|
|
Дистанционное обучение в США и ЕвропеВ последнее время количество студентов, обучающихся дистанционно, растет быстрее, чем число студентов дневных отделений. В США на данный момент дистанционно обучается около 400 тысяч студентов. 81% всех учебных заведений этой страны предлагают как минимум 1 курс дистанционного обучения, а 67% считают это направление одним из самых важных. Аналогичная ситуация наблюдается и в Европе: сеть европейских открытых университетов состоит из 17 учебных заведений, в которых обучается около 650 тысяч студентов. Первые студенты, обучающиеся дистанционно, появились примерно в начале XIX века. Тогда учащиеся, которые не могли со всеми вместе посещать занятия, посылали свои работы по почте, что, конечно, занимало немало времени. С развитием высоких технологий упростился обмен информацией между студентами и учебными заведениями. Это, с одной стороны, привело к росту числа организаций, предоставляющих возможность дистанционного обучения, а с другой, к увеличению числа желающих получать образование таким способом. Наибольшее распространение система дистанционного обучения получила в развитых странах Европы и США, так как именно они обладали достаточным количеством необходимых и человеческих, и технических ресурсов. Например, в США в 1984 году появился Национальный Технологический Университет (National Technological University, NTU), который к 1991 год превратился в консорциум из 40 инженерных школ. К этому моменту в этом учебном заведении уже обучалось около 1100 студентов. Надо отметить, что Национальный Технологический Университет существует на деньги, поступающие в качестве платы за обучение. Модель NTU была взята как пример организации электронного института многими учебными заведениями. В Европе дистанционное обучение развивалось несколько иначе: в начале 70-х годов в Великобритании начали появляться открытые университеты, смысл обучения в которых заключался в том, что студенты самостоятельно занимались по книгам, а контроль над ними производили так называемые «тьютеры» (tutors). Они проводили воскресные семинары, контрольные работы, а также консультировали студентов по непонятным вопросам. Значительная часть информации передавалась по телевидению и радио. Такая система образования больше походила на заочное обучение, тем не менее, европейские страны последовали примеру Великобритании. Например, в Испании в середине 80-х годов XX века был организован Национальный Университет Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia UNED). В настоящее время у этого университета появилось уже 67 отделений, некоторые из которых находятся за рубежом, в том числе и в США. Рост количества желающих получить дистанционное образование обусловлен, в первую очередь, тем, что высшее образование стало практически необходимо при приеме на высокооплачиваемую работу. Однако не все имеют возможность тратить время на посещение дневных, вечерних и заочных учебных заведений. Гораздо удобнее бывает самостоятельно распределять свое время, используя ресурсы дистанционного обучения. В последнее время количество студентов, обучающихся дистанционно, растет быстрее, чем число студентов дневных отделений. Как известно, спрос рождает предложение, и количество «открытых» университетов также увеличивается. За период 1900—1960 гг. было создано 79 институтов дистанционного обучения, за 1960-1970 гг. 70, за 1970-1980 гг. 187, а только за 1980—1995 гг. 700. Правительства многих стран осознают, что обучать студентов дистанционно гораздо дешевле, чем предоставлять им возможность посещать лекционные занятия. Тем более что многие институты дистанционного обучения существуют за счет собственных средств, так как желающих получить образование всегда достаточно. Среди постоянных студентов учебных заведений дистанционного типа сотрудники компаний, направленные работодателями на курсы повышения квалификации. В США, например, на это ежегодно тратится около $50 млрд. Еще одной группой пользователей системы дистанционного обучения являются абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на дневное или вечернее отделение в выбранный ВУЗ. В этом случае поступление на отделение дистанционного образования, специальности на котором полностью дублируют курсы дневного обучения, является достойной альтернативой. Причем дипломы, полученные на отделении дистанционного обучения, ничем не отличаются от стандартных. Дистанционное обучение XXI века С развитием информационных технологий и, главное, с появлением интернета и электронной почты, система дистанционного обучения претерпела значительные изменения. Появилась возможность оперативно получать и отправлять всю необходимую информацию. Вполне логично, что дистанционное образование, основанное на коммуникационных технологиях, быстрее всего распространилось в тех странах, где большое количество людей имели доступ в интернет. Напомним, кстати, что первая глобальная компьютерная сеть под названием «Apartnet» появилась уже в 70-х годах, и это послужило толчком к развитию большого числа университетов, предоставляющих услуги дистанционного образования. Таким образом, с появлением интернет у многих институтов уже была база и навыки работы с глобальными сетями. В странах Европы дистанционное обучение путем электронного обмена данными происходит следующим образом: вся информация (лекции, семинары и т.д.) пересылается по электронной почте. Такой метод обучения используется в Национальном центре дистанционного обучения (Centre National D'Enseignement a distance-cend) во Франции. Этот центр был основан еще в 1939 году, и сейчас у него насчитывается уже около 35 тыс пользователей по всему миру. Однако, помимо интернета, применяются и другие способы интерактивного общения и обучения. Например, студенты и преподаватели используют спутниковое ТВ-вещание для демонстрации лекций и семинаров, может быть организован режим конференц-связи для двухстороннего общения. До настоящего времени значительное число институтов дистанционного образования работает в режиме одностороннего общения. Обучение через видео кассеты применяется в 52% институтов США, аудио кассетами пользуются 10% институтов, а 9% организаций проводят «живые» видео-трансляции. Одновременно все более широкое распространение получает использование интерактивного видео (57% институтов), аудио конференций (11% институтов) или он-лайн конференций через интернет (36% институтов). Самым перспективным направлением взаимодействия студентов и ВУЗов является трансляции лекций и семинаров через глобальную сеть, однако не у всех имеется достаточная скорость интернет-канала и, например, WEB-камеры, необходимые для полноценного общения. К тому же, значительное число дистанционно обучающихся студентов проживают не в самых развитых странах, где довольно маленький процент жителей пользуется продуктами современных технологий. Тем не менее, имеющиеся технические средства дают возможность выбора оптимального режима обучения и, естественно, способствуют продвижению дистанционного обучения в мире. Например, в США на данный момент дистанционно обучается около 400 тыс студентов. Однако стоит заметить, что многие из них получают дистанционное образование дополнительно к основному высшему, изучая какой-то определенный курс без отрыва от учебного процесса. Во всех странах, где развито удаленное обучение, в последние годы наблюдается тенденция к глобализации. Многие университеты хотят объединиться в одну организацию для предоставления широкого выбора специальностей студентам. Например, в США уже около 20-ти лет существует организация под названием Американская ассоциация дистанционного образования USDLA (United States Distance Learning Association). Эта организация была создана в 1987 году, сейчас она объединяет в себе все уровни образования, от школьного до высшего, в том числе переподготовку, корпоративное обучение и т.д. Модель единой образовательной системы
Источник: конференция «Образование в 21 веке», Клиентами Ассоциации являются представители правительственных учреждений (Конгресса США, различных индустриальных структур и др.). Представители ассоциации проводят ежегодные совещания с организациями-лидерами в сфере дистанционного обучения в странах Азии, Африки и Европы. Вообще, в США этим вопросам уделяется повышенное внимание: например, уже 81% всех учебных заведений Соединенных Штатов предлагают как минимум 1 курс дистанционного обучения, а 67% считают это направление одним из самых важных. В Европе ситуация с дистанционным обучением похожа на американскую. Там также существуют организации, являющиеся союзом институтов ДО. В 1987 году была создана Европейская ассоциация университетов с дистанционным обучением, которая затем трансформировалась в Европейский открытый университет, в основе которого лежала сеть Европейских открытых университетов. В эту сеть уже входит 17 открытых университетов из 17 стран. Обучается в сети около 650 тысяч студентов. Основной целью таких организаций является обмен опытом между преподавателями из разных учебных заведений для разработки курсов и подтверждения дипломов. Между институтами, входящими в сеть, принят ряд соглашений в области оценки, сертификации, взаимного признания экзаменов, обеспечивающих передвижение дипломов по странам. Все это помогает международному сотрудничеству и укрепляет систему ДО в целом. Основным органом сети Европейских открытых университетов является сеть Европейских центров обучения, которые должны быть расположены в большинстве пунктов проживания студентов и при университетах, дающих возможности обучаться дистанционно. Смысл создания такой структуры состоит в том, чтобы любой желающий имел возможность доступа ко всей необходимой информации по ДО. Учебный процесс при дистанционном обучении
Источник: конференция «Образование в 21 веке», Вопросами дистанционного обучения озабочены и представители Европейского союза, считающие своими целями расширение сферы влияния, организацию совместных научных проектов и создание единого исследовательского пространства. Регулярно проводятся специальные конференции, где ученым и бизнесменам (как возможным спонсорам научных проектов) предоставляется возможность встречи для проведения различных переговоров. Очевидно, что дистанционное обучение с развитием современных технологий приобретает все большую привлекательность и для студентов, и для представителей университетов. Одновременно становится заметным стремление многих институтов ДО к интерактивности и двустороннему контакту студентов с преподавателем. Стремительное распространение новых технологий в недалеком будущем способно реализовать идеи, которые сегодня кажутся нереальными. Екатерина Королева / CNews |