем не публикуются статьи, касающиеся так называемых альтернативных методов лечения, таких, как гомеопатия, акупунктура и лечение травами, поскольку эти методы и их результаты недостаточно проверены. Журнал можно получать в бумажном виде, что важно для жителей регионов, и в электронном в формате .pdf.

Существуют специализированные издания, например, "Вестник дерматологии", "Вестник интенсивной терапии" и т.д., которые кроме бумажного варианта выходят еще и в интенет-версии. Главным их недостатком является неоперативность предоставления информации и невозможность получения экстренной консультации, поскольку на сайтах располагаются только отдельные статьи из журналов и не предусмотрены никакие интерактивные сервисы.

Тем не менее, у российских медиков постепенно появляется возможность удаленного консультирования. Например, Уральский НИИ травматологии и ортопедии им. В.Д.Чаклина Росздрава на базе инструментов Open Source (Debian Linux, Zope, PostgreSQL) разработал открытый телеконсультационный портал по ортопедии и травматологии (http://weborto.net), который представляет собой динамичное web-приложение, позволяющее отправить краткое деперсонифицированное описание клинического случая в произвольной форме с приложением рентгенограмм и клинических фотографий. Участие возможно и по e-mail с помощью лист-сервера.

Информационные разделы портала содержат как локально размещенные материалы (методические рекомендации, пособия для врачей и др.) и web-приложения по оценке исходов и др., так и систематизированные каталоги ссылок на другие сетевые информационные ресурсы – поисково-библиографические системы, сайты профессиональных журналов, организаций. Подсистема хранения изображений работает как в локальной сети учреждения, так и на сайте Ортофорума (http://weborto.net/pacs). В базе уже хранится более 22 тыс рентгенограмм, клинических фотографий и других изображений. Созданная среда оценки исходов обеспечивает сбор сведений о состоянии пациента с использованием методики оценки качества жизни SF-36 и ряда других средств оценки. Количество представляемых клинических случаев на телеконсультационный форум возросло с 60 в 2001 г. до 320 в 2005 г. В 35–40% случаев обсуждение влияет на выбор врачебного решения, в том числе связанного с переводом пациента в центр или с выездом хирургической бригады.

Как показали результаты исследования Американской ассоциации госпиталей, в больницах, в которых активно используются информационные технологии, значительно ниже уровень смертности среди пациентов, сообщает Washington ProFile. Число смертей в полностью компьютеризированных госпиталях в среднем на 7,2% ниже, чем в обычных. Данный вывод сделан на основе изучения статистики по более чем 1,2 тыс госпиталей. Исследователи считают, что компьютеризация чаще позволяет избегать врачебных ошибок и облегчает врачам работу с информацией.

Наталья Рудычева / CNews

Андрей Вышлов: Направление ИТ в медицине на данном этапе находится в стадии развития

Андрей Вышлов

Внедрение информационных систем в работу системы здравоохранения неизбежно приведет к формированию огромных массивов электронной информации. О том, какие технологии сбора, учета, архивирования и хранения данных могут быть предложены медицинским учреждениям рассказал в интервью CNews Андрей Вышлов, директор департамента по работе с государственными учреждениями компании HP.

CNews: Каковы перспективы увеличения темпов роста медицинской информации, хранимой в цифровом виде в России, и каким образом, на ваш взгляд, можно стимулировать спрос среди медучреждений по переходу на надежные системы хранения данных? Андрей Вышлов: Сегодня все больше диагностического оборудования становится цифровым, что существенно увеличивает объемы хранения данных. Так, например, исследование, проводимое компьютерной томографией СT (computed tomography) обычно включает серию изображений (100 — 200 штук, 200Kбайт каждый). Согласно приблизительным подсчетам, в период за 2 года количество информации увеличивается в три раза. Другим существенным фактором увеличения объемов хранения информации, является тенденция к старению населения, которая сегодня значительно усиливается как в странах Европе, так и в России. Данная тенденция в ближайшем будущем приведет к росту объема оказываемых медицинских услуг и хранения информации.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати