|
|
e-MBA Америка, Европа, Россия
Рынки еМВА Северной Америки и Европы во многом схожи наряду с жесткой конкуренцией бизнес-школ характерным для них является достаточно жесткое регулирование процесса обучения: стандартизация, совершенствование методик и наращивание информационной базы. В отличие от них, российский рынок eMBA еще не сформирован, а информация о нем малодоступна и противоречива. Западный рынок еМВА: штрихи к портрету Европейский и американский рынки уже достаточно давно демонстрируют тенденцию к конвергенции образовательных стандартов, в том числе, и в сфере дистанционного обучения, имеющиеся на сегодня различия аналитики отрасли склонны объяснять разностью подходов к ведению бизнеса в целом. Все более значимой для западных бизнес-школ является ориентация на внешнее потребление. Так, согласно статистике aubaedu.com, в некоторых американских учебных заведениях число иностранных студентов может доходить до 50%, что обусловлено как экономическими, так и демографическими факторами. В европейских учебных заведениях процент иностранных студентов также достаточно высок и составляет 35-40% от общего числа слушателей. Однако, и это отмечают представители бизнес-школ, процент иностранных студентов мог бы быть еще выше, в силу ряда факторов число слушателей традиционных вариантов программ гораздо ниже числа поступивших. Выходом в данной ситуации становятся программы дистанционного обучения МВА, которые позволяют таким образом восполнить нехватку студентов. Крупнейшие западные бизнес-школы
Источник: distancelearn.about.com еМВА: российская практика Появление в России бизнес-образования принято датировать 1988 годом, когда по указу Совета министров были созданы сразу две коммерческих школы: при Министерстве внешнеэкономических связей и при Академии народного хозяйства (позже переименована в Высшую школу международного бизнеса ВШМБ). С открытием этих школ в Россию официально пришла и степень МВА, которая сегодня активно тиражируется не одним десятком ВУЗов и бизнес-школ самого разного калибра. Первые онлайн-программы МВА появились гораздо позже «традиционных» версий и первоначально строились в соответствии с принципами дистанционного обучения, принятыми в российской образовательной практике. Чаще всего курсы eMBA представляли собой лишь один из вариантов взаимодействия студентов и преподавателей, используемый на вечерних и сокращенных формах обучения, таких как Executive MBA, самостоятельных программ просто не существовало. Однако, по мере накопления отечественного опыта обучения МВА, многие участники рынка как ВУЗы, так и реальные и потенциальные слушатели курсов начали постепенно осознавать, что традиционная схема дистанционного обучения применительно к МВА требует активного развития и доработки. Это привело к появлению ряда специальных онлайн-программ МВА и ряда других степеней в сфере делового администрирования, как например, Master of Arts (MA), а также отдельных тематических модулей, входящих в структуру Full-Time-программ. Сегодня дистанционное обучение предлагают практически все российские учебные заведения, осуществляющие обучение по программам МВА, государственные и частные университеты, институты и бизнес-школы. При этом государственную аккредитацию на сегодня имеют только 34 ВУЗа, практически все из них государственные. Число ВУЗов, аккредитованных одной из ассоциаций бизнес-школ, еще ниже. География бизнес-школ в регионах России Источник: Begin Group, 2006 Хотя формально обучение МВА регулируется рядом нормативных актов Министерства образования, программы учебных заведений могут разительно отличаться от количества академических часов курсов до структуры материала и используемых средств интерактивного обмена. Участники рынка признают, что большинство программ онлайн-МВА, представленных на российском рынке, не удовлетворяют необходимым критериям, это же применимо и к онлан-программам. Помочь исправить ситуацию могло бы принятие официальных стандартов МВА на государственном уровне, в том числе и стандартов, регулирующих дистанционные программы. Но перспектив в этом отношении, похоже, в ближайшее время не намечается, сегодня регулирование российской МВА сферы базируется на «Основных требованиях к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования Master of Business Administration (MBA)» Министерства образования, принятых в 2003 году. Использование лишь «Требований» в качестве базового нормативного документа позволяет многим ВУЗам под соусом МВА продвигать самые разные программы, в том числе, и наспех перелицованные из базовых курсов учебных заведений. Однако, в случае с дистанционными программами МВА ситуация выглядит особенно катастрофично формирование дистанционных курсов даже в известных отечественных ВУЗах, как правило, производится «по остаточному принципу», при этом, общий уровень качества дистанционных программ остается крайне низким. В отличие от западных бизнес-школ, российские ВУЗы пока не слишком заботит собственная репутация не первом плане пока минимизация затрат, в том числе и затрат на информационное обеспечение онлайн-программ. Выбор в пользу еМВА процесс, не терпящий спонтанных решений, ведь даже несмотря на наличие у школы аккредитации и первых мест в рейтингах, выпускнику с «дистанционным» дипломом МВА найти работу оказывается достаточно сложно. Причина кроется в том, что на рынке пока не сформировалось единого общественного мнения относительно статуса дистанционной формы МВА, пусть даже полученного в известных бизнес-школах. Общая тенденция в настоящее время такова, что рынку катастрофически не хватает информации, как относительно имеющихся программ МВА, так и относительно официально аккредитованных отечественных бизнес-школ. Именно поэтому в западные школы в виде оплаты программ дистанционного обучения ежегодно утекают миллионы долларов, причем, этот объем продолжает расти в унисон со всеобщим убеждением, что в России невозможно, да и негде получить качественное бизнес-образование. Ликвидировать сложившийся информационный вакуум призваны специализированные порталы, посвященные тематике МВА, однако, чаще всего, освещение проблематики еМВА на отечественном рынке сводится, за редким исключением, к одной-двум обзорным статьям. Рейтинги ВУЗов деловых изданий также практически не включают описаний дистанционных курсов. Надежда остается лишь на интернет-сайты учебных заведений, которые наряду с другими информационными материалами содержат описание онлайн-программ. Общее состояние отечественного рынка еМВА сегодня, в целом, созвучно состоянию рынка «традиционных форм» МВА здесь царит та же неразбериха, хаос и спонтанность. Возможно, для других областей такая ситуация и является нормой, но в столь затратной и стратегически важной для государства области она просто недопустима последствия могут быть самыми непоправимыми. Юлия Граванова / CNews |